В Японии такими угрозами просто так не разбрасывались…

7 декабря 1941 года японская авиация совершила массированный налёт на военно-морскую базу США в Пёрл-Харборе – Жемчужной гавани на Гавайских островах. Американский флот и авиация понесли тяжёлый урон,...

7 декабря 1941 года японская авиация совершила массированный налёт на военно-морскую базу США в Пёрл-Харборе – Жемчужной гавани на Гавайских островах. Американский флот и авиация понесли тяжёлый урон, это событие вписано чёрной краской в историю США.

Япония испытывала большие трудности с природными ресурсами, и добыть их можно было лишь на континенте – в Китае, Корее, Бирме и Тайланде. В Токио не без основания полагали, что американский флот представляет угрозу японским завоеваниям в Голландской Ост-Индии и Малайе, где японцы рассчитывали найти нефть и каучук. В 30-е годы в Вашингтоне считали, что сдержать Японию можно мирным путём, в том числе экономическими санкциями и поддержкой Китая. 1940-м году после падения Франции, колонии которой остались бесхозными, и на которые претендовали японцы, очевидно, что надеждам на мирное сосуществование сбыться не суждено.

В Японии такими угрозами просто так не разбрасывались...

Президент США Франклин Рузвельт весьма скептически оценивал возможность продавить в Конгрессе военный сценарий: в стране действовали т.н. законы о невмешательстве, сухопутной армии практически не было, и объяснить, за что американские парни должны воевать за тридевять земель от своей Родины в чужих колониях, было не так-то просто. Поэтому пока он, действуя в рамках свих компетенций, ввёл эмбарго на поставку Японии военных материалов, 26 июля 1939 года США в одностороннем порядке расторгли договор о торговле и мореплавании, что поставило экономику островного государства в тяжелейшие условия. В апреле 1941 года ленд-лиз, который изначально был ориентирован на Великобританию, распространили на Китай. В июле уже после вторжения Японии в Индокитай было введено эмбарго на поставку Японии нефти, заморожены японские активы, закрыты американские порты для японских судов, и после этого началось движение к войне, которое остановить было уже невозможно. Никто не знал, как эта война начнётся, и атака на Пёрл-Харбор была неожиданной.

В Японии такими угрозами просто так не разбрасывались...

Гавайский архипелаг, состоящий из 24-х островов и атоллов, расположен в северной части Тихого океана практически посередине между Северной Америкой и Азией. Он имеет для США важное стратегическое значение, и американцы стали использовать его в качестве военно-морской и авиационной базы. Радиус действия тогдашних самолётов не позволял им долететь из Америки в Азию без промежуточной посадки. Поэтому Гавайи были прекрасным местом в середине Тихого океана, где можно было разместить крупные морские и авиационные соединения. Свои боевые корабли американцы распределили между Атлантическим и Тихим океанами, и перебазирование американского флота на Гавайи было воспринято в Токио как недружественный шаг.

Гавайскую операцию разработал и спланировал главнокомандующий императорским флотом Японии маршал флота Исороку Ямомото. Основы морского искусства он постигал в США – в Военно-морском колледже и в Гарварде. Во время Цусимского сражения, будучи офицером на крейсере «Ниссин», потерял два пальца на левой руке. В 20-е годы командовал 1-й дивизией авианосцев. Несмотря на то, что ему угрожали убийством, а в Японии такими угрозами просто так не разбрасывались, Ямомото был яростным противником войны с СССР.

Ещё в начале 1941 года Ямомото говорил, что внезапный удар по американскому флоту позволит нанести максимальный урон противнику, и выиграть время для захвата территорий с ресурсами, в которых Япония остро нуждается. Миссия казалась невыполнимой: Японию и Гавайи разделяло более 4 тыс. миль, на островах была целая сеть аэродромов – Хикем, Канеохе, Халейва, Мокулея, Уилер, Эва и Беллоуз, откуда навстречу японцам могли подняться самолёты. Планируя операцию, Ямомото учитывал, что в то время авианосцы ещё не стали главной ударной силой, их задачей было раздробить и ослабить вражеский флот, а уничтожать его должны были военные корабли в крупном сражении. Целью операции было именно уничтожение флота, в первую очередь, авианосцев, чтобы они не могли помешать захватническим планам японцев в Азии. Высадка крупных десантов с целью захвата американских территорий не планировалась, поскольку Япония не располагала необходимыми для этого военными, транспортными и экономическими ресурсами.

