Подполковнику хмуро посмотрел на «лётчика», одетого не по форме, и спросил насмешливо, давно ли он воюет. После такого «дебюта» Попкову и летать позволили, и сто грамм вернули…
Маэстро
В 1973 году на экраны вышла трогательная и щемящая картина Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» о лётчиках истребителях Великой Отечественной – едва ли не лучший фильм, снятый режиссёрами послевоенного поколения. Ас Виталий Попков, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации выступил в этом фильме сразу в трёх ипостасях: он отчасти стал прообразом главного героя командира «поющей эскадрильи» капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро» и «зелёного» лётчика лейтенанта Александрова, прозванного «Кузнечиком», а так же был нештатным консультантом фильма – в титрах его имени нет.
Детство
Виталий появился на свет в Москве в 1922 году в День международной солидарности трудящихся 1 мая. Отец был хорошим автомехаником, служил в совнаркомовском гараже особого назначения – ГОНе. Авиацией в те годы «болели» все от мала до велика, партия выдвинула лозунг «Комсомольцы – на самолёт!», открылись аэроклубы ОСОАВИАХИМа, детские и взрослые авиамодельные кружки, во многих городах поставили парашютные вышки. Как-то 7-летний Виталик услышал по радио, что рядом с его домом на Красной Пресне работает авиамодельный клуб, но там его встретили насмешками: у нас, мол, сложные расчёты, математика и физика, а ты, малец, ещё, небось, и таблицы умножения не знаешь. Освой хотя бы логарифмическую линейку, тогда и приходи. Виталия такой приём ничуть не смутил: у него был упрямый характер, учёба давалась ему легко, да и память была прекрасная. За лето Виталий выучил все таблицы Брадиса, и когда осенью снова пришёл в клуб, у него всё, как от зубов отскакивало. Клубные преподаватели очень удивились, и приняли его.
Отца часто переводили с места на место, и семья вместе с ним объездила весь Северный Кавказ: Виталий ходил в школу в Сочи и в Гаграх, но авиамоделизм не бросил. Неподалеку от Гагр, в Сухуми был аэроклуб. Уже тогда у лётчиков бытовала шутка: там, где начинается авиация, там дисциплина заканчивается, и 10-летний ребенок уговорил пилота взять его с собой в полёт. Летать Виталию очень понравилось, и он твёрдо решил, что станет военным лётчиком. Свидетельство об окончании планерной школы в Гаграх он получил в 1937 году, когда ему было всего 15 лет.
Мой друг Василий Сталин
В Гаграх на пляже Виталий познакомился с мальчуганом по имени Вася, который был старше его на год, и буквально заразил его авиацией. Вася оказался сыном Сталина, они подружились, Василий действительно стал лётчиком, и потом несколько раз очень помог другу. В 1944 году полковник Сталин пришёл в госпиталь проведать одного своего сослуживца, и старший лейтенант медслужбы Раиса Волкова спросила его, не знает ли он случайно лётчика Попкова? Раиса сказала, что они с Виталием любят друг друга, но уже два года не виделись. В тот же день, едва Попков вернулся с боевого задания, как услышал в наушниках голос Василия: Ватальич, давай бегом в штаб, тебя жена ждёт. На самом деле Виталий и Раиса поженились только в День Победы, и Василий Сталин был у них на свадьбе свидетелем. После смерти отца Василий несколько лет провёл в тюрьме, а потом был отправлен в ссылку в закрытую для иностранцев Казань. В 1962 году сын Сталина умер, его похоронили под именем Василия Джугашвили, и Попков часто ездил к нему на могилу, что по тем временам было почти что подвигом. Когда же в 2002 году прах Василия перезахоронили на Троекуровском кладбище в Москве, Попков, один из немногих, в день смерти Василия всегда приносил на могилу друга цветы.
