Тяжко было ещё и потому, что массовка орала и улюлюкала как на настоящем поединке… Его колошматили, для пущей достоверности, нещадно. Знал бы, что будет так жёстко, может, и не стал бы отказываться от дублёра, или попросил бы себе в соперники дилетанта…
Адмиральская шпага и актёрский костюм
Артистом он быть вовсе не собирался – его больше влекли океанские просторы, и с детства он хотел стать моряком – матросом, лучше – боцманом, а, если повезёт, и капитаном. Но так вышло, что моряком Иван Переверзев не стал, зато в кино сыграл больше восьмидесяти ролей, среди которых были матросы, офицеры, и даже один адмирал, да ещё какой!
Детство
Родился Иван 3 сентября 1914 года в деревне Кузьминка на Орловщине. В сентябре 1927-го Ивану исполнилось 13 лет, родители дали ему крохотный узелок с нехитрой снедью, и отправили учиться в семилетку в Болхов в 150-ти верстах от родной Кузьминки. Окончив школу, Иван уехал в Москву, поступил в ФЗУ при первом в СССР и по времени строительства, и по номеру подшипниковом заводе, и во время учёбы ненадолго женился.
Ты же вылитый артист!
Построили завод в 1933 году и назвали именем Кагановича, но ФЗУ уже было, и когда завод начал выпускать шарикоподшипники, Переверзев стал работать там слесарем-наладчиком, но мечтать о море не перестал – он с детства отличался высоким ростом, статью и большой физической силой, а в морском деле это имело немаловажное значение. Во время учёбы в ФЗУ друзья его подначивали: «Какой ты моряк? Какой слесарь? Ты же вылитый артист!», и Иван всё чаще стал задумываться, что они, может быть, не так уж и не правы. В конце концов, он решил попробовать – а, вдруг, и вправду получится, а если провалится, то и ребята в бригаде от него отстанут, и осенью 1933 пошёл в театральное училище при Театре Революции, которое объявило дополнительный набор.
Театр Революции
На прослушивании на Большой Никитской он прошёл первый тур, потом второй, и к третьему уже решил, что может поступить. И его в самом деле приняли. Так он не стал ни моряком, ни передовым слесарем-наладчиком, зато стал передовиком учёбы в театральном училище: в 1938-м Переверзеву вручили диплом с отличием и направление в Театр Революции, который в то время из-за постоянной смены художественных руководителей переживал не лучшие времена. Зачисление Переверзева в труппу совпало с назначением в театр известного актёра Максима Штрауха, который только что сыграл самого Ленина в картинах Григоря Козинцева «Выборгская сторона» и «Человек с ружьём» Сергея Юткевича. (Всего за свою творческую жизнь Штраух трижды играл Ленина в разных театрах, шесть раз – в кино, и ещё дважды – заместителя Сталина в СНК и наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова). Штраух до этого работал в театре режиссёром, знал его хорошо, и дела стали налаживаться.
«Моя любовь»
Переверзев сразу же получил главную роль Валентина в классической постановке Вильяма нашего Шекспира «Два веронца», а потом – Лаэрта в «Гамлете», что для выпускника и дебютанта было большой редкостью и большой удачей. А в кино он начал сниматься ещё, будучи, студентом театрального училища, правда, в фильмах 1933-го и 1934-го годов «Конвейер смерти» Ивана Пырьева и «Частная жизнь Петра Виноградова» Александра Мечерета он в титры не попал, но лиха беда начало. Почти 6 лет Переверзева в кино не звали, но ожидание того стоило: в 1939-м режиссёр Владимир Корш-Саблин пригласил его на главную роль инженера Гриши в своей лирической комедии «Моя любовь». Партнёршей Переверзева была очаровательная и обаятельная Лидия Смирнова. Вероятно, именно поэтому Переверзев на съёмках был зажат, очень волновался, заикался, и иногда «пережимал», фальшивил. Смирнова в то время состояла в близких отношениях с композитором, написавшим музыку к двум десяткам фильмов, в том числе, «Весёлые ребята», «Дети капитана Гранта», «Цирк», «Волга-Волга» Исааком Дунаевским, тягаться с которым Переверзеву было не под силу, хотя мужской красотой он Дунаевского заметно превосходил. Но женская душа – потёмки, тем более, душа Смирновой, которая по части романов едва ли уступала Переверзеву в будущем.
«Моя любовь» прошёл с большим успехом, а Переверзев, несмотря на огрехи во время съёмок, стал популярен и знаменит. Его приняли в штат располагавшейся в Ленинграде на канале Грибоедова киностудии «Советская Беларусь», потом он перешёл в театр им. Ленсовета.
«Парень из тайги»
За месяц до начала войны вышел фильм Ольги Преображенской и Ивана Правова «Парень из тайги», в котором Переверзев играл главную роль передового золотодобытчика Степана Потанина. У него был серьёзный нравственно-производственный конфликт с отцом, старым партизаном, но на беду, частным старателем Фёдором Кузьмичом. Отца играл Владимир Гардин, начинавший ещё в дореволюционном кино, и сыгравший к моменту знакомства с Переверзевым в 50-ти с лишним картинах. Гардину Переверзев очень не понравился – какой-то он совсем не темпераментный, без лица, блёклый, а ведь по сюжету Степан должен был победить отца, доказать не только свою правоту, но и верность социалистической идеи и то, что лишь коллективный труд на благо общества приведёт в светлое будущее. Гардин был старше Переверзева вдвое, и опытнее – на порядок, и, чтобы расшевелить своего молодого партнёра, он стал намеренно его заводить, провоцировать, и своего добился: Иван показал столь необходимый в этом фильме темперамент. Увидев потенциал, Гардин стал буквально опекать Переверзева, помогать ему работать.
«Морской ястреб»
В 1941-м начала сбываться мечта Переверзева о море: известный режиссёр Владимир Браун пригласил его в Одессу на главную роль капитан-лейтенанта Александра Найдёнова в фильме «Морской ястреб». Когда война началась, Переверзев, не получив повестки, сам пошёл в военкомат, но в армию его не взяли, сказали, что работая в кино, он принесёт больше пользы Родине. Доснимали фильм в Махачкале, Новороссийске, а когда его захватили немцы – в Ташкенте.
«Иван Никулин – русский матрос»
После этого фильма «морских» ролей у Переверзева было довольно много. В 1944-м Игорь Савченко утвердил его на главную роль в фильме «Иван Никулин – русский матрос» по одноимённой повести Леонида Соловьёва, основанной на реальных событиях, о том, как черноморский моряк сначала в бою на суше возглавил отряд из 25 человек, принявший бой с вражеским десантом, а потом стал командиром партизанского отряда. Чтобы Переверзев не фальшивил, чтобы не было в его игре излишнего пафоса, Савченко в качестве учителей пригласил несколько морпехов, находящихся на излечении в Алма-Ате, куда эвакуировали «Мосфильм». Они изводили Переверзева, казалось бы, мелочными придирками, заставили его выучить все флотские уставы. К началу съёмок Переверзев превратился в настоящего морского волка. Ему даже походку морскую сделали, и после этого фильма он ещё некоторое время ходил вразвалочку, словно по качающейся палубе.
За годы войны Переврзев снялся в восьми фильмах, в том числе, двух боевых киносборниках. В 1946-м он получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
«Первая перчатка»
После войны Андрей Фролов стал снимать спортивно-музыкальную комедию «Первая перчатка», и пригласил Переверзева на главную роль боксёра-дебютанта Никиты Крутикова. Тренер Крутикова, тёзка Переверзева Привалов говорил, что бокс – это обмен знаниями про помощи жестов. Через 15 лет Владимир Высоцкий с ним не спорил: бокс – не драка, это спорт отважных и т.д. Перед тем, как выйти на настоящий ринг, Переверзев тренировался с самим Виктором Михайловым, предвоенным абсолютным чемпионом СССР, первым Заслуженным мастером спорта среди боксёров. Во время съёмок Переверзеву досталось изрядно: дублей было много, и колошматили его, для пущей достоверности, нещадно. Знал бы, что будет так жёстко, может, и не стал бы отказываться от дублёра, или попросил бы себе в соперники дилетанта. Но Юрия Рогова, визави Крутикова, играл настоящий профессионал, чемпион СССР и серебряный призёр полутяж Анатолий Степанов, находящийся в то время на пике своей формы и славы. Тяжко было ещё и потому, что массовка, несмотря на все увещевания режиссёра, болея за Степанова, орала и улюлюкала как на настоящем боксёрском поединке, и заводила его так, что он не всегда контролировал силу своего удара. В 1946-м «Первая перчатка» стала одним из лидеров кинопроката.
Личная жизнь
На съёмках этого фильма Переверзев нашёл свою жену – 19-летнюю Надежду Чередниченко, которая была его возлюбленной по фильму. Роман начался с того, что девушка назвала Переверзева, пришедшего на съёмки подшофе, «мерзким типом», а потом сказала всё, что о нём думает. Переверзев оскорбления не снёс, начал активно и красиво ухаживать за Надей, добился своего довольно быстро, и 14 августа 1946-го, в день рождения девушки они объявили о своей помолвке, никого этим не удивив – на площадке скрыть что-то очень тяжело, да они и не особо прятались. Сыграли свадьбу, родился сын Сергей. В 1951 году брак рухнул. После развода, сходив замуж за оператора Петра Тодоровского, Надежда вместе с дочкой Леной от второго брака на полгода вернулась к Переверзеву.
Переверзев ждал приглашений на серьёзные глубокие роли, но ему предлагали играть плоских спортсменов и уже набивших оскомину зрителю передовиков производства. Впрочем, в его послужной список добавилась очередная «морская» роль: в 1947 году он сыграл командира катера Мезенцева во второй режиссёрской картине знаменитого «Чапая» – Бориса Бабочкина «Повесть о «Неистовом».
В 1950-м Переверзев сыграл секретаря крайкома Андрея Бойченко в фильме Юлия Райзмана «Кавалер Золотой Звезды», где познакомился со своей будущей женой Кирой Канаевой, и закрутил с ней роман.
«Тарас Шевченко»
Переверзев снимался много, и даже время «малокартинья», когда в стране выходило не более десятка фильмов, на объём его работы практически не повлияло. Роль польского интеллигента Сигизмунда Сераковского в фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко» стала для Переверзева, уставшего играть современников, настоящей отдушиной. Это был многогранный, глубокий характер, патриот, романтик, опередивший своё время, участник польского восстания против Российской империи 1863-64 годов. В этом фильме Переверзев сыграл ещё и кочегара с бунтарской фамилией Разин. Самому Переверзеву роль Сераковского очень нравилась, возможно, ещё и потому, что он получил за неё Сталинскую премию I степени и звание Заслуженного артиста РСФСР.
В перерывах между съёмками Переверзев гастролировал по стране и выступал в «сборных» концертах – он любил читать Маяковского, схожего с ним ростом. Под лёгкий ненавязчивый аккомпанемент пианиста Переверзев рассказывал, как достаёт из широких штанин красную серпасто-молоткастую советскую паспортину. Делал он это слегка иронично, чем вызывал у публики сначала шок, а потом – бурные овации.
«Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы»
После развода с Надеждой Переверзев стал проваливаться в пьяную яму, из которой его буквально вытащил режиссёр Михаил Ромм – в 1951 году он пригласил Переверзева на роль адмирала Фёдора Ушакова в историко-героическую дилогию «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Ромм был не только высококлассным режиссёром, но ещё и прекрасным психологом и педагогом – недаром студенты ВГИКа были от него без ума. Он поручил Переверзеву быть адмиралом не только в кадре, но и в повседневной жизни, и сформировать из актёров настоящую команду с флотской дисциплиной. Впрочем, сухой закон Переверзев ввести не решился – тогда бы ему самому пришлось выпивать из-под полы, и он схитрил: ввёл так называемые «адмиральские 100 грамм» в день, а там, поди, разбери, от какого количества выпитого актёра шатает – от ста грамм, или от поллитровки. Однажды для острастки одного актёра, который совсем уж берегов не видел, несколько раз «макнули» в море. После дилогии Ромма Переверзева стали воспринимать, как настоящего адмирала Ушакова, точно так же, как в Николае Черкасове видели Александра Невского.
«Садко»
В середине 50-х Переверзев запутался в своих любовных связях: он был официально женат на актрисе Кире Канаевой, родившей ему дочь, и одновременно крутил отношения с другой актрисой – Аллой Ларионовой, с которой познакомился в 1952 году на съёмках фильма-сказки «Садко» Александра Птушко. Роман продолжался пять лет, Ларионова забеременела, и всё еще на что-то надеялась. От Канаевой Переверзев ушёл, но уже после того, как от него к актёру Николаю Рыбникову ушла Ларионова, и уже Рыбников удочерил Алёну. Отношений с физиологической дочерью Переверзев никогда не поддерживал.
Отрицательные роли
В 1961 году Переверзев сыграл очередного моряка – Лонгрена, отца Ассоль в фильме Птушко «Алые паруса». В том же году он исполнил роль бюрократа Сергея Бликина в фильме Владимира Басова «Битва в пути». В отличие от большинства ролей Переверзева, Бликин был героем сугубо отрицательным. Впрочем, был у Переверзева и другой отрицательный герой – профессор Иван Петренко из снятого в 1947 году Абрамом Роомом фильма «Суд чести». В основе картины лежало реальное дело фармаколога профессора Григория Роскина и его жены микробиолога членкора АМН СССР Нины Клюевой, которые, якобы, изобрели средство от рака, и за бесценок, якобы, отдали его на Запад. Дело и сегодня выглядит запутанным: то ли было лекарство, то ли учёные добросовестно заблуждались, и желаемое выдавали за факт, то ли передали его на Запад, то ли их оговорили. «Суд чести» получил Сталинскую премию I степени, но самому Переверзеву её не дали – он же играл отрицательную роль.
Народный артист СССР
В 1966-м Переверзев получил Народного артиста РСФСР, через 9 лет – Народного СССР. В январе 1968 года Переверзев женился на Ольге Соловьёвой, которая была вдвое его младше, и вскоре Ольга родила сына Фёдора.
В 1974 году вышел 2-серийный телефильм Самсона Самсонова «Чисто английское убийство», где Переверзев играл дворецкого Бриггса, отца фактической наследницы убитого и так и не ставшего лордом Роберта Уорбека. В фильме про семью английских аристократов, пожалуй, самым аристократичным был дворецкий Бриггс – невозмутимый, спокойный и величавый. Озвучил эту роль Евгений Вестник.
Дважды Переверзев сыграл генерала Василия Чуйкова – в фильмах Юрия Озерова «Освобождение» и «Солдаты свободы».
Последним фильмом, в котором снялся Переверзев, была вышедшая в 1978 году 7-серийная телекартина Иcкандера Хамраева «Соль земли» по сценарию официозного советского писателя Георгия Маркова. Изрядно постаревший и погрузневший Переверзев играл коренного сибиряка, старого каторжанина Матвея Добролетова, немногословного и монументального. Озвучить роль Переверзев не успел – это сделал Игорь Ефимов.
23 апреля 1978 года Иван Переверзев умер. Было ему всего 63 года.
автор: Николай Кузнецов