История русского крейсера «Варяг»

Корабль «Варяг» по праву считается одним из самых знаменитых российских крейсеров. Он был изготовлен в США, в городе Филадельфия, по просьбе русского царя. Опустили на водную гладь его впервые осенью 1899 года. До этого на этой же верфи, принадлежащей некоему Крэмпу, были изготовлены для русского царя и несколько других судов.

Началось строительство «Варяга» в 1898 году, и тогда же начали приезжать в город Филадельфию русские матросы, которые должны были в будущем составить команду корабля. Когда их собралось достаточно большое количество, русская диаспора приняла решение воздвигнуть в Филадельфии собор, чтобы православным жителям было куда прийти и обратиться к Богу. Назвали этот храм Андреевским.

История русского крейсера «Варяг»

Именно в этом соборе провели молебен по случаю спуска крейсера на воду. Своим присутствием церемонию почтили члены американского правительства, посол из России и прочие военные чины. В главной газете города Филадельфии напечатали развернутый материал про эту церемонию. Окончательно сборку крейсера завершили в 1901 году. 10 марта «Варяг» отплыл из Филадельфии. На проводы пришла вся русская диаспора американского города.

В феврале 1904 года, когда шла война России с Японией, корабль «Варяг» и лодка «Кореец» были взяты в окружение пятнадцатью японскими суднами в одном из портов государства Корея. Положение было безвыходное, но русские матросы сдаваться не собирались и начали бой, в котором победили японцы. Плавсредство «Кореец» подорвали, судно «Варяг» затопили. Уцелевшие матросы выехали в Россию на прочих плавсредствах. В честь этого неравного сражения с этих пор 9 февраля ежегодно проводят церемонию поминовения в честь русских матросов, в частности, в филадельфийском православном храме.

 

История русского крейсера «Варяг»

Через год после затопления японские военные подняли крейсер «Варяг» со дна моря и поставили на вооружение в своем национальном флоте, дав ему новое название – «Сойя». Так он и функционировал там до Первой мировой, когда в 1916 году россияне не перекупили его опять в свое пользование вместе с прочими бывшими российскими кораблями у японцев. И вот марте 1916 года корабль, которому вернули исконное название «Варяг», был назначен заглавным кораблем в российском флоте на Севере.

Прекратило свою службу знаменитое судно в 1920 году: когда его транспортировали на разбор вследствие невозможности дальнейшей службы во флоте, «Варяг» напоролся на камни и был потоплен у южной оконечности Шотландии, вблизи поселка Ленделфут. Его попытались разобрать прямо под водой, но в 1925 году работы завершили и корабль предали забвению на многие года.

 

История русского крейсера «Варяг»

«Варяг» после подъема, 8 августа 1905 г.

И лишь в июле 1976 года вспомнили о легендарном крейсере и открыли при филадельфийском православном храме посвященный ему музей. Помимо этого также при этом храме был собран хор мужчин, посвященный «Варягу». Все певцы этого хора получили морскую форму российского образца и бескозырки с надписью «Варяг». Хор этот действует и поныне.

В начале 2003 года россияне запустили создание документального фильма о судне «Варяг», и с этой целью была направлена поисковая группа для нахождения корпуса корабля близ берегов Шотландии. В июле того же года останки «Варяга» нашли недалеко от шотландского селения Ленделфут, в море, на незначительной глубине.

А в 2007 году в Шотландии построили мемориал, посвященный крейсеру «Варяг».

AesliB