Нефть для победителей

Великая Отечественная война была выиграна и благодаря героизму, мужеству Советского солдата, и благодаря самоотверженности, трудовому подвигу тружеников тылы-заволских рабочих, нефтяников, железнодорожников, колхозников… «Всё для фронта – всё для Победы» – таков был призыв тех огненных лет. Великая Отечественная была «войной моторов». Бензин – эта была «кровь» для танков, самолетов, автомобилей… И потому поставки топлива на фронт были одной из главных и важных стратегических задач руководства страны, ведь от этого зависела жизнь и смерть Советского государства. На протяжении всей войны советские нефтяники, нефтехимики, а это в основном старики, женщины, подростки, работая круглосуточно, бесперебойно снабжали Красную армию всеми видами топлива, маслами.

Нефть для победителей

До войны СССР добывал тридцать млн.тонн нефти и занимал 2-е место в мире по добыче. Немцы ввозили в страну всего полмиллиона тонн. Министр промышленности Германии в тот период А.Шпеер, писал в своих мемуарах, что Рейх вторгся в Россию и из-за нефти. По каким-то причинам Красная армия отставала от Германии по запасам топлива в несколько раз. 22 июня 1941 г. немецкая авиация уничтожила четвертую часть советских складов с топливом. Тем летом Красная армия отступала. Для танков, самолетов и автомашин катастрофически не хватало бензина. Так артиллеристы к своим пушкам таскали ящики со снарядами в руках. Бедствовали и немцы. Наше бездорожье создавало им большие проблемы с поставками топлива. Немецкий танк Т-4 на сто км. потреблял 318 л., по бездорожью – 500 л. Т.е. гитлеровцы тоже сидели «на голодном бензиновом пайке».

В 1942 г. Гитлер вспомнил о своей идее захватить нефтяные промыслы Северного и Южного Кавказа. Медлить фашисты не стали. В начале августа 1942 г. пал Майкоп. Следом – Краснодар. Немцы стали готовиться «к прыжку» на кубанские нефтяные месторождения. А ведь они давали фронту дизтопливо, авиакеросин, мазут для ЧФ. Наступая, Вермахт наступая «влил» в свои ряды специалистов по нефтедобыче. Нефтепромыслы встретили врага пожарами и густым дымом. Это дело провернули совместно нефтяники и сотрудники НКВД. Так стратегическое сырье гитлеровцам не досталось.

Еще осенью 1941 г. начались работы по эвакуации Туапсинского НефтеПерерабатывающего Завода (НПЗ). 780 вагонов с оборудованием были отправлены в г.Красноводск (Туркмения). Та же участь постигла мощные Херсонский, Бердянский НПЗ – их передислоцировали в г.Сызрань. Зимой, при температуре минус 40-45 оборудование раскладывалось в чистом снежном поле, там и собиралось. В самые короткие сроки эти заводы восстановили и сдали в эксплуатацию. Топливо шло на фронт без задержек. Не смогли гитлеровцы и захватить Баку. Нефтяную столицу Союза охраняли крупные армейские подразделения и глубоко эшелонированная заградительная ПВО. За всю войну на далеких подступах к городу был сбит один самолет-разведчик. Потом его обломки демонстрировали бакинцам на Приморском бульваре. В сороковых годах Баку давал три четверти общесоюзной добычи. За всю войну на фронт было отправлено 75 млн.тонн нефти… В 1940-м Азербайджан давал почти три четверти общесоюзной добычи. Захватить Баку фашистам не удалось. Но нацистам удалось другое – они перерезали Северо-Кавказскую ж/д по которой обычно осуществлялись поставки топлива в Москву и Сталинград. Но советские специалисты нашли выход из положения. Помог Каспий. В Баку или Махачкале с ж/д цистерн снимали колесные пары. Сами цистерны опускали в море, надежно закрепляли их друг с другом и этот «поезд» буксир вез в Астрахань. Колесные пары перевозили на других баржах. В Астрахани колесные пары ставили на свое место, и уже по ж/д цистерны шли в нужном направлении. Также нефть перевозили и на специально подготовленных баржах.

