Как она смогла долететь до цели и вернуться на самолёте, у которого был повреждён мотор, в клочья разорвана обшивка крыльев и фюзеляжа, и вообще не было живого места…
Погибшие в небе за родину становятся небом над ней
За 1100 дней войны эта девушка, летая на «рус-фанер», 968 раз отправлялась на боевые задания. Евгения Жигуленко стала лучшим стрелком-бомбардиром прославленного женского авиаполка, сбросив на головы врага больше 200 тонн бомб.
Детство
Женя появилась на свет в первый декабрьский день 1920 года в Краснодаре, центре Кубано-Черноморской области РСФСР. В рабочей семье она была единственным ребёнком. Родители переехали сначала в Армавир, потом в Тихорецк, где Женя окончила школу. Это была эпоха бурного развития авиации, и огромное число молодых людей мечтало «бороздить просторы неба». Чуть ли не в каждом парке культуры и отдыха стояли парашютные вышки. Женя, испытав непередаваемое чувство полёта, окончательно решила стать лётчицей. В 10-м классе она написала письмо Наркому обороны маршалу Клименту Ворошилову, что хочет поступить в Военно-воздушную академию. Из канцелярии наркомата ей ответили, что женщин в академию не принимают, но если она получит специальное образование, её могут в порядке исключения зачислить слушательницей. Жигуленко поехала в столицу и поступила в созданный недавно на базе факультета МАИ дирижаблестроительный институт. Во время учёбы она ходила в Тушинский аэроклуб – училась на лётчицу.
Зачисление в штат полка
В самом начале войны прославленная лётчица Марина Раскова начала «пробивать» формирование женских авиационных частей. 8 октября 1941-го Нарком обороны Иосиф Сталин подписал приказ № 0099, в соответствии с которым началось формированию трёх женских авиаполков – 586-го истребительного, 587-го ближнебомбардировочного и 588-го ночного легкобомбардировочного – слова «женский в названии полка никогда не было. Женя, студентка третьего курса, узнав об этом, пришла в райком комсомола и получила направление. Набор в женские авиаполки проводили в помещениях Академии им. Жуковского, эвакуированной в Свердловск. Женя приехала на собеседование с однокурсницей и подругой Катей Тимченко, отыскала Раскову, которая занималась формированием полков, и уже на следующий день они были зачислены в штат полка. (Екатерина Тимченко всю войну была штурманом в экипаже Антонины Худяковой, а после защитила кандидатскую диссертацию, получила подполковника, и стала доцентом той самой Академии им. Жуковского).
Энгельс
26 октября 1941-го эшелон увёз девушек в город Энгельс. Там на базе военной авиашколы шла подготовка лётчиц. Полк возглавили две Евдокии – командир Бершанская и комиссар Рачкевич, из-за чего авиачасть получила неофициальное прозвище «Дунькин полк». В тот момент из специального женского обмундирования были только юбки, и миниатюрным девчонкам приходилось перешивать мужские гимнастёрки и шинели, но это было полбеды. Хуже было с обувью: чтобы как-то ходить в огромных мужицких сапогах, приходилось наматывать по три портянки или набивать сапог газетами, а это было настоящее искусство: чуть-чуть ошибёшься, и ноги будут стёрты в кровь – тут уж не до учёбы и полётов…
На фронт
27 мая 1942 года полк прибыл на Южный фронт и вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии 4-й воздушной армии Полк был вооружён бипланами У-2 конструкции Николая Поликарпова. Под каждой нижней плоскостью самолёта были оборудованы специальными держатели для бомб, управляемые из штурманской кабины. Самолёт мог поднимать или две фугасные бомбы ФАБ-100, или 4 – ФАБ-50. Кроме этого девушки брали кассеты с ампулами с зажигательной смесью КС.
