При всём его профессионализме, карьера у него не задалась: даже став полковником юстиции, он занимал прежнюю должность старшего следователя…
Пал Палыч
За 52 года своей творческой жизни этот актёр сыграл в полусотне фильмов, в четырех десятках спектаклей и телеспектаклей. Однако всесоюзную славу и любовь зрителей, особенного слабого пола, Георгию Яковлевичу Мартынюку принес герой, с которым он не расставался почти 20 лет, и который, как он сам считал, погубил его актёрскую карьеру: милицейский следователь Пал Палыч Знаменский. Во всём остальном жизнь Мартынюка сложилась вполне успешно, хотя он почти ничего для себя не просил, к нему, как говорил один булгаковский герой, сами приходили и всё давали, но он этим благорасположением власть имущих в личных целях не злоупотреблял, зато много и успешно помогал другим.
Детство
Георгий Мартынюк появился на свет 3 марта 1940 году в Чкалове, хотя Валерий Павлович даже проездом в этом городе ни разу не был. В 1957-м Чкалову вернули его прежнее название – Оренбург. Отец Георгия служил в райисполкоме, мама была ветеринарным доктором. Пацаном Гера – так его называли все и в детстве, и в зрелом возрасте – бегал по пыльным улицам захолустного города, гонял голубей, играл в футбол. Несмотря на большое влияние улицы, Гера был мальчиком стеснительным и застенчивым. В 6-м классе он учился два года: терпеть не мог химию, но обожал литературу, а благодаря брату – и театр. Брат был старше Геры на 12 лет, служил в Областном драмтеатре, и Гера проводил там много времени, хорошо изучив всё театральное закулисье. Брат посоветовал Гере пойти в драмкружок в областном Доме учителя, который вёл артист театра Евгений Родионов. Родители хотели Геру видеть врачом, и известию о том, что он будет актёром, не обрадовались: довольно семье и одного полунищего артиста.
ГИТИС
Получив аттестат, Георгий поехал в Москву и с первого раза поступил в ГИТИС. Вскоре он познакомился со своей будущей женой Валентиной Марковой, которая была младше Георгия на два года. В 1965-м у супругов родилась дочь Лиза. В кино Мартынюк начал сниматься ещё студентом, но в титры не попадал. Жене в этом плане повезло больше: в кино она дебютировала в гениальном фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате».
В 1962-м перед выпуском из ГИТИСа Мартынюк приехал на каникулы в Оренбург, и худрук театра Юрий Йофе пригласил его в театр, пообещал квартиру и роль Алексея в «Оптимистической трагедии», но когда его позвал Андрей Гончаров в театр на Малой Бронной, Мартынюк колебался не долго: всё-таки, Москва, хоть и без квартиры. В этом театре Мартынюк прослужил больше 50-ти лет, до самой смерти.
Театр на Бронной
У Гончарова Мартынюк начала не с Алексея в «Оптимистической трагедии»: его первой ролью был лиловый негр в массовке. С первых дней в театре он занял совершенно особое положение: он никогда ни против кого не дружил. В любом театре на одну роль в одном спектакле всегда несколько претендентов, и у каждого друзья, а, значит, образуются группы, которые враждуют между собой в стремлении занять местечко потеплее. Но иногда коллектив объединяется против худрука, и ничем хорошим, как правило, это не заканчивается. На Малой Бронной жертвой труппы стал великий режиссёр Анатолий Эфрос. На собрании труппы уже знаменитый Мартынюк своим зычным красивым голосом разнёс всех, кто нападал на Эфроса, и вышел из зала, однако Эфроса этот демарш Мартынюка всё равно не спас, и он был вынужден уйти из театра.
Первые роли в кино
По-настоящему в кино Мартынюк дебютировал в 1962-м, сыграв раненного солдата в картине Василия Ордынского «У твоего порога». Вскоре Владимир Басов пригласил Мартынюка в картину «Тишина», где впервые прозвучала знаменитая песня «На безымянной высоте», а Мартынюк, едва ли не единственный раз спел с экрана.
«У твоего порога» (1962)
«Тишина» (1963)
«Жили-были старик со старухой» (1964)
В 1964-м Мартынюк сыграл у Чухрая в «Жили-были старик со старухой». С этим фильмом связана забавная история. В Каннах Веру Кузнецову, игравшую главную роль, удостоили премии за исполнительское мастерство, но во Францию её не отпустили, и женский приз получал Мартынюк. В фильме Басов по пушкинской «Метели» с потрясающей музыкой Георгия Свиридова Мартынюк играл гусара Бурмина. Валентина Титова, которая тогда ещё не была замужем за Басовым, играла главную роль Марьи Гариловны, по её словам, даже положила глаз на Мартынюка, но он вообще не обратил на это внимания: он уже был женат, да и известных служебных романов у него никогда не было.
