Как найти с ней общий язык, как не оказаться под каблуком у суперзвезды? Но с суперзвездой, как раз, проблем было меньше всего, точнее говоря, их вовсе не было…
Она была одной из самых ярких актрис своего поколения – разноплановая, эксцентричная, пластичная, темпераментная и невероятно смелая. Она снялась в полусотне лент, но был случай, когда в картине её не было, однако она сыграла в ней весьма заметную роль: в фильме Элема Климова «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён» пионерка Митрофанова, племянница какого-то важного чина, сидя в крапиве, «строит на голове Монбланы», сверяясь с портретом Людмилы Шагаловой, прикреплённым кнопкой к забору. Ещё в начале своего творческого пути Шагалова решила, что уйдёт из кино сама, когда почувствует, что наступает старость: она хотела, чтобы зрители запомнили её молодой и красивой, и от своего решения не отступила.
Детство
Людмила появилась на свет 6 апреля 1923 года в Рогачёве в 120 км от Гомеля. Сегодня город входит в состав Республики Беларусь, а тогда был частью РСФСР. Мама умерла, когда Люде не было и трёх лет. Большинство источников указывают, что отец служил замнаркома танковой промышленности, и перед войной его арестовали, но этот наркомат был образован лишь в сентябре 1941 года. О том, кто воспитывал Люду до совершеннолетия, достоверных данных я не нашёл.
В актрисы Люда попала из школьного коридора, где она занималась привычным делом: дралась с одноклассниками. Какая-то женщина взяла её за руку, и, ни слова не говоря, повела за собой. Люда думала, что у директора лопнуло терпение, и она позвонила в детскую комнаты милиции. Но это была ассистент режиссёра Якова Протазанова, и привела она девочку на пробы фильма «Семиклассники». Протазанов вернулся из-за границы, и хотел снимать историю про пионеров, которые были для него тайной за семью печатями. На съёмках Люда помогала режиссёру, и так ему понравилась, что Протазанов даже внёс её фамилию в титры, но имя указал другое – Ляля, и так она на всю жизнь осталась Лялей Шагаловой. У Протазанова Ляля научилась быть сценаристом собственной роли, и потом это умение много раз ей помогало, а режиссёры быстро поняли, что дурного она не посоветует, и тоже пользовались этим для общего блага.
ВГИК
В 1941-м 18-летняя Люда уехала в эвакуацию в Челябинск, устроилась на тракторный завод, получала рабочую карточку, но жить всё равно было голодно и холодно. В 1944-м попала на творческий вечер к приехавшим знаменитым Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Увидев из зала звёздную пару, она вдруг подумала: а почему бы ей самой не стать режиссёром? Вернувшись в Москву, она пришла во ВГИК, увидела в приёмной режиссёрского факультета фронтовиков в орденах, подающих документы, и поняла, что соваться сюда бесполезно. Тогда она пошла на актёрский факультет, и попала всё к тем же Герасимову и Макаровой на курс, который потом назовут «Молодогвардейским».
«Высокая награда» (1939)
«Молодая гвардия»
Этот роман сталинского лауреата Александра Фадеева Герасимов сначала поставил на учебной сцене ВГИКа, а когда начал снимать картину, взял на большинство ролей своих студентов. Шагалова должна была играть Любу Шевцову, но потом Герасимов отдал роль другой своей студентке Инне Макаровой, а Шагаловой дали роль чуть поменьше – она играла Валю – Валерию Борц, а всё потому, что Фадеев сказал, что Люда похожа на Валю. Прочитав сценарий, Людмила расстроилась: на фоне других комсомольцев Валя выглядела бледно. И она придумала, что Валя влюблена в Сергея Тюленина. Герасимов согласился с Шагаловой, и на экране вместо несколько схематичных героев появились живые молодые люди, у которых начали зарождаться романтические чувства. Шагалова так осмелела, что предложила Герасимову эпизод, которого в сценарии не было: в тот момент, когда Сергей водружает красный флаг, рядом оказывается влюблённая в него Валя. Этот пафосный эпизод, может быть, один из самых пронзительных в картине, снимали рано утром, одним куском, практически, на одном дыхании.
«Молодая гвардия» (1948)
Снимали «Молодую гвардию» в Краснодоне, актёры жили в домах своих героев. Валя Борц была одной из немногих молодогвардейцев, кому посчастливилось остаться в живых. Люду поселили к ней в дом, они быстро поладили, и дружили до самой смерти военного переводчика подполковника Валерии Борц в 1996 году.
«Большой концерт» (1951)
Картина имела ошеломительный успех, актёров, игравших молодогвардейцев, зрители в буквальном смысле носили на руках, режиссёр, оператор Владимир Рапопорт и 6 исполнителей главных ролей, в том числе, и Шагалова, получили Сталинскую премию I степени. Шагалова узнала об этом по радио в день своего рождения, и очень удивилась такому подарку: ей казалось, что на высокую награду она не наиграла. Когда Фадеева спросили, почему Шагаловой премию дали, а Вячеслава Тихонова, игравшего более значимую роль Володи Осьмухина, наградой обошли, он ответил, что она сыграла намного больше, чем он написал.
Семья
В 1945-м, на втором курсе Людмила познакомилась со студентом операторского факультета Вячеславом Шумским. Вячеслав был старше Людмилы на два года, воевал, был тяжело ранен, долгое время ходил на костылях. Поженились они в победный год, а в 1948-м у них родился сын Геннадий, ставший режиссёром. Те, кто знал их близко, утверждали, что это была одна из крепчайших пар всего советского и российского кино. Шумский, снявший 17 картин, среди которых такие шедевры, как «Дом, в котором я живу», «На семи ветрах», «Доживём до понедельника», «Преступление и наказание», «А зори здесь тихие», по числу наград жену обошёл: в его активе Ленинская и три Государственные премии СССР. Ни в одной из картин он ни разу не снял жену. В 1958 году на улице Черняховского построили кооперативный дом, в котором купили квартиры многие актёры, режиссёры и операторы советского кино – в народе его так и называли «актёрским». Шумский и Шагалова с сыном поселились в этом доме, и это был их единственный адрес в Москве.
«Прощай, Америка!» (1951)
«Верные друзья»
Герасимов своих студентов учил играть всё – и трагедию, и комедию, а дальше они уже сами искали своё место в кино. Неожиданно Михаил Калатозов предложил Шагаловой роль в комедии «Верные друзья» по сценарию Александра Галича и двукратного сталинского лауреата Константина Исаева. Главные роли играли звёзды Александр Борисов, Василий Меркурьев и Борис Чирков. Шагалова играла активную комсомолку Катю Синцову, которая пыталась добиться правды, но получила серьёзную травму, и известный нейрохирург Борис Чижов спас ей жизнь.
«Верные друзья» (1954)
Шагаловой работать с великими актёрами было интересно, и в комедии играть понравилось. Впечатление от съёмок смазал лишь один эпизод: по сценарию Катю затоптал табун обезумевших от ужаса лошадей. Шагалова отказалась, и тогда Калатозов стал увещевать её, что он взял её потому, что сыграла Валю Борц, потому что отважная и бесстрашная. Калатозов взял Шагалову «на слабо», сказав, что тогда будут снимать куклу, а не героическую молодогвардейку. Шагалова «купилась», но с условием, что снимут только один дубль. Её уверили, что умные лошади на человека не наступят. С одного дубля не вышло: лошади, хоть и умные, однако к команде «Мотор» приучены не были, но, слава Богу, обошлось без травм, хотя Шагалова боялась не на шутку. Хуже было, когда все мучения могли оказаться напрасными: худсовет хотел убрать эту страшную сцену из лёгкого и совсем не героического фильма, но тут упёрся Калатозов, и эпизод отстоял.
«Они спустились с гор» (1954)
«Дело № 306»
В детективе Анатолия Рыбакова «Дело № 306» Шагалова поменяла амплуа и сыграла малосимпатичную избалованную профессорскую дочь Людмилу Иркутову. Такую Шагалову зритель ещё не знал. Роль получила хорошие отзывы, а картину с большим успехом показали даже во Вьетнаме, куда Шагалова ездила с презентацией.
«Дело № 306» (1956)
Кинокарьера Шагаловой складывалась вполне благополучно: снимали её по две-три картины в год, творческих простоев почти не было. Режиссёры любили её за то, что ей ничего не надо было объяснять: прочитав сценарий, она дожидалась команды «Мотор» и практически всё делала сама.
«Не имей 100 рублей…» (1959)
«Самый медленный поезд»
Режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский без проб утвердили Шагалову в военную картину «Самый медленный поезд» на роль актрисы Варвары, мотавшейся по фронтам со своим аккордеоном. Это была серьёзная драматическая роль, но с вкраплениями комедийности и юмора, то есть, то, что больше всего любила Шагалова: работу на стыке серьёзного и смешного. Людмила справилась с работой блестяще. Позже Шагалова признавалась, что в этой картине она была больше всего похожа на себя.
«Самый медленный поезд» (1963)
Шагалова стала одной из ведущих актрис советского кино, и у неё появилась возможность выбирать, что играть, а от чего отказаться. Однако пользовалась она этой привилегией далеко не всегда: ей нравился сам процесс съёмок, и, когда не было больших ролей, она шла сниматься практически даром в студенческих работах, короткометражках и дебютных картинах начинающих режиссёров. Такую работу она считала тренировкой, и, делая её, просто поддерживала свою профессиональную форму. Когда она соглашалась, будущий результат её не очень беспокоил.
«Женитьба Бальзаминова»
Режиссёры любили радикально менять внешность Шагаловой. В «Сказке о потерянном времени» Александра Птушко 39-летняя Шагалова сыграла девочку Марусю Морозову, превратившуюся в старушку. Актриса так измучилась, что ей даже вызвали «скорую». Тогда всё обошлось, а роль оказалась счастливой: увидев её, режиссёр Константин Воинов пригласил Шагалову в «Женитьбу Бальзаминова» играть старушку, мамашу главного героя 75-летнюю Павлу Петровну. Людмиле было 39, ей сделали очень сложный грим, состарив и даже немного обезобразив её. После съёмочного дня в гостинице старинного Суздаля Шагалова долго разглаживала уставшее от грима лицо маленьким тёплым дорожным утюжком. Грим гримом, а сделать старческий слегка надтреснутый голос было не просто, но у неё получилось. Людмила даже после съёмок некоторое время так говорила.
«Женитьба Бальзаминова» (1964)
С утра, облачившись в платье своей героини и загримировавшись, Людмила вместе с Екатериной Савиновой гуляла по улицам, и местные жители воспринимали их не как актрис, а как местных бабулек. Эту роль Людмила очень любила, называла Павлу Петровну своим Штирлицем.
«Сказка о потерянном времени» (1964)
Фильм получился совершенно изумительный. В нём играли Георгий Вицин, Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова, Екатерина Савинова, Людмила Гурченко, Николай Крючков, Ролан Быков, Татьяна Конюхова и другие звёзды, и я даже не знаю, кого из них выделить – все блистательны. Роль принесла Людмиле звание Заслуженной артистки РСФСР, а читатели журнала «Советский экран» назвали её лучшей актрисой 1964 года.
«Хотите — верьте, хотите — нет…» (1964)
Воинов и Шагалова вместе работали ещё на четырёх картинах: «Дядюшкин сон» по Фёдору Достоевскому, «Дача», «Рудин» по Ивану Тургеневу и «Ссуда на брак». В «Дядюшкином сне» Шагалова играла Настасью Зяблову, приживалку главной героини, а через 6 лет в картине Ярополка Лапшина «Приваловские миллионы» её героиней была сваха Хиония Заплатина, и эти персонажи были очень похожи – вздорные, глупые женщины с завышенными ожиданиями и невероятными амбициями. И там, и там всё закончилось полным фиаско. В «Дядюшкином сне», когда Зяблова, имевшая виды на престарелого князя К, поняла, что в качестве претендентки на его богатства её даже не рассматривают, повернулась лицом к залу, и в её глазах было ощущение полного краха. Всё было ясно без слов. Это был высший пилотаж актёрской работы.
«Дядюшкин сон» (1966)
В «Даче» Шагалова в дуэте с Николаем Парфёновым очень смешно спела песню «Я тобой переболею, ненаглядный мой», которую исполняли эстрадные звёзды Майя Кристалинская и Мария Пахоменко. Для Шагаловой это был настоящий подвиг: она знала, что у неё нет ни слуха, ни голоса, она была из не поющих актрис.
«Дача» (1973)
«Не может быть!»
С годами комедийный талант Шагаловой только расцветал. В фильме Леонида Гайдая «Не может быть!» по рассказам Михаила Зощенко Шагалова играла почти бессловесную мать невесты, но смех она вызывала одним своим присутствием в кадре. После таких ролей Шагалова легко перешла на возрастных героинь, хотя была ещё молода, хороша собой и ухожена. Ни о какой старости и уходе из кино пока не было и речи. Её фото продавали в киосках, нередко она появлялась на обложках журналов.
«Не может быть!»(1975)
«Скуки ради»
Фильм Артура Войтецкого «Скуки ради» по рассказу Максима Горького стоит в кинобиографии Шагаловой на особом месте. Режиссёр попросил актрису отказаться от привычных ей комедийных красок и сыграть полную душевную пустоту. В результате чего появилась потрясающая Софья Ивановна, жена начальника станции, мещанка не по социальному статусу, по духу. Она в любую погоду садилась на перроне в кресло, и смотрела на вагоны, которые, как у Блока, шли привычной линией…
«Скуки ради» (1967)
«Усатый нянь»
Владимира Грамматикова Шагалова заметила на студенческом конкурсе во ВГИКе. Главного приза ему тогда не дали, и Шагалова лично от себя вручила молодому режиссёру бюстик Антона Чехова. Грамматиков этого не забыл, и пригласил Шагалову в свой первый полнометражный фильм «Усатый нянь», где Шагалова играла заведующую детским садом Марину Михальчук. Сценарий Грамматиков выбрал не самый простой: снимать маленьких детей, не имея ни режиссёрского, ни, тем более, педагогического опыта, было весьма рискованно, и все друзья и коллеги пророчили Грамматикову громкий провал. Кроме того, никто не понимал, зачем начинающий режиссёр пригласил приму Шагалову: кто он, и кто она, как найти с ней общий язык, как не оказаться под каблуком у суперзвезды? Но с суперзвездой, как раз, проблем было меньше всего, точнее говоря, их вовсе не было. Шагалова задала интонацию картине – её директриса не злючка, а человек добрый, всей душой болеющий за своё дело.
«Усатый нянь» (1977)
В одном из эпизодов доносчик попугай Валера должен был сесть Михальчук на голову, склониться, и что-то шептать в ухо. Шагалова убедила Грамматикова, что если попугай сядет на голову, все будут смотреть на птицу, а не на актрису. Но усадить даже ручного попугая на плечо и чтобы он что-то шептал в ухо, было не просто, и тогда Людмиле в ухо засунули орешек. Попугай увидел его, и сделал всё как надо. Картина имела огромный успех, а Шагалова получила звание Народной артистки РСФСР.
«Взрослый сын»
Другой режиссёр дебютант Александр Панкратов-Чёрный пригласил её на роль Катерины Ковровой в свою малобюджетную картину «Взрослый сын». Сценарий был слабый, но Шагалова сказала, что всё придумает. Работать с ней в Ялте на пляже было очень сложно: отдыхающие стояли к ней в очередь за автографами, срывая съёмочный процесс. Но Шагалова организовала всю работу с массовкой, став, по сути, вторым режиссёром картины, причём, совершенно безвозмездно, то есть, даром. Потом с Панкратовым-Чёрным Шагалова сыграла в фильме «Где находится нофелет?» – именно он предложил Шагалову Геральду Бежанову.
«Взрослый сын» (1979)
Шагалову часто приглашали сниматься в кино и звали на телевидение, но после того, как ей исполнилось 60, она категорически отказывалась, и не только из-за данного себе слова, но и из-за кризиса всего советского, а потом и российского кино.
«Где находится нофелет?» (1987)
С возрастом у Шагаловой стало ухудшаться зрение, даже сильные очки не помогали. Операцию ей сделали неудачно, и она полностью ослепла. После этого Шумский дома ни разу не включил телевизор. Он покупал газеты, журналы, новые книги, и читал их вслух.
23 января 2011 года Вячеслав умер. Людмила пережила его на 14 месяцев: она ушла 13 марта 2012 года.
автор: Николай Кузнецов