Вся страна возненавидела этого персонажа, и вся страна замерла в ужасе, ожидая развязки этой картины…
Одна роль, и вся жизнь
Андрей Болтнев – актер, который прожил короткую жизнь, судьба отмерила ему всего лишь 49 лет. Актер, интерес к творчеству которого этой осенью снова возобновился И, увы, немного не справедливый интерес, поскольку очень часто Андрея Болтнева вспоминают только, как исполнителя роли Николая Кротова. Сейчас его сравнивают с другим исполнителем этой роли. Я считаю, что все сравнения в пользу Болтнева. Но вспоминая Андрея Николаевича в образе Николая Кротова забывают другие яркие его роли. Что тут сказать? Сила телевидения налицо. Да и роль Кротова сыграна актером так, что этот образ оказался реалистичным. Такие люди живут на соседней улице, мы часто встречаемся с ними, и не замечаем таких людей. Он – один из многих. Но и одновременно это образ получился страшным, в исполнении Болтнева – это даже не человек, а некое существо, человек, который потерял свой человеческий образ. Это абсолютное зло. Секрет, конечно, в таланте актера.
Детство
Андрей родился в первый послевоенный год в Башкирии. Счастливая полная семья – такое редкость было в те годы. Но отец будущего артиста погиб во время исполнения своего служебного долго – он был милиционером. Мама Андрея удачно вышла замуж, и артиста воспитал именно отчим. Кстати, это его фамилию актер и взял себе, настоящая его фамилия при рождении была Тусов.
Провинциальный театр
Маленький Андрюша мечтал стать моряком – а стал провинциальным артистом. И долгие годы мыкался по провинциальным театрам. Но именно он там однажды встретил свою судьбу – жену Наталию, которая стала единственной на всю жизнь. В этом браке родилась дочь Мария – сейчас актриса, и мать троих детей.
«Геометрия для малышей» (1981-1983)
«Мой друг Иван Лапшин»
Так бы, наверное, судьба провинциального актера и катилась бы по накатанной, и мир никогда не узнал бы гениального актера, но все изменил режиссер Алексей Герман. Он снова экранизировал прозу отца, и искал новые лица. Причем, такие лица, которые были бы идентичные тридцатым годам.
«Мой друг Иван Лапшин» (1984)
Так актер новосибирского театра «Красный факел» оказался на съемках фильма «Мой друг Иван Лапшин», где – на минуточку! – его партнер был сам Андрей Миронов. Но и Болтнев показал, что он не умеет играть, он просто живет в кадре. И что он не зря получил главную роль.
«И никто на свете…» (1985)
Роль Ивана Лапшина должна была сделать актера знаменитым, но пошли задержки с производством, а после и с выпуском фильма на экран. Картина не понравилась чиновникам. И она несколько лет провела на полке. А когда вышла, то вызвала разочарование зрителей – все же фильмы Германа, по праву, это фильмы не для всех. Вроде бы, и детектив, но даже сцены с задержанием банды сняты так, что они выглядели совсем не зрелищно. Сам режиссер формулирует этот образ так: Лапшин – это человек, который полностью верен светлому будущему, верен товариществу, и он должен был погибнуть в 1937 году.
«Торпедоносцы»
Но судьба Болтнева уже была решена, несмотря на проблемы с его дебютом в большом кино. Он попал в обойму к Семену Арановичу – соратнику Германа по «Ленфильму». Речь идет о фильме «Торпедоносцы», успех которого продолжается до сих пор. Совсем не главная роль, но зритель увидели абсолютно новое лицо, актера, который проживает жизнь в каждом кадре. Зритель даже не знает настоящий его сын, или нет, но он полностью погружается в драму вместе с героем Андрея Болтнева.
«Торпедоносцы» (1983)
«Противостояние»
Но триумфальной для актера оказалась не роль положительного и надежного авиамеханика Гаврилова, а роль предателя Кротова в фильме «Противостояние» того же Арановича. Вся страна возненавидела этого персонажа, и вся страна замерла в ужасе, ожидая развязки этой картины. Семену Арановичу удалось не показать события, а погрузить в эти события зрителя. И Болтнев как актер был крайне выразительным средством в это погружение.