«Метель» (1964)
Гончаров не очень любил, когда его актёры много времени и сил отдают кино, и лет пять Мартынюка не жаловал. Первую приличную роль он получил только в 1967-м в спектакле по одноимённой книге Ильи Штемлера «Гроссмейстерский бал» он играл Филиппа.
«Гибель эскадры» (1965)
«ЗнаТоКи»
В том же 1967 году в театр на Малой Бронной пришёл выпускник Щукинского училища Леонид Каневский прослуживший до этого 7 лет в. Ленкоме, и они с Мартынюком стали лучшими друзьями на всю жизнь, причём, ещё до того, как начали сниматься в самом главном для себя сериале «ЗнаТоКи».
«Щит и меч» (1968)
«Комендант Лаутербурга» (1969)
Начали снимать этот сериал по инициативе главы МВД СССР Щёлокова: ему нужно было чем-то ответить своему заклятому другу Юрию Андропову из КГБ, ведь «Сильные духом» и «Щит и меч» – про разведчиков, и «Ошибка резидента» – про контрразведчиков, имели ошеломляющий успех. В общем, старшие братья из «конторы» поставили Николаю Анисимовичу шах, а мат будет в 1973-м, когда выйдут «Семнадцать мгновений весны». Щёлоков поручил киношникам «очеловечить» образ милиционера, и под этот социальный заказ семейная пара Александр и Ольга Лавровы, журналисты криминальной хроники, написали сценарий на основе реальных событий. Постановку поручили бывшему режиссёру театра на Малой Бронной Вячеславу Бровкину, который, хотя и ушёл на телевидение, актёров и их возможности знал прекрасно. Мартынюка и Каневского утвердили сразу, а Зиночку должна была играть Анна Антоненко – Лавровы именно «под неё» писали сценарий. Но Анна была беременна, а ждать в МВД не захотели, и роль отдали актрисе Театра киноактёра уже весьма известной Эльзе Леждей. В разные годы в сериале играли многие актёры театра на Бронной: Лев Дуров, Юрий Катин-Ярцев, Игорь Кашинцев, Валентин Смирнитский, Геннадий Сйфулин, Леонид Броневой и другие. Мартынюку единственному из всех «ЗнаТоКов» шла милицейская форма, и он чаще других главных героев в ней появлялся.
«Борис Годунов. Сцены из трагедии» (1970)
«ЗнаТоКи» стали первым сериалом о буднях советской милиции. Когда фильм вышел на экраны, главные герои – следователь Павел Знаменский, инспектор уголовного розыска Александр Томин и эксперт Зинаида Кибрит, из чьих фамилий и сложилось название фильма, стали всесоюзно знамениты и любимы. Многие были уверены, что все милиционеры именно такие, и очень удивлялись, когда сталкивались с реальностью: как? мы же по телевизору видели, что вы другие. Как только стало ясно, что Знаменский ухаживает за Зиночкой, поклонницы сериала буквально завалили редакцию письмами с требованиями ни в коем случае Пал Палыча не женить. Дальнейшая судьба Зиночки людей волновала куда меньше: пусть выходит замуж за кого угодно, только оставьте Знаменского холостяком. Чтобы людей успокоить, Зиночку выдали замуж, Знаменский продолжал о ней вздыхать, а носатый Томин, который никогда на Кибрит и не претендовал, просто остался другом обоих. Времена тогда были пуританские, но думаю, доведись снимать такой сериал сегодня, авторы вряд ли бы упустили случай обыграть любовный треугольник.
«Следствие ведут Знатоки» (1971-1989)
Развод
Изначально фильм задумывался как 6-серийный, но проект, как бы сейчас сказали, взлетел, стал по-настоящему народным: сериал выходил на телеэкраны без малого 20 лет – было отснято 24 сюжета, что говорит о росте к нему интереса зрителей. Первые лет 10 серия была не как сейчас 45 минут, а полноценные полтора часа, как в большом кино. Самым популярным из троицы был, конечно, Мартынюк. О такой славе многие актёры могли лишь мечтать, но сам Мартынюк зачастую негативно отзывался о своём самом звёздном герое: он закрыл ему путь к другим ролям. К тому же, «ЗнаТоКи» испортили счастливую семейную жизнь Мартынюка: его знала вся страна, а Валя сидела без работы даже после того, как вышла из декрета. Вместе с мужем в «ЗнаТоКах» она в шести сериях сыграла дежурную в тюрьме Нину, но на улицах её, в отличие от мужа, не узнавали и автографов не просили, да и негде их было оставлять, ведь фотографий актрисы Марковой, значившейся в титрах под фамилией Мартынюк, в киосках «Союзпечати» не продавали. Валентину это очень расстраивало, она ревновала мужа к успеху, устраивала скандалы и сцены ревности. Спустя 13 лет после свадьбы они расстались.
