«Заколдованный»– видя его пилоты США терялись

Год рождения легендарного бомбардировщика – ракетоносца ТУ-95 – начало 50-х годов. Он своего рода символ ядерного равновесия в годы «холодной войны». У самолета много ценных качеств – в скорости как у турбовинтового воздушного судна, у него нет равных, его не могут засечь специализированные. Спутниковые системы (по атомным бомбардировщикам) США. На основе «95-го» созданы 50 модификаций – он может нести ядерные бомбы, «служить» как орбитальный истребитель или атомоход. Может покрывать большие расстояния и появиться там, где не ждали. Хотя самолет и «в возрасте» – он является мощным оружием поражения противника. 

Было время – это конец 40-х, когда американцы имели целую армаду стратегических атомных бомбардировщиков, нацеленных на Советский Союз. Их аэродромы «нежно» окружали страну. В СССР был только один тип дальнего бомбардировщика-это ТУ-4, но «достать» США по своим техническим параметрам он не мог. Тогда руководство страны поручило двум советским авиаконструкторам Андрею Туполеву и Владимиру Мясищеву создать соответствующий реактивный бомбардировщик. С этой задачей первым справился А.Туполев. Машина была турбовинтовой. Туполев настоял на этом, потому что реактивные моторы той поры сжигали большое количество топлива. Крылья – стреловидные. Для этого воздушного судна собрали самый мощный в мире двигатель. Его КПД – 34%. Этот рекорд до сих пор не перекрыт. У 4-х моторов на оси 2 винта. Правда шумят они – мало не покажется, но это не мешает самолету быть мощной боевой единицей. Основное вооружение – крылатые ракеты с большой дальностью полета. Самолетам с этими ракетами не нужно подлетать близко к границам противовоздушной обороны противника. Можно, например, запускать с Северного полюса. Кстати, именно там во времена «холодной войны» и дежурили эти «Тушки».

"Заколдованный"– видя его пилоты США терялись

Андрей Туполев

"Заколдованный"– видя его пилоты США терялись

Владимир Мясищев

Особо проявил себя наш ТУ в октябре 1961г. Тогда в СССР была испытана самая мощная в мире термоядерная бомба в 26 тонн. Для транспортировки и сброса бомбы самолет реконструировали – сделали более вместительным и назвали ТУ-95В. Когда бомба взорвалась самолет был в 39 км от места подрыва и находился на высоте 11 тыс. 500 км. От мощной встряски остановились 3 мотора из 4-х. Командир судна А.Дурновцев. перевел самолет в пикирующее положение и на высоте 7 км. запустил 2-ой двигатель, на высоте 5 км. – 3-ий. 4-ый так и не запустился по причине того, что сильно обгорел.

"Заколдованный"– видя его пилоты США терялись

Командир был майором, стал – подполковником. Понятно за что. Не прошло и полгода как Дурновцеву присвоили звание Героя Советского Союза.

На базе ТУ-95 были сконструированы носители орбитального воздушного судна «Спираль» и новой сверхзвуковой крылатой ракеты, летающая лаборатория специального назначения, морской разведчик, пассажирский ТУ-114, охотник за субмаринами.

"Заколдованный"– видя его пилоты США терялись

В служебно-боевой деятельности самолета имеются не совсем обычные факты. В 60-х годах предпринял попытку перехватить наш самолет над Северным морем английский истребитель. Пилот так увлекся своими несуразными маневрами, что потерял управление и потерпел крушение. ТУ-95 продолжил патрулирование. 70-е г. Атлантика. 3 американских самолета вылетели на перехват морского разведчика ТУ-95МР. Один из них попытался пройтись над советским самолетом, но не рассчитал свои силы и врезался в его крыло. Американский пилот не смог справиться с управлением самолета – он упал в морскую пучину. Советский морской разведчик продолжил выполнение своей боевой задачи.

"Заколдованный"– видя его пилоты США терялись

Иногда экипажи «95-х» позволяли себе расслабиться и «подшучивали» над американскими кораблями. Имея координаты ближайшего авианосца, «Тушки» километров за 200 снижались до 100 м. и, неожиданно, с невероятным грохотом проносились над кораблем. Многим потом снились плохие сны. В 2008 г. в Японском море ТУ-95 проделал дважды имитацию бомбардировки на высоте 600 м. с авианосцем «Нимиц». Поднятые на перехват пилоты истребителей сразу поняли, что тягаться с ТУ себе дороже и убрались восвояси.

автор: Борис Ляшко

AesliB