Японцы обучали своих пилотов 4 месяца. Из-за секретности о характере целей лётчики узнали в самый последний момент. Это обстоятельство сыграло против японцев: оказавшись в незнакомой местности, и не зная точного расположения кораблей врага, многие лётчики не смогли найти целей. Проблема состояла ещё и в том, что, добившись многого в техническом отношении, Япония, не сумела наладить радиосвязь для своей авиации, как с землёй, так и между самолётами.

Судьба Пёрл-Харбора решилась 4 ноября 1941 года, когда командованием императорского флота был утверждён окончательный план операции. 5 ноября Ямомото издал оперативный приказ № 1 о нападении на Пёрл-Харбор, а ещё через 2 дня он установил окончательную дату атаки – воскресение, 7 декабря. Время нападения подсказал хорошо осведомлённый шпион, работавший в консульстве на острове Оаху: он знал, что воскресным утром эффект внезапности будет сильнее.

В 1941 году на вооружение японской авиации поступили торпеды, снабженные деревянными стабилизаторами, препятствовавшими зарыванию торпеды в грунт. В Пёрл-Харборе, где глубина гавани была всего 17 метров, это особенно пригодилось. Другим мощным боеприпасом, была 800-килограмовая бронебойная бомба.

22 ноября в бухте Хитакапу на острове Итуруп на Курилах собрались все корабли соединения: 6 авианосцев – «Акаги», «Дзюйкаку», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Хирю». На палубах авианосцев уже находились двухместные пикировщики Aichi D3A1 (по американской терминологии Val), одноместные истребители Mitsubishi A6M (Zero), летавшие со скоростью 545 км/час на дальность 1 870 км. Nakajima B5N (Kate), у которых скорость была 360 км/час, дальность 1 100 км, а в экипаже состоял из 2-х или 3-х лётчиков. Можно было использовать и как торпедоносцы, и как горизонтальные бомбардировщики. Всего в составе Первого воздушного флота, которым командовал вице-адмирал Тюити Нагумо, был 441 самолёт. Авианосцы сопровождали линкоры «Кирисима» и «Хирей», тяжёлые крейсеры «Тикума» и «Тонэ», лёгкий крейсер «Абукума», и, по различным данным, 9–11 эсминцев и 6 субмарин.

В Японии такими угрозами просто так не разбрасывались...

Двигаясь к Пёрлх-Харбору, японцы, чтобы не быть обнаруженными раньше времени, выбрали маршрут, далёкий от основных торговых морских путей. Японцы были готовы к тому, что если их кто-то обнаружит, топить гражданские суда.

В бухте Пёрл-Харбор находилось 8 американских линкоров, 2 тяжёлых и 6 лёгких крейсеров, 30 эскадренных миноносцев, 5 субмарин, порядка 50 других военных кораблей и вспомогательных судов. Все корабли пребывали в самой низкой степени боевой готовности. Ни одного из четырёх авианосцев Тихоокеанского флота в Пёрл-Харборе не было. В Пёрл-Харборе было около 400 самолётов, включая неисправные. Армейское командование считало, что все самолёты нужно сгруппировать на крохотном острове Форд в гавани Пёрл-Харбор, чтобы их легче было охранять. При этом совершенно не учли, что близко стоящие, безоружные и не замаскированные самолёты являются прекрасной мишенью для удара с воздуха, а отсутствие в баках топлива и скученность не позволит им быстро взлететь. Для того времени, когда американцы находились с Японией в состоянии дипломатической войны, которая в любой момент могла перерасти в настоящую, такая беспечность была сродни преступлению. Тем не менее, говорить о том, что Пёрл-Харбор совсем не был готов к нападению, будет ошибкой.