«… А зори здесь тихие» (1972)
«Вера, Надежда, Любовь» (1972)
Новый брак
Но Георгий один оставался не долго. Во время профилактического осмотра в больнице ВТО он познакомился с доктором с литовским именем Неёле. Потом Мартынюк лёг туда с лёгким недомоганием, Неёле была у него лечащим врачом, и как-то так вышло, что он влюбился. Георгий с нетерпением ждал выписки, чтобы пригласить женщину на свидание. Спустя несколько лет после свадьбы Георгий смеялся, рассказывая друзьям, что теперь у него есть персональный эскулап, который в миг уложит его на койку в стационар, да и ей хорошо: у неё теперь есть постоянный пациент. На самом деле, вместе с мужем к Неёле пришло полтеатра пациентов, и она никому до сих пор не отказывает.
«День моих сыновей» (1972)
«Трибунал» (1973)
«Человек со стороны» (1973)
Всесоюзная известность
В начале съёмок, Мартынюк, Каневский и Леждей были уверены, что они снимут кино, Эльза вернётся в свой театр, а мужчины останутся в своём. Никто тогда не думал, что проходной, казалось бы, сериал, растянется на 20 лет. Крайне редко актёрские группы, существующие так долго, обходятся без ссор, но это трио стало приятным исключением: за все годы у них не было даже мелких конфликтов, и всё благодаря Мартынюку, который далеко считал, и ликвидировал любой повод для ссоры в самом его зародыше.
«Свадьба как свадьба» (1974)
«Город с утра до полуночи» (1976)
«Лунев сегодня и завтра» (1977)
Чтобы лучше понять психологию милиционеров, Мартынюк и Каневский не раз присутствовали на настоящих следственных действиях – допросах, очных ставках и даже обысках. Как-то случился курьёз: Мартынюк и Каневский сидели за шкафом – присутствие посторонних на допросе запрещено законом, следователь повысил на рецидивиста голос, а тот, то ли в шутку, то ли всерьёз, сказал, что вот майор Знаменский никогда не кричит на подследственного. Говорят, на Петровку приходили сотни писем, в которых родственники, считавшие, что их близких осудили не справедливо, писали, что, если бы дело вёл майор (подполковник, полковник) Знаменский, дело бы даже в суд не попало, поскольку было бы закрыто следователем за отсутствием состава преступления. В конце концов, Мартынюк, Каневский и Леждей потеряли собственные имена: их стали называть Знаменским Томиным и Зиночкой. Когда в серии «Побег» сбежавший из лагеря зек Михаил Багров, блестяще сыгранный Леонидом Марковым, подстрелил Томина, и серия закончилась неопределённостью – жив Томин или нет, в редакцию приходили телеграммы, в которых предлагали кровь и спрашивали, какая у Томина группа. Мартынюку однажды продали билет в Москву на имя Знаменского, хотя паспорт он дал на своё имя.
«Варвары» (1979)
Стоит заметить, что в сериале функционал героев показан довольно точно: опер Томин бегает, собирает улики, внедряется в преступные группировки, а следователь Знаменский подшивает в папочку документы, анализирует то, что добыл Томин, проводит следственные действия и пишет обвинительное заключение. Томин с умным видом не проводил допросов, а Знаменский не ходил на задержания – если я не ошибаюсь, за все 20 лет он только один раз вытащил пистолет. Это очень выгодно отличает «ЗнаТоКов» от сегодняшних сериалов, в которых следователи прокуратуры или СК занимаются оперативной работой, а опера занимаются не свойственной им работой следователя.
