Среди офицерских жён она так и не нашла себе ни одной подруги, на неё вообще смотрели презрительно: как же, актрисулька…
Руку чувствовать верного друга, и тогда ты на подвиг готов
Она по праву считалась одной из самых красивых театральных и киноактрис своего времени, её снимали лучшие режиссёры страны, она сыграла в белее, чем сорока фильмах и сорока спектаклях двух ленинградских театров, и в своём почти вековом возрасте остаётся в кино и на сцене. Однако судьба Татьяны Людвиговны Урлауб, больше известной, как Татьяна Львовна Пилецкая не была сплошным праздником, наполненным успехом и обожанием зрителей, были у неё и розы, и шипы.
Детство
Татьяна Урлауб родилась 2 июля 1928 года в Ленинграде. Отец, Лев Людвиг Эрих Мария, по паспорту Людвиг Людвигович, был химиком, мать, Евгения Давидовна – домохозяйкой. Брат Владимир был старше Татьяны на 7 лет. Бабушка Екатерина Николаевна Кессених была настоящей «буржуйкой»: она владела большим доходным домом на Таврической улице в Петрограде. После революции его национализировали и поделили на коммуналки. Непролетарское и немецкое происхождение Татьяны могло стать для неё волчьим билетом.
В детстве Таня хотела стать балериной, в Кировском, бывшем Мариинском театре не пропускала ни одного спектакля. Когда ей было 9 лет, её крёстный отец знаменитый художник Кузьма Петров-Водкин, называвший крестницу Татулей, за неделю написал её портрет «Девочка с куклой». На даче под Ленинградом, которую на лето снимали семьи Петрова-Водкина и Урлауб, она позировала часа два-три в день, потом её отпускали побегать-попрыгать, и сеанс продолжался. В конце летнего сезона Таня и дочь художника Лена, которая была старше Тани на 6 лет, вместе с другими детьми дачников устроили концерт для своих родственников. Кто-то пел, кто-то стихи читал, кто-то даже фокусы показывал, а Таня танцевала. После этого Кузьма Сергеевич посоветовал её маме отдать дочь в балетное училище, и Евгения Давидовна к совету прислушалась. В приёмной комиссии были Галина Уланова, Агрипина Ваганова, Наталия Дудинская. Таня им понравилась, и в училище её приняли. В Русском музее хранится фарфоровая статуэтка балерины, завязывающей туфельку, которую Алексей Пахомов лепил с юной Тани Урлауб. Впервые он увидел её в доме Петрова-Водкина на Кировском проспекте.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. «Девочка с куклой. Портрет Татули» (Таня Урлауб). 1937 год.
Училище
В училище Тане преподавала прекрасный педагог Евгения Снеткова-Вечеслова. Дисциплина в училище была жёсткой и Тане часто доставалось на орехи. Когда началась война, училище уже 3 июля эвакуировали на Урал в городок Нижняя Курья Молотовской области. Брата в армию призвали ещё перед войной, но демобилизовать, как немца, не успели, и он погиб уже в 1941 году. Однажды на пароходе, идущем по Каме, Таня встретила своего отца, и счастью её не было предела.
В Ленинград Таня вернулась в 1945-м, но в их квартире уже жили чужие люди, и её поселили в общежитие училища. Во время учёбы девочки танцевали в массовке в постановках Кировского театра. Однажды Тане доверили роль главной крысы в «Щелкунчике», но воспоминания об этом у Татьяны сохранились не очень приятные. Однажды, чтобы сбежать на танцы в военно-морское инженерное училище им. Дзержинского, которое шефствовало над училищем хореографическим, Татьяна попросила подругу заменить её в небольшой сцене. Наутро вышел приказ об отдании её под суд за невыход на сцену, то есть, за прогул, но её оправдали, хотя и напугали сильно и её, и маму.
Отец
Татьяна с мамой искали отца, отправляли десятки писем в разные инстанции, ходили по кабинетам. Они выяснили, что Людвига Урлауба арестовали сразу после войны и отправили в лагерь в Краснотурьинск Свердловской области. В 1944-м, когда Татьяна в 16 лет получала паспорт, мама посоветовала ей попробовать изменить отчество с Людвиговны на Львовну. Сделать это получилось благодаря тому, что молоденькая паспортистка в момент приёма документов щебетала без умолку с милицейским лейтенантом, на которого, судя по всему, имела виды. Отец узнал о поступке Тани из письма жены, но не обиделся – время было такое, да дочь его ничем и не обидела, ведь в имени его Лев тоже был. Будучи уже замужем и родив дочь, Татьяна на несколько дней ездила к отцу в Краснотурьинск. Он уже жил не на поселении, а получил в городе комнату, ставил и, как художник, оформлял спектакли в городском театре, сам много играл. В ссылке Людвиг Урлауб находился до 1956 года, в Ленинград он вернулся в начале 60-х сломленным и подавленным.
Дореволюционное фото. Людвиг Урлауб во время службы в армии
Первая роль в кино
В 1945 году Таня выпускалась у Марии Романовой, матери Галины Улановой, но уже тогда она поняла, что с выбором профессии промахнулась, что балет вообще не её дело, и что балерины из неё не выйдет. После выпуска по распределению она немного выступала в подтанцовках на эстраде, потом перешла в кордебалет Театра музкомедии.
В театре зарплата была копеечная, её не хватало даже для того, чтобы «отоварить» карточки, и в 1946-м комедийный актёр Театра музкомедии Анатолий Королькевич устроил Татьяну на киностудию «Ленфильм» – в массовке она могла хоть немного подзаработать. Однажды её заметил сталинский лауреат Александр Ивановский, который к тому времени снял 27 картин, в т.ч., культовые «Антон Иванович сердится», «Музыкальную историю» и «Сильву», а после вместе с Надеждой Кошеверовой поставит «Укротительницу тигров». Он готовился к постановке фильма «Солистки балета», и пригласил Татьяну на небольшую роль. Сняли Татьяну очень крупным планом, и этот дебют ей совсем не понравился. В титры Татьяна, тогда ещё Урлауб, не попала.
Первый брак
Училище им. Дзержинского сыграло заметную роль в жизни девушек-балерин: многие из них выскочили замуж за молодых лейтенантов, и разъехались по морям и океанам всей страны. Татьяна на одном из балов познакомилась с завкафедрой Константином Пилецким, который был старше своих курсантов лет на 10, но в 31 год был уже капитаном первого ранга, опытным морским офицером, воевавшим на кораблях, охранявших морские ленд-лизовские конвои, идущие в Мурманск, Молотовск (Северодвинск) и Архангельск. В 1946 году Татьяна и Константин поженились, Татьяна сменила фамилию, сразу после свадьбы бросила и театр, и кино, и уехала с мужем на Север. Родители мужа, коренные москвичи, выбор сына восприняли без особой радости. Свекровь и вовсе настаивала на разводе. Мужа Татьяна любила, но в северной глуши, для неё совсем не было работы – балета в тех местах не было. Её долго не хотели принимать в местный самодеятельный офицерский театр, и ей быстро стало скучно. Да и не могла она со своей яркой внешностью, немецким воспитанием и стилем вписаться в тот мир. Среди офицерских жён она так и не нашла себе ни одной подруги, на неё вообще смотрели презрительно: как же, актрисулька. На севере у Константина и Татьяны родилась дочь Наталья. С мужем она виделась не так уж часто – он почти всегда был в походе, а Татьяна ездила в Ленинград и Москву на съёмки. После «Солистки балета» Григорий Козинцев снял её в роли одной из первых сестёр милосердия в «Пирогове», затем в 1947-м была «Золушка» с гениальными актёрами Фаиной Раневской, Эрастом Гариным, Василием Меркурьевым, Яниной Жеймо. На Раневскую Татьяна смотрела широко открытыми от восторга глазами, но заговорить не решалась – монументальная Фаина Георгиевна молодёжь не жаловала.
Татьяна Пилецкая с первым мужем Константином Пилецким и дочерью Наташей
«Золушка» в цвете
В 2009-м Пилецкой позвонили кампании «Крупный план», и спросили, как она отнесётся к тому, что «Золушку» раскрасят. Она ответила, что в 1946-м цветня плёнка уже была, и если режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро снимали фильм чёрно-белым, значит, они так видели. (Плёнка, конечно, была, картина режиссёрами замышлялась цветной, но плёнки попросту на всех не хватало). Татьяну Львовну спросили, какого цвета на ней было платье, и она ответила, что ярко голубое парчовое. Потом Пилецкой даже приписали то, что она, якобы, работавшая на «Золушке» ассистентом режиссёра, что, конечно, было неправдой, помогла восстановить цвет картины, хотя платье в раскрашенном варианте было розовым.
