VIP – пассажиры спецпоезда – межконтинентальные ракеты

Советский Союз был единственной страной в мире, которой удалось создать специальный поезд с баллистическими ракетами на борту начавший колесить по стране с 1987 г. Советские люди могли спать...

Советский Союз был единственной страной в мире, которой удалось создать специальный поезд с баллистическими ракетами на борту начавший колесить по стране с 1987 г. Советские люди могли спать спокойно.

Итак, как создавался первый боевой железнодорожный ракетный комплекс – БЖРК? У него были большие преимущества – мобильность и большой уровень скрытности. Кто знал, что это не просто поезд, а ракетное подразделение ВС, которое засечь никак невозможно. Назвали его «Молодец» и оснастили 3-мя баллистическими ракетами. Начиная с 60-х годов военные двух держав – СССР и США – задумались, как защитить свое ядерное оружие от первой бомбежки, с тем, чтобы потом успеть нанести ответный удар. Фактор возмездия – это главное, что сдерживает начало 3-ей Мировой войны. Имеется так называемая система «Периметр», обладающая возможностью нанести в автоматическом режиме ответный ядерный удар даже в случае ликвидации руководства страны и командных пунктов РВСН. Где только не прячут свои ядерные арсеналы – в бомбардировщиках, подводных лодках, шахтах, в автомобилях – циклопах. А советская страна умудрилась – как будто в обычном пассажирском поезде. В США пару раз пытались разместить ракеты в ж/д составах. Но потом отказались от этой затеи – было слишком дорого (это для США ???) и технически сложно.

VIP – пассажиры спецпоезда – межконтинентальные ракеты

Создать БЖРК – это была воистину сложнейшая задача для советских специалистов. Но противостояние двух стран – Советского Союза и Соединенных Штатов диктовало жизненную необходимость создания того, чего нет и не предвидится у потенциального противника. Технических проблем была масса. Как суметь разместить 100 тонн ракеты в обычный ж/д. вагон? Задана скорость в 120 км/час. Как обезопасить это страшное ядерное оружие при такой скорости? Выдержат ли такой поезд рельсы, стрелки, мосты, тоннели? Как оперативно выдвинуть ракету в вертикальное положение? Как сделать поезд устойчивым при мощном старте? Вопросов были сотни, но они были успешно решены. Руководили проектом БЖРК два родных брата – Уткины. У них было разделение труда. Владимир Фёдорович трудился над созданием ракеты с твердым топливом, Алексей Федорович– занимался ж/д вагонами.

VIP – пассажиры спецпоезда – межконтинентальные ракеты

Владимир Фёдорович Уткин

Уже в 1985 г. были произведены 32 испытательных пуска ж/д ракет. Были построены несколько экспериментальных ракетных поездов, которые «наколесили» около 400 тыс. км по ж/д страны. БЖРК испытывали в разных погодных условиях на Севере, в страшную жарищу в Средней Азии. 20 октября 1987г. ж/д состав в виде пассажирского поезда, по военной терминологии – ракетный полк встал на боевой дежурство под городом Кострома. Прозвали его «поездом №0». До этого момента были укреплены многие десятки тысяч рельс, в соответствующих точках маршрута были оборудованы стартовые площадки и многое другое. Например, электрический контактный провод, чтобы не мешал при пуске ракеты, с помощью вагонного спецоборудования отодвигался в сторону. Ракетный вагон ставился на домкраты для устойчивости. Сопла и обтекатель у ракеты были выдвижными. Чтобы огонь стартующей ракеты не сжег состав, ее поднимал пороховой заряд, отклонял в сторону, только потом начинал работать двигатель. Пуск всех 3-х ракет происходил после 17 мин.подготовки.

VIP – пассажиры спецпоезда – межконтинентальные ракеты

Алексей Фёдорович Уткин

Тепловозы БЖРК были специальной сборки – с виду обычные. Сзади цеплялась цистерна с запасом солярки. Двигатели запускались автоматически. Кабина машинистов была бронированной. Тянули состав три локомотива. В составе находились 17 вагонов – 3 с ракетами, 10 – с аппаратурой, одна – цистерна, три – для личного состава, два спальных и столовая. Во время боевого дежурства в нем находились около 70 человек – 2 тепловозные бригады, ракетчики, связисты, караул, командный состав. В сутки поезд проходил почти 2000 км. Официально БЖРК именовали как «специальный поезд связи». «Персонал» ходил в форме связистов и ему строго запрещалось покидать место службы во время боевого дежурства.

«Скальпель», как прозвали БЖРК на западе, стал для НАТО как кость в горле. Знающие люди пишут, что премьер Великобритании М.Тетчер даже уговаривала президента СССР М.Горбачева не выпускать эти поезда на линию. А через пару лет был подписан договор по СНВ-2 и согласно ему, СССР снял эти поезда с вооружения. А напрасно. Теперь поговаривают, что «Молодцов» надо возрождать. У некоторых господ руки рьяно чешутся от большого желания разжечь пожар мировой войны. У тех, кого история ни чему не учит.

автор: Борис Ляшко

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector