Это событие произошло в 1996 году. Тогда 7 пилотов из Казани умудрились захватить в афганском плену свой же самолет, и спустя целый год нахождения в неволе вернулись на Родину.
Причина полета в Афганистан
Эта воздушная машина авиакомпании «Аэростан», базирующейся в Казани, уже несколько раз совершал полеты, доставляя в «Северный альянс» различные боевые снаряды. Несмотря на то, конечно, что де-юре, еще с периода существования Советского Союза, было запрещено возить для сторон конфликта топливо и боеприпасы. И вот в последний месяц лета 1995 года казанский Ил-76-ТД опять направлялся в Кабул через Албанию со стрелковыми снарядами.
В команде борта были 7 человек: командир самолета В. Шарпатов, второй пилот, штурман, бортинженер, бортрадист и два ведущих инженера.
Как произошел захват
Татарский Ил-76-ТД в первых числах августа 1995 года планировал совершить перелет из Тираны (Албания) до Баграма близ Кабула. И хотя стрелковые снаряды, которые везли из Казани на коммерческой основе, должны были попасть в «Северный альянс», а аэропорт в Баграме держали под контролем представители «Талибана», до этого несколько раз подобные операции проходили по плану, и все складывалось наилучшим образом.
Но в этот раз в небе Афганистана Ил-76-ТД засекли самолеты талибов МиГ-21 и вынудили сесть недалеко от Кандагара, требуя проверки перевозимого груза. И вот при этой ревизии в грузовом отсеке российской машины обнаружили снаряды, переправка которых де-юре была запрещена. На этом основании экипаж и воздушное судно были захвачены в плен.
Тяжелые условия в плену
В неволе 7 казанских пилотов пробыли чуть более года. В период перед самым спасением их разместили в одной из хозпостроек во дворе дома правителя Кандагара. Питание было очень скудным, российские летчики все время хотели пить и страдали от сильной жары.
Все это время пленники ожидали, что их могут казнить, так как они везли оружие для врагов талибов. Кроме того, на родине официальные лица особо рьяно не шевелились, чтобы как-то повлиять на судьбу захваченных пилотов. Да еще, помимо прочего, талибы все сильнее давили на летчиков, заставляя принять исламскую веру, а ведь это вело к тому, что наши соотечественники должны были остаться в Афганистане навсегда.
Однако связь все-таки была установлена, представители Татарии и центра России получили возможность иногда наносить визиты пленникам, пилоты имели возможность писать и получать письма. Официальные лица даже предлагали обменять российских пленников на некоторые важные запчасти для самолетов, но талибы почему-то не изъявили такого желания.
Схема побега
Через редкое и нерегулярное общение с представителями Российской Федерации, некоторых организаций из нашей страны, которые базировались в Афганистане, все удалось составить более менее реальную схему побега – на том же воздушном судне, на котором пилоты сюда прибыли.
Благодаря ряду совпадений этот очень смелый план побега оказался в итоге осуществлен. Для начала, очень полезным оказалось то, что талибам внушили, что для постоянной исправности необходимы регулярные ремонтные работы на Ил-76-ТД. Для этого летчиков время от времени привозили на аэродром и те проводили работы под надзором охранников. Кроме того, по счастливой случайности, в самолете оставили топливо, которого хватило на вылет из Афганистана. Да еще и всю операцию провернули в пятницу, священный день у приверженцев ислама, когда все были расслаблены, охрана была не в полном составе.
Улетели, захватив с собой охранников
В августе 1996 года казанские пленные пилоты в который раз обслуживали свой самолет, сославшись на то, что вышло из строя колесо шасси. В Ил-76-ТД были 7 летчиков и три охранника с автоматами.
На самом деле, самолет, по техническим характеристикам, мог совершить взлет в любой момент, и российские пилоты запустили двигатели самолета. Талибы на аэродроме не смогли никак помешать, потому что на календаре была пятница, и многие сотрудники авиабазы просто не пришли на работу, и главное, не было летчика, который мог бы вывести в небо истребитель-перехватчик.
Когда произошел взлет, охранники начали угрожать пилотам, один собрался уже палить из автомата. Но первый пилот совершил воздушный маневр, резко снизив самолет, афганцы потеряли равновесие и упали, а летчики воспользовались этим, разоружили их и связали.
Судно двигалось над Ираном в ОЭА на очень малой высоте, чтобы не заметили талибы. Перед этим с Ираном полет согласовали. В итоге Ил-76-ТД благополучно смог добраться до Шарджи на территории ОАЭ. А еще через день россияне были уже в столице Татарстана.
Что было после этого события
Через некоторое время командира экипажа и второго пилота удостоили званий Героев России, другие члены экипажа были награждены орденами.
Некоторые источники утверждают, что все прошло так гладко, поскольку некоторых талибов удалось подкупить, но мы не склонны доверять этим непроверенным данным.
Вторая волна интереса к этой истории прошла в 2010 году, когда был снят и вышел в прокат российский фильм «Кандагар», где сюжет основывался на этой операции спасения казанских пилотов.