После «Золушки» был «Белинский» того же Козинцева, где Пилецкая играла маленькую роль Натали Герцен, но в титры не попала. Потом в картине Григория Рошаля и Геннадия Казанского «Римский-Корсаков» она сыграла дочь главного героя, и снова не попала в титры. В фильмах Марка Донского «Мать» и Исидора Анненского «Княжна Мэри» роли были уже значительно больше, и место в титрах для Пилецкой нашлось.
Александр Вертинский
Наташе не было и года, когда Татьяна, устав от северной жизни, забрала её, и, пока не оформляя развода, вернулась в Ленинград. Своего жилья у неё не было, и они стали жить в маминой квартире. К тому времени любовь прошла, общих интересов не было, и на Севере оставаться не было никакого смысла. Супруги сохранили добрые отношения, и официально расторгли брак лишь через 15 лет после свадьбы. За это время у Татьяны было несколько громких романов. Александра Вертинского называли её покровителем в мире искусства. Началось с того, что однажды Вертинский встретил её в компании общих друзей, и при всех сказал громко: «Девушка, с вашей красотой нужно играть в кино».
«Разные судьбы»
На съёмки «Княжны Мэри» на студию им. Горького часто приходил знаменитейший режиссёр, лауреат двух Сталинских премий Леонид Луков, снявший до этого «Большую жизнь», «Два бойца» и другие хорошие картины. Приходил он как раз для того, чтобы посмотреть, как работает перед камерой молодая актриса Пилецкая. Вскоре он предложил ей главную роль Тани Паниной. Всех четверых актёров – Юлиана Панича, Георгия Юматова, Татьяну Конюхову и саму Пилецкую, наименее из всех знаменитую, он в картину «Знакомые судьбы» утвердил сразу без проб. Татьяне понравилась её роль, пусть и отрицательная, ей нравилось работать, особенно с Бруно Фрейдлихом, исполнившим роль композитора Рощина – она им восхищалась и многому у него научилась.
На приёме картины министр культуры Екатерина Фурцева возмутилась: «Что за «Знакомые судьбы»? У нас что, все девушки такие корыстные вертихвостки, выходящие замуж по расчёту, а не по любви?!» И фильм получил название «Разные судьбы». В жизни Пилецкой он сыграл троякую роль: с одной стороны, принёс ей известность, а с другой – её Таня была редкостной стервой, и зрители были рады, что она, в конце концов, поплатилась за то, что испортила жизнь нескольким мужчинам. Режиссёры не хотели её снимать, говорили, что у неё злые глаза, а сверстники осуждали её, отождествляя с её героиней. (Сказать по правде, Татьяну Пилецкую после «Разных судеб» я тоже невзлюбил, долго считая, что она и её героиня – одно и то же). С третьей стороны, Татьяна Пилецкая и в правду чуть-чуть повторила судьбу той, киношной Тани, с той лишь разницей, что Пилецкая со своими мужчинами была не из корысти, а по любви.
В фильме режиссёра Анатолия Рыбакова «Дело 306» Пилецкая перевоплотилась в сугубо положительного милицейского лейтенанта криминалиста Надю Корневу. В другом фильме Лукова «Олеко Дундич» её Галя была уже совсем другой, что лишний раз подчёркивало многогранность таланта актрисы Пилецкой.
Второй брак
В тот же период Татьяна второй раз вышла замуж. Её супругом стал артист Театра оперетты Вячеслав Тимошин. Об этом браке она вспоминать не любит. Развод для Пилецкой был очень тяжёлым – дружеские отношения с бывшим супругом сохранить не удалось. Близкие Татьяны считают, что причиной развода стали сцены ревности, которые, устраивал Тимошин.