Боевое крещение лётчицы 588-го полка получили 12 июня 1942 года. Жигуленко сначала летала стрелком-бомбардиром с Полиной Макогон, и, кроме того, выполняла обязанности штурмана. В ночь на 25 июля полк разрушил переправу через Дон в районе станицы Константиновская. На следующую ночь девушки совершили 47 вылетов, отбомбившись по скоплению механизированных войск врага у переправ через Дон в районах Богаевка и Раздорская, и серьёзно повредили сами переправы. Перерывы между ночными вылетами составляли 5-8 минут, необходимые для дозаправки топливом и пополнения боезапаса.
Женя была уверена, что ей повезло: она была выше всех девчонок, и в строю стояла самой первой ближе всех к самолётам. Поэтому после команды «По машинам!» она быстрее всех оказывалась в кабине, сразу выруливала на полосу, первой взлетала, и раньше всех возвращалась на свой аэродром.
С августа до конца 1942 года полк участвовал в отражении немецкого наступления на Кавказ. Летом, когда ночи были короткие, девушки по 6-8 раз вылетали на задание, зимой – по 10–12. Оперативные аэродромы были расположены в полутора часах лёта от линии фронта, а т.н. аэродромы подскока – в 15-ти минутах, и именно с них осуществлялась основная работа. Количество боевых вылетов девушек существенно превышало число вылетов у их коллег сильного пола: у мужчин рекордсменом был Александр Покрышкин – 650 боевых вылетов. У девушек же 700 вылетов было в порядке вещей, а Ирина Себрова выполнила больше тысячи боевых вылетов, Наталья Меклин – 980, еще четверо, в том числе и Жигуленко, совершили больше девятисот вылетов, и столько же – больше восьмисот, причём подавляющее большинство этих вылетов были ночью.
Первый орден
В октябре 1942 года за почти полторы сотни вылетов Жигуленко получила свой первый орден – Красное Знамя. Она стала одной из первых брать повышенную бомбовую нагрузку. Опытным путём девушки установили, что если залить минимум топлива и оставить на земле парашюты, У-2 может поднять до 400 кг бомб. Но такой вес требовал высокого лётного мастерства: после того, как самолёт избавлялся от трети своего взлётного веса, его резко подбрасывало вверх, что было чревато потерей управления.
8 февраля 1943-го, пробыв на фронте всего 8 месяцев, 588-й авиаполк первым из трёх женских полков стал гвардейским 46-м, а все девушки к своему воинскому званию получили приставку «гвардии».
Пилоты
Несмотря на потери, полк за всю войну ни разу не отводился в тыл на переформирование и отдых. Кадры готовили сами: штурманы и стрелки-бомбардиры переучивались на пилотов, механики – на штурманов. Весной 1943-го штурманы Жигуленко, Меклин, Раиса Аронова и Нина Ульяненко стали пилотами. Первый боевой вылет в этом качестве Жигуленко совершила уже в апреле 1943 года в боях за Новороссийск. На цель, хорошо замаскированную и практически неразличимую на земле, выходили без радионаводки, угадывая её шестым чувством. Сначала немцы, за то, что У-2 не давали спать по ночам, существенно подрывая боевой дух, называли их «пилильщиками нервов», а когда узнали, что это управляют ими женщины – «ночными ведьмами». За Новороссийск Жигуленко получила орден Отечественной Войны I степени.
Гитлеровское командование было не на шутку обеспокоено налётами «ночных ведьм» – за ними шла настоящая охота, и Жигуленко не раз вызывала огонь на себя, чтобы спасти своих боевых подруг. Как-то самолёт, которым управляла Тоня Худякова, а в штурманской кабине сидела подруга Жени Таня Тимченко, попал в перекрестье четырёх вражеских прожекторов. Казалось, девушки обречены: вырваться из этого капкана, и уйти от огня зениток было не реально, но тут самолёт Жигулей, как звали Женю подруги, увел на себя и прожекторы, и огонь зениток. Поступок Жени не был безрассудным героизмом: она всё рассчитала, и своим маневром и подруг спасла, и сама не пострадала, обманув немцев.