Василий Сталин в 1943 году
Чугуевское лётное училище
В 1938-м Попковы вернулась в Москву, Виталий пришёл в Краснопресненский аэроклуб, изучил теорию полётов и устройство учебного биплана У-2 конструкции Николая Поликарпова, и вскоре совершил свой первый самостоятельный полёт на этом самолёте. Получив школьный аттестат и похвальную грамоту аэроклуба, Попков поступил в Чугуевское лётное училище пилотов истребителей. Весной 1941-го вышел приказ сократить программу обучения, так что, выпустился Попков раньше срока, и не офицером, а сержантом: так государство накануне войны основательно сэкономило на денежном содержании лётчиков. Вместе с Попковым учились ещё 6 будущих Героев Советского Союза, а премудростям воздушного боя его учил инструктор Иван Кожедуб, будущий трижды Герой и самый результативный советский лётчик истребитель.
Пе-2
Попкова направили в Батайскую лётную школу под Ростов-на-Дону, но когда началась война, школу эвакуировали в город Евлах Азербайджанской ССР. После окончания школы офицерского звания Попкову снова не присвоили, но оставили, вопреки его протестам, инструктором, и он несколько месяцев добивался отправки на фронт. Удовлетворили лишь 5-й рапорт, и направили сержанта Попкова в 126-й бомбардировочный авиаполк, который летал на пикировщиках Пе-2. Для истребителя, привыкшего к скорости, было невыносимо всё время уходить от вражеских самолётов, вместо того, чтобы драться с ними и сбивать. В конце концов, он добился перевода в истребительную авиацию.
5-й гвардейский ИАП
По дороге к своему новому месту службы у Попкова украли шинель, и комендант железнодорожной станции, сжалившись, отдал ему старую кавалерийскую шинель, которая была ему до пола. В таком виде он и явился в 5-й гвардейский ИАП, который в то время летал на знакомых Попкову истребителях ЛаГГ-3 конструкции Семёна Лавочкина, Владимира Горбунова и Михаила Гудкова. За лакированные крылья и фюзеляж лётчики прозвали полностью деревянный истребитель «летающим роялем», а аббревиатуру ЛаГГ расшифровывали как «лакированный гарантированный гроб» – машина имела мощное вооружение, её было не просто поджечь, но она была тяжела в управлении, весьма неповоротлива и проигрывала немцам в скорости. Попков залез в кабину самолёта, но его оттуда выгнал охранник аэродрома, и отконвоировал к командиру полка Герою Советского Союза подполковнику Василию Зайцеву. Тот хмуро посмотрел на «лётчика», одетого не по форме, и спросил насмешливо, давно ли он воюет. Попков ответил, что на его счету два боевых вылета общей продолжительностью полтора часа, сбитых вражеских самолётов нет.
Он настоящий лётчик
Зайцев усмехнулся, сказал, что на вещевое довольствие его поставят, а пока он посмотрит, на что сержант способен в воздухе. Когда Попков пришёл к самолёту, старшине механику его внешний вид не понравился, и он его прогнал. Тут из штаба полка пришёл комэск капитан Василий Ефремов, и отчитал механика за самоуправство. Попков надел парашют и взлетел с единственной целью показать, что он настоящий лётчик. В зону, предназначенную для выполнения фигур высшего пилотажа, он не пошёл, а всё лётное задание выполнил прямо над лётным полем, что было категорически запрещено. Когда он приземлился, Зайцев, которому тут же доложили о том, как «фигуряет» новичок, уже поджидал Попкова на стоянке, и дал ему нагоняй. Попков ответил, что он артист, а в зоне какие зрители? Командир разозлился: «Ну, раз ты артист, будешь ходить дежурным по аэродрому, пока не посинеешь!» Прямо, как Титаренко: «От полётов отстранить, сто грамм не давать, будет вечным дежурным по аэродрому! Кузнечик…» Поначалу Попков действительно носил это прозвище, хотя у него до самого конца войны официальный позывной был «Ландыш», а «Маэстро» его стали звать позже, за глаза. Кузнечиков же он ловил не из детской забавы, а для рыбалки, чтобы накормить свою эскадрилью. Попков был заядлый рыбак, у него всегда с собой были удочки, и главное, чтобы речка или озерцо были рядом, а уж рыбы в котёл он приносил изрядно. И первого своего фашиста Попков сбил, не отходя далеко от кухни, примерно через месяц после прибытия в полк.