Фюрер бредил захватом Сталинграда. Если бы это удалось, к ним перешел и «второй Баку» – Волго-Уральский нефтяной район. А это грозило «топливным голодом» для Красной Армии. 23 августа 1942 г. около 1000 самолетов «Лютваффе» провели массированную бомбардировку Сталинграда. В основном бомбили нефтехранилища. Это была картина ада. Горело все, что могло и не могло гореть. Казалось, что живому здесь никогда не быть. Горела даже ставшая нефтяной рекой – Волга.

Нефть для победителей

В середине 1942 г. немецкие изверги постоянно бомбили Саратовский НПЗ – важнейший поставщик нефтехимии прямо на фронт. Завод был разрушен на 80 процентов. Погибло восемьсот работников. Но завод восстанавливали. В сутки на фронт уходило пять тысяч продукции в сутки. Также предприятие выпускал детали для минометов, противотанковых ружей, «коктейли Молотова».

Размах боевых действий все более возрастал. В боях на Курской дуге летом 1943 г. было задействовано пять тыс. танков и пять тыс. самолетов с обеих сторон. Советскими войсками было израсходовано 204 тыс. тонн ГСМ. Советские нефтяники все более и более наращивали добычу ценного сырья. Германия тоже подумывала о новых источниках углеродного сырья.

Нефть для фронта, для Победы привозили также из далеких Дальнего Востока и Сахалина. За весь период войны здесь было добыто три млн. тонн нефти.

1943 год – год восстановления нефтепромыслов на деоккупированных территориях Кубани и Северного Кавказа. Малгобек – это последний город на Северном Кавказе, который был занят фашистами. Дальше враг не прошел. Перед немецким нашествием советские спецгруппы под городом взорвали семьсот скважин и некоторые НПЗ. Не прошло и месяца как под Малгобеком вновь заработали нефтяные промыслы. До войны Малгобек давал 2 млн. 300 тыс. тонн сырья. Город постепенно возвращал себе славу крупного северокавказского нефтяного района. За 3 года войны Союз добыл всего 18 млн.тонн нефти. В неметчине было добыто почти 2 млн.тонн. Союзники – Румыния, Венгрия поставили три млн. Рейх спасал синтетический бензин, производимый из каменного угля. К середине и к концу войны его поставки составляли почти 6 млн.тонн. 12 мая 1944 г. 935 бомбардировщиков США уничтожили все заводы по производству «синтетики». В августе этого года советские войска заняли главные нефтепромыслы Румынии в Плоешти. Для Германии эта была настоящая катастрофа.

Нефть для победителей

Некоторый НПЗ работавшие в годы войны функционируют и сегодня в составе «Роснефти». Их тринадцать – это Саратовский, Сызранский, Уфимский, Туапсинский и др. За цифрами статистики по производству нефтепродуктов стоят люди – часто старики, женщины, подростки. Они сутками не покидали холодных цехов, в стужу и жару работали на нефтепромыслах, приближая день Победы. Свой вклад в это святое дело внесли геологи. За годы войны были открыты 37 нефтяных месторождений между Волгой и Уралом. В бригады бурильщиц записывались юные, хрупкие девушки, которые в огромных рукавицах управлялись с трубами, чистили скважины и буры… Каждая дивчина отвечала за 10-15 скважин. Это был тяжелый труд, но они справлялись. Тогда не было никакой автоматики, все делалось вручную.

За все 4 года войны на фронт было поставлено более 13 млн.тонн топлива. Все было налажено надежно, срывов поставок никогда не было. «Война моторов» была выиграна Советским Союзом.

 

г.Баку                                                                                                                                                             автор: Борис Ляшко

AesliB