Самый черный день полка
Деревянно-перкалевый У-2 горел, словно спичка, а в тёмном небе этот страшный факел был виден далеко. На земле все понимали, что спастись из горящего самолёта девчонки вряд ли смогут, и от этого становилось ещё страшнее: каждая понимала, что, возможно, её ожидает такая же участь. 1 августа 1943-го на Кубани стал самым чёрным днём полка: сразу 4 экипажа, 8 пилотов и штурманов не вернулись с задания. Командование не знало, что для борьбы с ними на Тамань была специально переброшена эскадрилья ночных асов люфтваффе. Женя видела летящие по небу факелы, понимала, что девчонки сгорают заживо. В этот день полк понёс самые большие единовременные потери, а для Жени он стал самым тяжёлым днём за всё военное время, ведь полк был для неё настоящей семьёй, а погибшие девушки были не только боевыми подругами, но и почти сёстрами. С тех пор она хотела отомстить, понимала, что всё что может, она делала, но рвалась совершать невозможное. И такой шанс ей представился.
Керченско-Эльтигенская десантная операция
31 октября 1943 года началась Керченско-Эльтигенская десантная операция. Советским морским пехотинцам удалось закрепиться на небольшом клочке земли в Крыму в районе Керчи, однако немцы отрезали их от основных сил. Боеприпасы и провиант заканчивались, а погода день за днём была нелётная. Командир полка Евдокия Бершанская пообещала помощь, но всё было не так просто: взлететь с превратившегося после дождей в кашу аэродрома было невозможно, и тогда на ВПП положили дощатые щиты. Самолёт лёгкий, разбег и пробег короткий, и этого настила хватало, чтобы взлетать и садиться. Чтобы не завязнуть на рулёжке, груз к самолёту подносили на руках прямо перед взлётом. С суши подойти к плацдарму не позволяли зенитки, с моря – огонь с румынских катеров. Десантники находились на узкой полосе крымского берега. Чтобы сбрасывать кожаные мешки с боеприпасами и продовольствием точно в цель, нужна была исключительная точность. В ту ночь был очень сильный ветер, самолёт Жигуленко швыряло из стороны в сторону, да и сама она металась, уклоняясь от зенитного огня. Она вышла из-под обстрела и взяла курс на цель, но попала в перекрестье вражеских прожекторов, и начала быстро снижаться. Немцы решили, что сбили «русскую этажерку», и стали искать другую цель, а Женя, едва не врезавшись в землю, выровняла машину, пошла к морю и сбросила груз точно в цель. Когда они вернулись на аэродром, там не могли понять, как Жигуленко смогла долететь до цели и вернуться на самолёте, у которого был повреждён мотор, в клочья разорвана обшивка крыльев и фюзеляжа, и вообще не было живого места. Жене тут же дали другой У-2, и они со штурманом стали готовиться к новому вылету. К цели они подлетали на высоте не более 70 метров, а чтобы попасть точнее, старались ещё немного снизиться. Десантники всегда знали, кто привёз «посылки» – девушки или мужчины: девчонки обязательно кричали что-то весёлое и ободряющее. Женский голос с небес вселял в бойцов оптимизм.
Госпиталь
Сразу после освобождения Крыма полк получил почётное наименование «Таманский» и перелетел через всю Украину в Белоруссию, где летом 1944-го началась операция «Багратион». При перебазировании Женя угодила в нелепую автоаварию. В себя она пришла в палате фронтового госпиталя в одном белье. Медики хотели удостовериться, что у лётчицы нет сотрясения мозга и других травм, и выписывать её не спешили – полежи, мол, отдохни, война от тебя никуда не денется. Но Женя стащила грязный больничный халат, и в таком неуставном одеянии приехала в расположение полка. Командир и комиссар рвали и метали, грозили трибуналом, но и Женя, и обе Евдокии понимали, что всё это для проформы, что никакого трибунала не будет. Его и в самом деле не было, зато девчонки увидев Женю, выходящую из штаба, хохотали до упада.
Смоленск уже был освобождён, бои шли в районе Могилёва. Летать предстояло над однообразной лесной заболоченной местностью с множеством мелких озёр и речушек и практически без ориентиров. К тому времени самолёт У-2 переименовали в По-2 в честь недавно умершего авиаконструктора Николая Поликарпова, установили на него 7,62 мм пулемёт ШКАС конструкции Бориса Шпитального и Иринарха Комарицкого.