Первый сбитый самолёт
Накануне Попков принёс богатый улов, и на дворе возле столовой чистил вместе с поваром рыбу, когда заметил, что к аэродрому приближается тройка двухмоторных бомбардировщиков Dornier Do 217 в сопровождении пары истребителей Messerschmitt Bf 109F. Бомбить, по правде сказать, кроме топливохранилища, немцам было нечего: полк в полном составе улетел на задание, на стоянках остались лишь самолёты командира и комиссара полка. Ближе стоял командирский самолёт, Попков запрыгнул в кабину, где не было ни парашюта, ни перчаток, ни шлемофона, ни очков, запустил мотор, вырулил на ВПП, взлетел, и сразу на взлёте снизу расстрелял в брюхо Dornier, который оказался над ним. Попков попал в двигатель, бомбардировщик загорелся, и упал километрах в четырёх от аэродрома, один лётчик, видимо, был убит, трое выбросились на парашютах и их взяли в плен пехотинцы. Немцы, потеряв один самолёт и увидев пустое поле, сбросили бомбы, где попало, и убрались восвояси. После такого «дебюта» Попкову и летать позволили, и сто грамм вернули.
В госпитале встретил Раю
В небе над Ржевом Попков сбил пять самолётов. В одной из схваток в августе 1942-го он заметил, что к его ведущему командиру эскадрильи сзади подкрался «мессер». Боеприпасы у Попкова закончились, и он подставил свой самолёт под огонь немецкого лётчика. ЛаГГ загорелся. Попков отстегнул ремни, открыл фонарь и хотел прыгать, но парашют за что-то зацепился. Тогда он перевернул самолёт, выпал из кабины, и дёрнул за кольцо. Парашют раскрылся, но тут же вспыхнул, и Попков камнем полетел вниз. Спасла его берёза, на зелёную крону которой он упал, кое-как спустился на землю, а потом почти сутки выбирался к своим. Попков перенёс шесть операций по пересадке обожжённой кожи, и в госпитале встретил свою будущую первую жену Раю. Вместе они прожили полвека, вырастили двоих детей, похоронили трагически погибшего сына. Женившись второй раз после смерти супруги, Попков никогда не снимал со стены Раин портрет.
Капитан Виталий Иванович Попков с будущей женой – старшим лейтенантом медицинской службы Раисой Васильевной Волковой, лето 1944 года.
Первая награда
В 1942-м медики настаивали на длительном лечении, и вообще хотели комиссовать лётчика, но в госпиталь приехал Зайцев, и одному ему известным способом убедил военврачей выписать Попкова досрочно и разрешить ему летать. Тогда на счету Попкова было уже 4 сбитых самолёта. Командующий Калининским фронтом генерал-полковник Иван Конев, когда ему принесли на подпись наградной лист Попкова, спросил, почему лётчик – сержант, и собственноручно заменил Красное Знамя на орден Ленина. Это была первая награда Попкова.
В 1942-м люфтваффе имели практически абсолютное господство в воздухе, а советским лётчикам не хватало опыта и боеприпасов. Приходилось считать каждый патрон, убегать и прятаться от «мессеров» в облаках. Уже под Сталинградом к высокому начальству вызвали трёх лучших лётчиков. На встрече им заявили, что нужно расстреливать тех, кто не сбивает вражеские самолёты. Попков в ответ на упрёки сказал, что товарищей не расстреливает, ему и врагов хватает. Ему это запомнили, и он еще полгода ходил в «унтер-офицерах».
Командир эскадрильи
К концу 1942 года на счету Попкова было 13 подтверждённых побед, и ещё пару самолётов он записал на своего ведомого. Попкова назначили командиром эскадрильи, присвоив звание старшего сержанта. В подчинении у него были только офицеры, старшие из которых в звании майора.
Музыка
Музыку Попков любил с детства, он хорошо пел, имел прекрасную музыкальную память, и даже мог наиграть на рояле вальс «Амурские волны». Правда, этим его умения ограничивались, да и на трубе, как герой фильма он играть не умел, поэтому лишь дирижировал своим оркестром и вдохновлял исполнителей. Лётчиков Попков и в самом деле подбирал так, чтобы они умели на чём-нибудь играть, в крайнем случае, как Кузнечик, на треугольнике, девиз Титаренко:
Пилотом можешь ты не быть,
Летать научим всё равно,
Но музыкантом быть обязан –
пусть и не дословно, но в эскадрилье существовал.