«Противостояние» (1985)
И судьба сорокалетнего актера изменилась. Его пригласили в Москву, и не абы куда, а в Театр Маяковского, и не абы кто, а сама Наталья Гундарева, которая была одной из первых звезд советского кино. Она хотела видеть Болтнева своим партнером. Но Наталья Георгиевна отвечала только за творчество, а не отвечала за быт, поэтому ни прописки, ни квартиры актеру не дали. Пришлось известному уже актеру вместе с семьей ютиться в комнате в театральном общежитии. Но все блага ему обещали дать. Тем более, в Театре понимали, что Болтнев – не просто популярный актер, на которого ходят зрители, это величина.
«Завтра была война»
Зрители шли на того самого Кротова, а встречали в Театре директора школы, которому предстояло увидеть гибель своих учеников, прежде всего Искры, и сражаться с фашизмом до Победы. Речь идет о спектакле «Завтра была война», где Болтнев был безусловной звездой. И зрители полностью принимали этот образ актера.
«Завтра была война» (1990)
К сожалению, за десять лет жизни в Москве, Болтнев не был сильно востребован в спектаклях, у главного режиссера Андрея Гончарова были свои любимцы. Правда, все искупала работа в кино. А в эти годы Болтнев был одним из самых востребованных актеров страны. Каждый год шли премьеры. Порой, по нескольку премьер в год. Причем, как на телевидении, так и в кино. Болтнев везде был нарасхват. Да и сам хватался за любую работу.
«День любви»
Да, была и откровенная чернуха, типа «Дня любви», чего тут поделаешь, актеру приходилось жить, и сниматься в тот, в чем предлагали. По — моему, этот фильм стал символом чернухи. Но Болтнев совсем в этом не виноват. Актер никогда не знает, каким выйдет фильм, окончательный результат его работы.
«День любви» (1990)
«Кодекс бесчестия»
Но были и очень хорошие фильмы. Например, тот же фильм «Кодекс бесчестия», где актер сыграл Директора банка, который обречен даже не по своей болезни, а по своей должности. Как его герой говорит, что он знает всех, кто украл, знает до копейки, до малейшей запятой. И здесь он ни в чем не уступает ни Вячеславу Тихонову, ни Игорю Костолевскому, ни Леониду Куравлеву, первым звездам советского кино. Вроде бы, разоблачение партийной мафии, но сделанное на очень крепком и профессиональном уровне.
«Кодекс бесчестия» (1993)
«Поездки на старом автомобиле»
Была совсем неожиданная роль у Петра Фоменко в фильме «Поездки на старом автомобиле». Вот уж совсем неожиданно видеть многогранный талант актера, который раскрывается в тонкой лирической мелодраме. Фильм тогда прошел мимо широкого зрительского внимания, но сейчас понимаешь, что это очень нежный и чистый фильм.
«Поездки на старом автомобиле» (1985)
Всего в фильмографии актера больше пятидесяти работ. Даже в девяностые он не сидел без работы. Но иногда он снимался, ради заработка, и не все фильмы переживают свое время. Но лучшие работы актера Андрея Болтнева остаются с людьми.
Он не умел просить за себя
Андрей Николаевич так и не получил своей квартиры в Москве. Почему? Не очень понятно. Он так и не получил никакого звания, хотя дважды был лауреатом Государственных премий. Он даже не получил московской прописки. Наверное, потому что он не умел просить за себя.
«Роман императора» (1993)
И скончался совсем неожиданно ночью 11 мая 1995 года. Причем, скоропостижной его кончина оказалась для всех. И тогда уже задним числом актеру дали прописку. Этому способствовала Наталья Георгиевна Гундарева, которая пошла на прием к Лужкову лично, и тот был сильно удивлен, что известный актер не имел прописки. Андрей Болтнев получил все же право быть упокоенным в Москве на Востряковском кладбище.
«Ручка, ножка, огуречик…» (1994)
Сейчас многим кажется, что Андрей Болтнев актер одной роли, он тот самый Кротов, но он и механик Гаврилов, и Иван Лапшин, он – разноплановый актер, который умел быть хорош в любом своем образе. И лучшие роли Андрея Болтнева пережили свое время. И мы понимаем, что Андрей Болтнев – это целая планета, которую еще предстоит открывать, что есть еще роли, которые не слишком известны, и которые должны быть известны широкому зрителю. Но есть и главное: Андрей Николаевич Болтнев несмотря на свою позднюю славу и ранний уход занял свое место в сердцах зрителей.
автор: Александр Гудков