Вячеслав Тимошин в оперетте «»Севастопольский вальс»
Театр
В 60-е Пилецкую долго не снимали, и тогда директор Ленинградского театра им. Ленинского комсомола Геннадий Малышев предложил ей попробовать себя в театре. Пилецкая сначала удивилась: у неё же нет драматического образования, она даже не умеет ходить по сцене и говорить так, чтобы зрители в последнем ряду слышали, а в первом не оглохли, но потом решила рискнуть, и согласилась. В это время Иван Рассомахин поставил в театре спектакль «Человек со звезды». Театр собирался на гастроли, но актриса, которая должна была играть сразу 4 роли – медсестру, мотогонщицу, молодую девушку и пожилую женщину, ушла из театра, и нужно было срочно кого-то вводить. Рассомахин тут же ввёл в спектакль Пилецкую. Молодой Татьяне труднее всего было играть женщину в возрасте, ждущую мужа с фронта. Во время полуторамесячных гастролей худрук театра Павел Хомский, убедившись в таланте и драматических возможностях Пилецкой, предложил ей роль Роксаны в спектакле «Сирано де Бержерак» по Эдмону Ростану, который он собирался ставить. Хомский научил Пилецкую нормально двигаться по сцене и говорить. За 16 лет «Сирано» сыграли 604 раза, достать билеты на спектакль можно было лишь по великому блату.
Татьяна Пилецкая в роли Роксаны в спектакле “Сирано де Бержерак”
Родословная
После развода Пилецкая долгое время была одна, во время длительного кинопростоя было много свободного времени, и, просто не зная, куда себя деть, Татьяна Людвиговна занялась изучением своей родословной. Она подолгу сидела в библиотеках и архивах, и узнала почти всё о братьях Урлауб. Её немецкий предок Фёдор Урлауб вместе с братом Яковом приехал в Россию в 1837 году. В роду у неё были архитекторы, художники, Иван Яковлевич Урлауб был оптиком – драматург и писатель Антон Чехов носил пенсне, изготовленные только его фирмой. До сих пор на Невском проспекте рядом с Пассажем можно увидеть вывеску: «Иван Яковлевич Урлауб».
В 1967 году режиссёр Ян Фрид снял Татьяну Пилецкую в роли русской актрисы Надежды Самсоновой в фильме «Зелёная карета». Позже Пилецкая играла у Фрида в картинах «Прощание с Петербургом» и «Сильва».
Третий брак
Лишь после сорока лет Татьяна Людвиговна встретила мужчину своей жизни. Борис Агешин, театральный мим, был младше неё на 12 лет. Их буквально сосватала подруга Пилецкой известная цыганская певица Маргарита Шумская, с которой они встретились ещё на съёмках «Олеко Дундича», а потом вместе играли в «Прощании с Петербургом». Татьяна и Борис поженились в 1978 году и прожили душа в душу больше 40 лет до самой смерти Бориса в 2018 году.
В 1977 году Пилецкая стала Заслуженной артисткой СССР, спустя 22 года, уже в новой России – Народной артисткой Российской Федерации.
Книги
В 2009 году Антон Сиверс поставил фильм «Вербное воскресенье», где Пилецкая сыграла роль балерины Павлы Головиной, педагога главной героини и тёзки её дочери. Сама Пилецкая считает эту роль одной из самых своих любимых. Пилецкая сыграла в знаменитых криминально-детективных картинах – «Каменская», «Улицы разбитых фонарей» и «Тайны следствия». Очень нравится Пилецкой роль Вечной Алисы в фильме Ренаты Литвиновой «Северный ветер», который вышел в 2021 году.
Пилецкая написала несколько книг: «Серебряные нити», «Хрустальные дожди», «Да, у всех судьбы разные, или Биографические эскизы», «Всегда с вами» и «Навстречу ветру». Начала она писать, когда не было работы ни в театре, ни в кино. Она подходила к доске, где вывешивались приказы с распределением ролей, не находила себя, и шла домой. Она, конечно, расстраивалась, но не унывала. Первая книга «Серебряные нити» написана о родственниках по тем материалам, которые Татьяна нашла в архивах. У неё написано больше 70-ти стихов, и она хочет их издать.
До сих пор Татьяна Пилецкая сохранила балетную «вывернутую» походку и прямую королевскую спину. Она всё так же оптимистична, никуда не пропали чувство юмора и любовь к жизни. И дай ей Бог здоровья!
автор: Николай Кузнецов