Две звезды
В 1943-м полк переучился на новые самолёты Ла-5, а Попков получил сразу две звезды: сначала в марте первую офицерскую, а в сентябре за 17 сбитых самолётов в 45-ти воздушных боях – Геройскую. За три года, что Попков командовал эскадрильей, из 14 лётчиков 11 стали Героями Советского Союза.
Виталий Иванович Попков
5-й гвардейский ИАП, прошедший всю войну, защищавший небо Москвы, участвовавший в Сталинградской и Курской битвах, освобождавший Украину и Польшу, в 1945-м бравший Берлин, был самой результативным авиаполком Красной Армии: его лётчики сбили 739 вражеских самолётов, 27 человек стали Героями Советского Союза, а Зайцев и Попков удостоились этого звания дважды. На Курской дуге 5-му ГИАП противостояла Jagdgeschwader 52 – самая результативная авиачасть люфтваффе за годы Второй мировой: её пилоты сбили порядка 11 тыс. самолётов, большинство из которых на Восточном фронте. В составе эскадры воевали Эрих Хартман, сбивший 344 советских самолёта, Гертхарт Баркхорн, у которого было три сотни побед, Гюнтер Ралль, на счету которого был 241 советский самолёт, Бертольд Кортс, одержавший 113 воздушных побед.
«Спасибо, Маэстро!»
Знаменитый эстрадный певец Леонид Утёсов, узнав, что ВВС РККА есть «поющая эскадрилья», просил два самолёта, построенные на собранные им и его джаз-оркестром деньги, передать в эту эскадрилью. Однажды в небе над Днепропетровском лётчики эскадрильи Попкова сбили 10 вражеских самолётов, и три из них – Попков лично. Зам комэска предложил: «Командир, давай споём!», и вся эскадрилья затянула: «Ой, Днiпро, Днiпро…» С земли радистка поблагодарила: «Спасибо, Маэстро!» и с тех пор прозвище к нему прилипло. На аэродроме комполка сначала поблагодарил их за сбитые самолёты, а потом отругал за то, что они засоряют эфир и демаскируют себя. Однако даже он признал, что музыка и помогает лётчикам, и бережёт их.
Виталий Иванович Попков
Всего за годы войны Попков выполнил почти четыре сотни боевых вылетов, провёл 85 воздушных боёв, сбил лично 40 самолётов, и ещё 17 – в группе, то есть, для того, чтобы сбить врага, ему требовалось чуть больше семи вылетов и меньше двух воздушных боёв.
Парад Победы
Войну Попков закончил в звании капитана. Последний самолёт он сбил, пойдя на таран, за две недели до конца войны. Неуправляемый Ла-7 упал на обесточенную линию электропередач, и провода смягчили удар. Попков получил тяжёлые травмы внутренних органов, но вернулся в строй, и должен был участвовать в воздушном Параде Победы 24 июня 1945-го, но его в числе других Героев Советского Союза поставили в первую шеренгу парадной коробки 1-го Украинского фронта, а воздушный парад из-за проливного дождя и сильного ветра отменили.
Виталий Иванович Попков
Морская авиация
Через три дня после Парада Победы Попков получил вторую Золотую Звезду, и вскоре вернулся в Германию в Группу советских оккупационных войск. Получив в 1948-м майора и направление в Военно-воздушную академию, он уехал учиться в Москву, получил подполковника, командовал в Крыму истребительным авиаполком Черноморского флота, то есть, стал морским лётчиком, что лишний раз свидетельствует о классе Попкова: в морской авиации плохие пилоты долго не задерживаются, ведь море ошибок не прощает. В 1953-м Попкову присвоили полковника, перевели на Балтику в Калининград, и назначили командиром авиадивизии. В 1958 году Попкову присвоили звание генерал-майора авиации и назначили замкомандующего ВВС Балтфлота. Через четыре года его направили на учёбу в Академию Генштаба, которую он окончил с золотой медалью, и получил назначение на должность начальника одного из Главков Генштаба. В 1968 году Попков стал генерал-лейтенантом, и спустя 21 год, в возрасте 67-ми лет вышел в отставку.
6 февраля 2010 года Виталий Попков умер. Ему было 87 лет.
автор: Николай Кузнецов