Первый самолёт начал разбег по палубе авианосца «Акаги» в 6.15 утра. В составе первой волны было 189 самолётов – 40 Kate с торпедами, 24 из которых должны были атаковать линкоры, и 16 – авианосцы. Ещё 50 Kate несли бронебойные бомбы для атаки линкоров. Проблема была в том, что американские линкоры стояли вплотную друг к другу возле острова Форт, торпеда могла поразить лишь внешний корабль, а внутренний оставался нетронутым, и достать его можно было только бомбами. Японские лётчики считали, что это их последнее задание. Они не верили, что нападение станет полной неожиданностью, и ждали ожесточённого отпора.

Вокруг базы Пёрл-Харбор работало 5 радиолокаторов. Утром 7 ноября рядовые Джозеф Локкарт и Джордж Элиот, которые несли вахту на радаре дальнего обнаружения SCR-270 на горе Апана, увидели на экране мощный сигнал, который мог означать только одно: приближается большая группа самолётов. В 7.06 они доложили об этом в информационный центр, который находился в 250 км. Молодой неопытный лейтенант Келмет Тайлер, для которого это было всего второе дежурство, решил, что речь идёт о «Летающих крепостях» В-17, прибытие которых ожидалось с материка, и успокоил Локкарта и Элиота. Самолёты в этот момент находились в 250 милях от Пёрл-Харбора, а для Val и Kate это час и больше лёта – тьма времени для того, чтобы поднять по тревоге истребители и развернуть зенитки ПВО. Атаки самолётов первой линии начались только в 7.50. Таким образом, время было безнадёжно упущено.

Отсутствие радиосвязи между самолётами привело к хаосу, японцы не сумели правильно распределить цели и скоординировать действия: одни корабли атаковали много самолётов, а другой – вообще никто. Пусть и с опозданием, но американцы открыли зенитный огонь, что существенно снизило эффективность нападения.

В 7.58 на все корабли на Гавайях поступило сообщение: «Воздушное нападение на Пёрл-Харбор! Это не воздушная тревога!» Впоследствии это сообщение будет передано командованию Атлантическим и Азиатским флотами и командующему в Вашингтоне.

В 8.10, когда застигнутый врасплох командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Хазбенд Киммел, прибыл в штаб, линкоры «Аризона», «Оклахома» и «Вест Вирджиния» уже затонули, «Калифорния» ещё держалась, но была обречена, «Мэриленд» и «Теннеси» были повреждены авиабомбами, и блокированы севшими на мель другими кораблями. «Невада» получила торпеду, но попыталась дать ход. «Аризона» ко всему прочему, сев на грунт, ещё и разрушила пожарный водопровод на остров Форд, и это затруднило тушение горящих кораблей и наземных построек. Но даже в этом аду, несмотря на смятение, экипажи кораблей пытались организовать оборону и открывали ответный огонь.

В Японии такими угрозами просто так не разбрасывались...

Линкор «Аризона»

Вторая волна, включавшая 171 самолёт – 81 Val, 54 Kate и 36 Zero, должна была атаковать фугасными бомбами. Она взлетела в 7.15, ещё до возвращения первой волны. Ещё 36 истребителей адмирал Нагума оставил на палубах авианосцев для прикрытия. Японским лётчикам было очень важно обезвредить гидросамолёты, чтобы после налёта те не могли обнаружить их флот, поэтому эти самолёты были первоочередной целью. Первый пикировщик сбросил бомбы на ангары с летающими лодками на острове Форт. Другие аэродромы были подвергнуты бомбардировкам по той же причине: японцы не могли допустить, чтобы тяжёлые бомбардировщики, поднявшись в воздух, настигли их флот, ведь тогда самолётам просто некуда было бы садиться.

