Разведка сработала из рук вон плохо, и о том, что ещё в ночь на 22 июня немцы поставили минные заграждения, он не знал, и замыкавшая строй подлодка М-81 подорвалась на мине…
В истории советского и российского военного флота был единственный случай, когда уже через две недели после гибели флотоводца в его честь переименовали корабль. Удостоился этого вице-адмирал Валентин Дрозд, командовавший эскадрой Балтийского флота в самый тяжёлый для Ленинграда период войны – 1941-го по 1943-й год.
Детство и юность
Валентин родился 16 сентября 1906 года в крохотном городке Буда-Кошелёво в 150-верстах от губернского Могилёва, в 50-ти – от Гомеля и в 260-ти – от Минска в семье железнодорожника с одноимённой станции Либаво-Роменской железной дороге. Моря Валя никогда не видел, но с детства мечтал стать моряком. Отец был против, однако, перевезя семью в Ленинград, невольно способствовал исполнению мечты сына. Устроившись на завод «Красный Путиловец», который традиционно строил для Балтфлота орудия и оборудование, Валентин, сам того не ожидая, оказался в морской среде. Проработав там несколько лет, по комсомольской путёвке он отправился в одно из лучших учебных заведений – военно-морское училище им. Фрунзе. После трёх лет учёбы молодой командир начал службу помощником вахтенного начальника на линкоре «Октябрьская революция».
Эсминец «Володарский»
В 1929-м его назначили штурманом на эсминце «Володарский», и после этого его жизнь навсегда была связана с эскадренными миноносцами, которые выполняли роль универсальных кораблей, обеспечивая защиту кораблей более крупных – крейсеров и линкоров в любой боевой обстановке.

С октября 1930-го по май 1931-го Дрозд осваивал минное дело на спецкурсах командного флотского состава. Полученные навыки он совершенствовал в качестве старпома на эсминце «Сталин», а уже в 1933 году Дрозда поставили командовать эсминцем «Володарский», на котором пять лет назад начиналась его морская служба. Флот стремительно рос, появлялись новые корабли, ощущалась острая нехватка грамотных командиров. Карьеры в то время делались очень быстро. Всего через два года Дрозд сделал свой экипаж одним из лучших на Балтике, его повысили, назначив старшим помощником командира легендарного линкора «Марат», и за 8 лет Дрозд дослужился до капитана 3-го ранга.
Испания
Летом 1936 года Дрозд отправился в заграничную командировку. Во время гражданской войны в Испании группу советских военно-морских советников возглавлял капитан 2-го ранга, будущий адмирал флота СССР и нарком ФМФ Николай Кузнецов. Помощниками при нём состояли капитаны 3-го ранга Дрозд и Семён Рамишвили – оба они позже станут адмиралами. У Дрозда был «псевдоним» Рамон Эрнандес, или дон Рамон, как называл его командир эскадры из 15-ти эсминцев республиканцев Висенте Рамирес, у которого Дрозд был военным советником. На задания эсминцы выходили часто, в первую очередь они встречали и конвоировали прибывавшие из СССР транспорты с вооружениями.
Испанцам не хватало хорошо подготовленных морских офицеров. Поэтому Дрозд сам нередко подменял штурманов, артиллеристов и минёров. Дрозд убеждал Рамиреса, что нужно хотя бы командиров и офицеров эсминцев заставить учиться, что необходимо организовать подготовительные курсы. Рамирес отмахивался: не до того, учиться они будут после войны, сейчас нужно просто воевать. Испанцы были в чём-то похожи на русских: по одиночке они не пили, но когда собирались втроём, пьянка была практически неотвратима, и тогда – прощай служба. Причём республиканцы запросто могли пить с франкистами, так что ни о какой военной тайне речи не было, но свои могли «принести» кое-что интересное. 3 января 1937-го Дрозд узнал о награждении его первым орденом Красного Знамени.