Новый год
В один из декабрьских дней накануне 1945 года с задания вернулись все, только Жигуленко куда-то запропастилась, заставив всех волноваться – раций на самолётах не было, и связаться с экипажем было невозможно. Но вскоре к всеобщей радости знакомый По-2 благополучно приземлился, но как-то тихонько, будто желая быть незамеченным, зарулил на самую дальнюю стоянку. Когда девчонки подбежали к самолёту, Женя отвязывала от крыльев сюрпризы – четыре зелёные ёлочки, и Новый год они встречали, как в юности с ёлкой, даже игрушки где-то раздобыли и сами сделали.
Герой Советского Союза
23 февраля 1945 года, в день Красной Армии, гвардии лейтенант Жигуленко узнала о присвоении ей звания Героя Советского Союза. Всего в женском полку было 23 Героя, и он по этому показателю занял четвёртое место в советских ВВС. Впрочем, вряд ли будет преувеличением утверждение, что любая женщина на войне уже герой. С наградами или без, значения не имеет.
День Победы
В ночь на 5 мая 1945-го полк бомбил скопление вражеских войск в районе морской базы Свинемюнде, через которую шло снабжение и эвакуация немецких войск на Балтике, а уже днём наши войска взяли город, завершив разгром померанской группировки. Три следующие ночи полк сидел на земле из-за тумана. Наутро 9 мая девчонки узнали, что война закончилась. Все смеялись и плакали, танцевали под патефон, палили в воздух из своих ТТ. Позади осталось больше тысячи военных дней, и, что самое главное, ночей. В тот день они впервые надели платья, которые возили с собой на всякий случай, и почувствовали себя женщинами.
15 октября 1945 года 46-й гвардейский авиаполк был расформирован. Расставаясь, девушки договорились встречаться каждый год, и пока здоровье позволяло, они своё слово держали. Они собирали деньги, Евдокия Рачкевич ездила по местам боёв и искала захоронения лётчиц полка, считавшихся пропавшими без вести. Ей удалось установить места гибели всех 32-х погибших девушек.
После войны Жигуленко оставили в кадрах ВВС и перевели на Дальний Восток. В 1947-м в Москве подруга познакомила её со своим братом. Вскоре они поженились, в 1948 году у них родился сын. В 1955 году Жигуленко заочно окончила Военно-политическую академию, получила звание майора, но вскоре уволилась в запас и переехала в Сочи. Там её избрали депутатом горсовета, назначили председателем краевого Совета профсоюза работников госучреждений, через некоторое время она возглавила городское управление культуры. На этом посту она добилась открытия в Сочи выставочного зала и концертного зала «Фестивальный» – одного из лучших на черноморском побережье. По инициативе Жигуленко в Сочи стали проводить ежегодный праздник песни.
Семья и кино
В 1970-м после смерти мужа, сына и родителей Жигуленко осталась совсем одна. Она переехала в Москву, и недолго работала в Минкульте РСФСР. Ей было уже 56, когда окончила режиссёрский факультет ВГИКа. Дипломной работой стала документальная лента «Одни сутки из тысячи», а спустя пять лет Жигуленко в соавторстве с Владимиром Валуцким написала сценарий и поставила художественный фильм «В небе «ночные ведьмы». В картине звучит песня на стихи Евгения Евтушенко в исполнении Елены Камбуровой. Обе картины рассказывали о лётчицах её полка, и это было, пожалуй, последним подвигом Евгении Жигуленко. В 1984-м вышел приключенческий фильм «Без права на провал», где Жигуленко сама сыграла небольшую роль матери связного партизанского отряда. Она говорила, что кино – её единственный ребёнок.
В то время у Жигуленко обнаружили лейкоз. В назначении персональной пенсии союзного значения Совет Министров СССР ей отказал. 27 февраля 1994 года Евгения Жигуленко скончалась в полном одиночестве.
автор: Николай Кузнецов