«Отпуск по ранению» (1983)
«Первая конная» (1984)
Чем дольше шёл фильм, тем сложнее становилась актёрская задача Мартынюка. Его герой за годы почти не менялся. В роли не было никакого развития: Знаменский оставался спокойным, невозмутимым и до оскомины положительным – он ведь даже не курил, и выпившим его никто не видел. При всём его профессионализме, карьера у него не задалась: даже став полковником юстиции, он занимал прежнюю должность старшего следователя, и лишь в последней серии стал старшим следователем по особо важным делам. Сценаристы не позаботились о биографии, о прошлом Знаменского, о его личной жизни, и со временем он превратился в какого-то скучного картонного сухаря, у которого кроме долга и чести ничего нет. Да, у кого-то нет и этого, но мы же имеем дело не с реальным человеком, а с вымышленным киногероем, у которого должны быть какие-то эмоции и какая-то жизнь, кроме работы. Играть это было невероятно сложно.
«Слушать в отсеках» (1985)
В 1981 году Мартынюк получил Заслуженного артиста РСФСР, в 2003-м он стал Народным артистом Российской Федерации.
Главными своими кинорежиссёрами Мартынюк считал Чухрая, Станислава Ростоцкого, у которого сыграл небольшую, но очень важную роль Лужина – любовь Женьки Комельковой и Владимир Басов, но после «ЗнаТоКов» Басов Мартынюка уже не звал, хотя, на мой взгляд, в «Опасном повороте» и «Днях Турбиных роли для него были.
«Равняется четырем Франциям» (1986)
«Ералаш»
Театр
Мартынюка уже не брали на большие роли, вернее, не брали Знаменского. Мартынюка это очень расстраивало, и он даже хотел прекратить работать в «ЗнаТоКах»: пусть, мол, Пал Палыча убьют или он умрёт от тяжкой болезни. В театре Лев Дуров, оставшийся после Эфроса худруком, понимая, насколько непросто Мартынюку в кино, ролями его не обделял. Дуров иногда даже убеждал Мартынюка играть то, что он никогда не играл и просто боялся, что у него не получится. Дуров уговорил Мартынюка сыграть главную роль в «Детях Ванюшина», а тот предложил Дурову вместо монолога Ванюшина прочитать молитву. Дурову идея понравилась, и получилось очень хорошо.
«Мелочи жизни» (1992-1997)
В спектакле «Обвинительное заключение» по Нодару Думбадзе Мартынюк играл матёрого грузинского вора «Лимона», а Каневский – старосту камеры «Гоголя», тоже грузина. Когда поднимался занавес, зрители, увидев Знаменского и Томина на шконках, просто умирали от смеха, и вскоре Мартынюка и Каневского с этих ролей сняли, хотя оба они любили характерные комедийные роли, где можно было импровизировать и хохмить.
«Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» (2000-2011)
Дочь
У Неёле, как и у Георгия подрастала дочь Татьяна. Георгий принял девочку, как родную, а она называла его папой не потому, что заставляли, а просто считала папой и любила. Счастье Мартынюка продолжалось несколько лет, а потом случилась беда: в 20 лет его родная дочь Лиза, которая последние годы вообще не хотела общаться с отцом, наложила на себя руки. Версий причин этого поступка выдвигалось несколько, но доподлинно ничего не известно. Мартынюк до конца своих дней считал, что в этом есть его большая вина. Хоть немного оправиться от этого удара ему помогли Неёле, падчерица Татьяна, и, конечно, работа в театре и друзья.
«Узкий мост» (2004)
После трагедии с дочерью Георгий стал чаще болеть. С детства у него были проблемы с лёгкими, а он ещё, в отличие от идеального Знаменского, курил безбожно. В 2000-м у него обнаружили болезнь лёгких. Мартынюк писал стихи и остроумные эпиграммы, и в Боткинской больнице, где ему делали сложнейшую операцию, написал цикл стихов «Боткинская осень». Но курить он не бросил, даже лёжа под капельницей. Семья тянула его, как могла отвлекала от мыслей о болезни: рядом всегда были Неёле, Татьяна, а потом и внук Виталик. (Когда в «Щите и мече» погиб разведчик Алексей Зубов, которого играл Мартынюк, Виталик рыдал: деда убили!).
Последней премьерой, где сыграл Мартынюк, был спектакль «Я не Раппопорт», поставленный Львом Дуровым по пьесе американского драматурга Эрла Стэнли Гарднера. В 2011-м Мартынюк снова попал в больницу с двусторонней пневмонией. Доктора считали его состояние безнадёжным, но он выкарабкался, и даже вышел на сцену. В 2014-м приступы удушья повторялись, чуть ли не каждый день, и Мартынюка положили в реанимацию. 13 февраля 2014 года Георгий Мартынюк умер.
автор: Николай Кузнецов