Северный флот
4 октября 1937 года Дрозда и других военно-морских советников отозвали домой, 22 октября он получил орден Ленина, вскоре назначение командовать на Балтике бригадой эсминцев. 4 ноября Дрозду присвоили внеочередное звание каперанга, и направили на недавно развёрнуты из флотилии Северный флот заместителем к флагману 1-го ранга Константину Душенину. В мае 1938-го Дрозда назначили командующим, и он стал самым молодым за всю историю советских военно-морских сил комфлота. Флот был совсем юный, нужно было строить новые базы, налаживать работу береговых служб, корабельных бригад и отрядов. В 1939-м из Кронштадта по Беломорканалу Дрозд привёл 4 новых эсминца и 10 подлодок. 4 июня 1940 года ему присвоили звание контр-адмирала.
Черноморский флот
Валентину было 34 года, командного опыта не хватало, на Северном флоте была высокая аварийность. В октябре 1939-го на выходе из Кольского залива рыболовный траулер протаранил подлодку Щ-424. 4 февраля 1940-го во время советско-финляндской войны села на мель подлодка Щ-421. Дрозду пригрозили, что если аварийность не снизится, с должности его снимут. 21 мая 1940-го сгорел минно-торпедный клад Северного флота, были погибшие и раненные. Дрозда с должности сняли и направили на Черноморский флот в Севастополь начальником Высшего военно-морского училища. Но Дрозда это тёплое во всех смыслах место не устраивало, и он писал рапо́рты о переводе в боевые соединения. В феврале 1941-го его просьбы уважили, и перевели командиром отряда лёгких сил Балтийского флота. Этот отряд включал в себя крейсеры «Киров» и «Максим Горький», два дивизиона эсминцев – 5 – в 1-м, 4 – во 2-м, группу кораблей поддержки и транспортные суда. 14 июня 1941 года ОЛС вышел в море из Таллина в пригород Риги Усть-Двинск, поближе к возможной будущей линии фронта.
22 июня
21 июня на флот поступил приказ, объявлявший оперативную готовность № 1. В 2.30 22 июня была объявлена боевая тревога, в 12.15 Вячеслав Молотов объявил о нападении Германии. В соответствии с довоенными приказами Дрозд начал минирование проливов и входов в Финский залив. 22 июня в море вышел отряд минных заградителей и тральщиков с грузом мин на борту, а так же корабли прикрытия. Ни командование Балтфлота, ни Дрозд не подозревали, что немцы на Балтике начали действовать ещё до объявления войны: их самолёты, подлодки, торпедные катера установили минные банки на выходах из советских военно-морских баз, на наиболее важных морских коммуникациях на входе в Финский залив. В 5.30 23 июня на мину налетел эсминец «Гневный», погибли 20 человек, 23 были ранены, но команда сохранила плавучесть корабля, его можно было спасти, но сигнальщик доложил, что видит перископ подлодки. С эсминца сняли экипаж и расстреляли корабль из пушек. Следом подорвался «Максим Горький». Он своим ходом дошёл до острова Хийумаа, откуда его на буксире привели в Таллин.
Ирбенский пролив
24 июня 1941-го Дрозд вышел в море со вторым дивизионом эсминцев ОЛС ставить мины в Ирбенском проливе, который имел оперативно-тактическое значение для ТВД. 26 июня второй дивизион снова отправился на минную постановку в Ирбенский пролив. Дрозд находился на капитанском мостике эсминца «Стойкий», который шёл впереди. Один из тральщиков атаковали вражеские торпедные катера – шнелльботы, у которых было по два носовых торпедных аппарата и по две запасных торпеды, и подбили эсминец «Сторожевой». На палубах оставшихся кораблей стояли готовые к установке мины. Дрозд объявил боевую тревогу, 4 катера отправил на выручку «Сторожевому», а тральщик и 3 эсминца пошли ставить мины. Когда появились два шнельбота, эсминец стал быстро, насколько возможно, но всё равно очень медленно разворачиваться к ним кормой, чтобы уменьшить поражаемую площадь, а, значит, и вероятность попадания. Кормовые орудия эсминца открыли огонь по катерам, но те успели пустить торпеды, поставили дымовую завесу и скрылись за ней. Одна торпеда прошла в паре метров от правого борта, вторая – под кораблём, не задев его. Поставив мины, ОЛС пошёл в Усть-Двинск, и получил радио, что у «Сторожевого» отломилась вся передняя часть корабля, а заднюю катера отбуксировали к базе.