По отчётам лётчиков, вернувшихся на свои авианосцы, бомбами и торпедами было потоплено и повреждено 16 американских кораблей. Это было правдой, но на самом деле общие итоги ударов двух волн были не столь впечатляющими, как в количественном, так и в качественном выражении. Для оценки качественных потерь нужно посмотреть годы постройки американских кораблей. Безвозвратно были потеряны три линкора: «Аризона», построенная в 1915 году, «Вест-Вирджиния» (1916), «Оклахома» (1912), которую подняли, но восстанавливать не стали, и корабль-мишень «Юта», построенный в 1912 году. Кроме этого японцы уничтожили 2 эсминца и 1 минный заградитель. Линкоры «Пенсильвания» (1916), «Невада» (1916) «Калифорния» (1919), «Теннеси» (1920) и «Мэриленд» (1921), а также 3 лёгких крейсера и 1 эсминец отремонтировали и вернули в строй. Ни один из четырёх авианосцев из состава Тихоокеанского флота не пострадал, поскольку их в Жемчужной гавани не было. Как видим, японцы уничтожили и повредили корабли, построенные в первые два десятилетия ХХ века. Во время нападения не была уничтожена электростанция, не пострадали судоремонтные доки и огромные запасы топлива в хранилищах на острове Оаху. Все это позволило американцам достаточно быстро восстановить корабли, получившие повреждения. Кроме того, японцы не сумели нанести даже минимального ущерба судостроительным верфям в других точках США, и американцы достаточно быстро увеличили свой флот. Совсем скоро японцы поймут, что радовались они преждевременно.

В Японии такими угрозами просто так не разбрасывались...

Расположение кораблей в бухте Пёрл-Харбор

Из почти 400 американских самолётов 188 были уничтожены, ещё 159 получили тяжёлые повреждения. Часть их была позднее восстановлена и возвращена в строй, другая часть списана в утиль. Лётчики, ставшихся 83-х самолётов, в том числе примерно полсотни истребителей, пытались оказать нападавшим серьёзное сопротивление. Лейтенанты Кеннет Тейлор и Джордж Уэлч на самолётах Curtiss P-40 Warhawk Р-40 сбили на двоих 6 японских самолётов. Всего 7 декабря японцы потеряли 29 самолётов, сбитых в воздушных боях и огнём береговой и корабельной зенитной артиллерии.

В Японии такими угрозами просто так не разбрасывались...

О. Оаху, Гавайские о-ва. Схема первой волны японского авиаудара по базе Пёрл-Харбор

Американцы потеряли 2403 человека убитыми и 1178 были ранеными. Потери были не только среди моряков и лётчиков, но и среди гражданского населения: люди, как могли, пытались помогать военным.

В Японии такими угрозами просто так не разбрасывались...

О. Оаху, Гавайские о-ва. Схема второй волны японского авиаудара по базе Пёрл-Харбор

Удар по Пёрл-Харбору взбудоражил американцев. То, что японцы смогли через 4 с лишним тысячи миль дотянуться до континента, показало, что морские просторы не могут никого защитить, и что никто не может чувствовать себя в безопасности. Молодые парни осаждали призывные пункты. 8 декабря Рузвельт обратился к конгрессу с призывом к объявлению войны. Японцам не удалось запугать Штаты, и это было началом страшного конца. Лучшей мотивации, чем фраза «Помни Пёрл-Харбор», не было.

P.S. Есть версия, что Рузвельт своими действиями в 1941 году – введением эмбарго на продажу Японии нефти и военных материалов, заморозкой активов и закрытием американских портов для японских кораблей, намеренно спровоцировал Токио на нападение, тем самым, вызвав огонь на себя. Видя обстановку на Восточном фронте, и зная, что японцы не до конца отказались от идеи нападения на СССР с востока, Рузвельт понимал, что весьма велика вероятность того, что совместными усилиями Германия и Япония Россию могут одолеть. Победив, или надолго удалив Советский Союз с международной арены, и, заполучив его несметные природные ресурсы, Германия и Япония могут напасть и на Америку. Нападение на Японию и объявление Гитлером войны Соединённым Штатам 11 декабря 1941 года позволило Рузвельту добиться от конгресса распространения закона о ленд-лизе и на СССР. Рузвельт думал о своей стране, но, если эта версия хоть немного верна, его действия очень помогли Советскому Союзу.

автор: Николай Кузнецов

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector