Эдит Пиаф дважды побывала в немецком лагере

Облик певицы напрочь опровергал новые принципы, и поэтому она незамедлительно была подвергнута унизительной критике в фашистской печати, где описывались ее физические недостатки. Над ними журналист-фашист открыто смеялся в своей статье, называя ее большую голову, маленький рост – всего 147 сантиметров, болезненный вид  признаками вырождения и призывал избавляться от таких людей, которые не представляют никакой ценности для нового порядка.

Эдит Пиаф дважды побывала в немецком лагере

Конечно, Эдит читала эту статью. Она дрожала от негодования и предчувствовала неотвратимую угрозу скорой расправы.

Она спаслась бегством: из Парижа Эдит уехала в спешном порядке, придумав для себя и окружения гастроли, которые длились в течение года. А пока она путешествовала, страсти вокруг ее имени потихоньку улеглись. Да и она сама предприняла ряд кардинальных шагов, чтобы обезопасить себя.

Поразительный факт: с одной стороны Пиаф пела яркие, полные патриотизма и яростного порыва песни, главным тайным смыслом которых было противостояние наступающему фашизму, с  другой стороны она сумела войти в доверие к нескольким немецким офицерам из высших слоев, которые были почитателями ее неординарного творчества. Это сыграло немаловажную роль в том, что ей беспрепятственно два раза выдали разрешения на гастроли в Германию. Это были более чем странные гастроли.

Германию она посещала дважды: в августе 1943 года и в феврале 1944 года. И если в первый раз немецкие власти все же настоятельным образом рекомендовали  певице отправиться в эту тяжелую гастрольную поездку по лагерям,  то во второй раз Эдит сама предложила свои услуги и самым настоятельным образом рвалась снова выступить перед пленными земляками. Немцы удивились такой настойчивости, но повторно дали певице согласие на выступление перед  французами, попавшими в плен к немцам. Они выдали ей особое письменное разрешение, позволяющее беспрепятственно посещать территорию лагерей, расположенных в Германии.

Эдит Пиаф дважды побывала в немецком лагере

Первый раз перед отправкой в поездку по Германии, она даже не отказалась от интервью профашистской газете. Журналисту сказала, что будет петь своим землякам много новых, неизвестных песен. А старые песни, которые сделали ее одной из самых популярных певиц, она исполнять наотрез отказалась, мотивируя это тем, что прошлые песни могут всколыхнуть в душах плененных солдат былые воспоминания о мирной жизни, тогда как сегодня, напротив, необходимо пробуждать другие чувства.

Эдит Пиаф дважды побывала в немецком лагере

После окончания войны певице предъявили обвинение в сотрудничестве с немецкими оккупационными властями. В свое оправдание  Пиаф придумала легенду. Якобы она в ходе своих выступлений в лагерях смогла передавать паспорта  французским заключенным, которые смогли покинуть территорию лагеря под видом музыкантов из труппы, которая сопровождала ее во время поездки. Но так ли это было на самом деле – большой вопрос. Количество человек, сопровождающих Пиаф,  было изначально известно немецкому командованию: для каждого из них также выдавались разрешительные документы. Количество человек также было первоначально согласовано с немцами. А  при прохождении на территорию лагеря, все проходили унизительную процедуру обысков. Могли ли немцы  сделать исключение для певицы – также большой вопрос потому, что педантичность и особые инструкции не позволяли лагерному начальству спустя рукава смотреть, как неизвестная для них певичка из порабощенной Франции спокойно проходила через  лагерные ворота.

Эдит Пиаф дважды побывала в немецком лагере

Концерты в лагерях она давала в течение двух месяцев. Посещала в госпиталях раненых земляков.

Но после войны Эдит не смогла предъявить миру ни одного спасенного ее человека. Ведь могли же они, спасенные ею люди как-то отблагодарить ее, да и она сама могла надежно прикрыть себя от обвинений в пособничестве с фашистским режимом. Но этого не произошло. В своей книге она не упоминала даже о намерениях облегчить участь французских пленных. Возможно, потенциально она могла принимать хоть какое-то участие в борьбе, но природа ее хрупкой души была такова, что она не в силах была побороть страх смерти, который преследовал ее постоянно на улицах Парижа.

Эдит Пиаф дважды побывала в немецком лагере

Она — французский воробышек — была слишком слаба, чтобы противостоять черному, когтистому орлу, держащему в лапах дубовый венок и свастику. В его  лапах в 1943 году были практически все европейские страны. И только войска Советского Союза яростно сопротивлялись, отбрасывая противника назад  на Северном Кавказе, Верхнем Дону, Донбассе, под Ленинградом, на Курской дуге, на Днепре.

Конечный исход войны был неясен. Для Эдит Пиаф война на восточном фронте казалась чем-то далеким и лично ее не касалась. Никогда она не писала в своих мемуарах о советских солдатах.  Она лишь косвенно могла ощущать настроения немецких офицеров – именно они были постоянными посетителями элитного ревю, где она пела – те изменения, что происходили на фронте. Ей запретили петь, когда немцы объявили траур по своим погибшим солдатам в Сталинградской битве в 1943 году, потом ей много раз запрещали петь.

Но вот почему это происходило, Пиаф никогда не писала. Напротив, отмены концертов причиняли ей немалые проблемы иного толка. Она написала в своей книге об огромном долге, которая она должна была оплатить. Эдит надеялась получить гонорар от выступления в новом ангажементе – эта сумма с лихвой закрывала бы долговую проблему. Но неожиданно немцы закрыли кабаре в тот вечер, когда она должна была там петь. И эта трудность выбила Пиаф из душевного равновесия – в панике она добывала деньги у своих друзей.

Посещение ревю и кабаре скрашивало будни немецких военнослужащих. Слушая местных певиц, они наслаждались жизнью.  У немцев на восточном фронте дела были далеко не победные. И для многих солдат и офицеров служба на территории Франции и других европейских государств была спасением от неминуемой гибели. Немецкая цензура тщательно следила за тем, чтобы никакие крамольные мысли не звучали в песнях. Как-то Эдит запретили петь в течение двух месяцев за то, что она исполнила одну из своих песен «L`Accordeoniste» (Аккордеонист), где косвенным намеком, всего лишь немного напоминалось о борьбе. Однако этот смелый для нее поступок был тут же пресечен. И певица смогла снова вернуться на сцену, когда истек срок наказания.

После освобождения Парижа в 1944 году Эдит не смогла петь по одной простой причине: все увеселительные заведения были закрыты по распоряжению генерала де Голля, которому доложили подробности их работы в годы оккупации.  И снова она нашла выход – вместе со своими коллегами они стали выезжать в пригороды Парижа, где были кинотеатры и пели перед началом показа кино. Иногда Пиаф оставалась на такие сеансы и смотрела кадры военной кинохроники, где показывались зверства немецких солдат и ужасы той войны, которую она до конца так и не поняла с той очевидностью, что понимали ее русские певицы.  Хотя ее протеже Ив Монтан описал в своей книге, что она испытала настоящее душевное потрясение, увидев впервые фотографии с растерзанными телами людей в концентрационных лагерях.

Многие французы не смогли простить поведение Пиаф в годы войны, а вернувшиеся солдаты даже плевались в нее, причиняя огромную душевную боль. Для женщины, которая изо всех сил любила жизнь во всех ее проявлениях, такое оскорбительное отношение было очень тяжелым. Это стало одной из главных причин того, что она пристрастилась к наркотикам так же,  как и ее мать, которая умерла в середине 1945 года от передозировки морфия.

Эдит Пиаф дважды побывала в немецком лагере

Наркотики, алкоголизм, бесконечная череда любовников – все это стало причиной тяжелого заболевания: у Эдит Пиаф обнаружили рак печени. Ее не стало в 47 лет.

Эдит Пиаф дважды побывала в немецком лагере

Люди смогли ее простить за великую силу магического певческого дара. Но простила ли она себя, растрачивая этот дар в угаре прожитых дней?

 

Специально для AesliB,  Полина Ефимова

 

 

AesliB