Моонзундский пролив
Ситуация была, хуже некуда: вражеские танки форсировали Западную Двину юго-восточнее Риги и Усть-Двинска. Командующий флотом адмирал Владимир Трибуц прибыл в Усть-Двинск, и лично приказал Дрозду готовить ОЛС во главе с «Крейсером Киров» к переходу к островам Моонзундского архипелага, а затем – в Таллин. Он сказал Дрозду: «Если сделаете, Родина Вас не забудет, если не сделаете, Родина Вас не простит». Однако осадка «Кирова» исключала проход через мелководный Моонзундский пролив, а в обход идти было опасно: слишком много мин, вражеских подлодок и торпедных катеров. И тогда Дрозд предложил выход из положения.
Архипелаг Моонзунд имеет стратегическое значение, т.к. прикрывает эстонское и латвийское побережье Прибалтики. В 1917-м здесь корабли Императорского русского флота и батареи на островах вели ожесточённые бои, с немецкими эскадрами. Тогда удержать архипелаг не удалось, но русские моряки заблокировали Моонзундский пролив, затопив там несколько кораблей, чтобы враг не прорвался к Петрограду. Став независимой, Эстония подняла большинство кораблей, но не все, а за тот год, что Эстонская ССР была в составе СССР, Советское Правительство никаких усилий в этом направлении не предпринимало, и в начале войны остатки кораблей всё ещё мешали судоходству в проливе.
В июне 1941-го, когда пришло время выводить в Таллин ОЛС, в пролив отправили земснаряды для углубления фарватера, но времени было слишком мало, и, несмотря на все усилия, «Киров» пройти не мог. Дрозд приказал перегрузить на другие корабли весь боезапас – оставили только снаряды для зениток и борьбы с торпедными катерами, оставили лишь минимум воды и мазута, необходимые для того, чтобы дойти до Таллина, сняли все запчасти. Разгружали «Киров» целый день, и снизили осадку на 55 см. Всего работы по углублению пролива и разгрузке крейсера заняли двое суток. Иногда работы прерывали налёты вражеских самолётов. 30 июня враг занял Ригу, и времени на то, чтобы лучше подготовиться, просто не осталось.
В белую ночь на 1 июля в 23.03 «Киров» снялся с якоря и медленно двинулся за двумя буксирами, которые тянули его на толстых стальных тросах. В 4.30 крейсер вошёл в пролив, и лёг на отмеченный вешками курс. Дрозд встал на капитанский мостик. У него обострилась подагра, он хромал, на одной ноге был валенок. Вместе с «Кировым» в поход отправились эсминцы, тральщики, торпедные катера, несколько субмарин, плавбазы. Корабли защищали флагмана от мин, торпедных катеров и самолётов. Светлело, но туманная дымка не рассеивалась. Это было, как нельзя кстати: плохая видимость и низкая облачность прикрывали крейсер от воздушных атак, но всё же главной опасностью оставалась малая глубина. Самым опасным был 200-метровый участок, где пришлось углублять дно. Времени оставалось крайне мало, ширину канала вместо положенных 60-ти метров сделали вдвое уже, и корабль, чья ширина 18 метров, нужно было вести с ювелирной точностью.
2 июля 1941-го «Киров» подошёл очень близко к самому крупному затопленному транспорту. Через 8 минут у поворотного буя корабль развернули левее, облегчая работу буксира, он немного подрабатывал винтами. Когда за кормой вздыбился рыжий песок, машины застопорили, тут корпус коснулся дна, и крейсер сел на мель. Было ясно, что когда туман рассеется, корабль станет мишенью для вражеских самолётов и торпедных катеров. «Киров» всё же удалось снять с мели, и он осторожно пошёл вперёд. В 13.40 «Киров» подошёл к последнему поворотному бую, и пролив был пройден. Крейсер занял место в строю в походном ордере кораблей охранения, и отряд пошёл дальше. Разведка сработала из рук вон плохо, и о том, что ещё в ночь на 22 июня в северном выходе из пролива в районе острова Вормси немцы поставили минные заграждения из донных неконтактных мин, Дрозд не знал, и замыкавшая строй подлодка М-81 подорвалась на мине.
Когда ОЛС прибыл в Таллин, на корабли установили разработанное Анатолием Александровым и Игорем Курчатовым оборудование против магнитных мин, корабли отправились обратно в Моонзунд, и не позволяли немцам беспрепятственно пользоваться Рижским портом – немцы потеряли там с десяток своих кораблей и судов. Они попытались парализовать работу ОЛС, усилив свои батареи на полуострове Виртсу. Дрозду приказали отбить полуостров. 18 июля для захвата Виртсу был высажен десант моряков, и на несколько дней полуостров перешёл в наши руки.
Курс на Берлин
22 июля 1941-го немцы начали бомбить Москву. В ответ на это Сталин приказал бомбить Берлин. Для этого использовали аэродромы на островах Сааремаа и Хийумаа. 7 августа самолёты Балтийского флота во главе с полковником Евгением Преображенским взяли курс на Берлин. Всего с 7 августа по 5 сентября было 80 самолётовылетов, в ходе которых на Берлин сбросили 36 тонн бомб. Корабли ОЛС до последнего оставались на Моонзунде, в том числе и для того, чтобы обеспечить действия авиации.
Флот нужно уводить в Кронштадт
Когда немцы вышли к берегам Финского залива восточнее Таллина, стало ясно, что с Главной базы флот нужно уводить в Кронштадт. В Таллинском рейде, которым командовал Трибуц, участвовало 225 кораблей и судов. Трибуц, по сути, отстранил Дрозда от командования его отрядом. По пути было 4 опасности: мины, торпедные катера, авиация и береговая артиллерия. Корабли взрывались один за другим: погибли 5 эсминцев, две субмарины, два сторожевика ОЛС, а всего до Кронштадта не дошли 63 корабля и транспортных судна, погибло порядка 15 тыс. человек.
Командир эскадры Балтфлота
В Кронштадте ОЛС расформировали, Дрозда назначили командиром эскадры Балтфлота. 8 сентября враг занял Шлиссельбург и замкнул кольцо блокады. Корабли эскадры своими орудиями всех калибров стали поддерживать нашу пехоту, не позволяя немцам сосредоточиться для решающего наступления, а зенитными средствами прикрыли порты. Враг пытался подавить их огонь авиацией, Кронштадт регулярно бомбили. 19 сентября Дрозд, получивший в день своего рождения вице-адмирала, был ранен осколком в голову – в это время он находился на борту крейсера «Киров». В корабельном лазарете его перевязали, но оставаться там он отказался, и вновь поднялся на мостик.
Эвакуация военно-морской базы Ханко
Флот фактически оказался заперт в Финском заливе. Вскоре командование поручило эскадре Дрозда осуществить эвакуацию военно-морской базы Ханко. Утром 1 ноября 1941-го к полуострову прорвался первый большой отряд кораблей во главе с Дроздом на эсминце «Стойкий». Впереди каравана шли 6 минных тральщиков. Первый конвой взял на борт 1 тыс. бойцов. 2-3 декабря на Ханко пришёл последний, 10 конвой, в составе которого был турбоэлектроход «Иосиф Сталин», который взял на борт 5,6 тыс. человек – в 10 раз больше, чем было положено по паспорту. Восточнее Таллина судно подорвалось на нескольких, возможно, даже своих минах.
Водитель потерял дорогу
29 января 1943-го Дрозд на служебной «эмке» с водителем ехал из Ленинграда в Кронштадт. Обратно выехали незадолго до полуночи, в машине было ещё два офицера штаба флота. Водитель в темноте потерял дорогу, съехал на лёд, и угодил в полынью, оставленную бомбой. Выскочить успел только капитан-лейтенант, сидевший рядом с водителем. Машину нашли и подняли быстро: она затонула на мелководье. На похороны собрался весть город. 13 февраля 1943 года гвардейский эсминец «Стойкий» получил новое наименование «Вице-адмирал Дрозд».
автор: Николай Кузнецов