Вертолеты в афганской войне

Почти сорок лет назад в методах ведения войн произошел коренной переворот: хозяином поля боя стали не артиллерия, не танки, не бомбардировщики, а прежде вспомогательный род авиации – вертолеты. В горах Афганистана вертолет оказался незаменим, без него не обходилась ни одна операция. «Вертушки» наносили бомбоштурмовые удары, высаживали десанты и группы спецназа, подвозили боеприпасы и продовольствие на поле бое и на отдаленные блокпосты, вывозили раненых. Вертолетчики вели разведку, уничтожали караваны, ставили мины, охраняли автоколонны.

Вертолеты в афганской войне

Афганская война полностью изменила стратегию и тактику применения армейской авиации: в горных условиях применение бомбардировщиков, у которых даже минимально допустимая скорость превышала скорость звука, должного эффекта не давало, поскольку экипаж без наземного наводчика просто не успевал обнаружить цель, работать приходилось по площадям. Вот тут на помощь войскам, действовавшим на земле, и приходили вертолеты, возможности которых в условиях Афганистана были практически безграничны, а в воздухе противников у них не было, поскольку «духи» своей авиации не имели.  Успех обеспечили превосходные «вертушки» и великолепные летчики. Ничто не вызывало такой радости у десантников и мотострелков, чем звук винта приближающегося вертолета: он означал спасение, он означал победу. На той войне вертолетчиков прозвали ангелами хранителями.

В Афганистан вертолетчики прибыли еще 12 декабря 1979-го, за две недели до штурма дворца Амина. Они поднялись в 4 часа утра, одиночными вертолетами перелетели в Кундуз и высадили десантников посадочным способом с выключением двигателей.

В то время в Афганистане были крупные банды до 1,5 тыс. сабель, однако совершенно не защищенные от атак с воздуха, и при помощи вертолетов с ними быстро покончили. Противник опомнился быстро: к середине 1980-го года душманам из Китая начали поступать 12,7 мм пулеметы ДШК (Дегтярев – Шпагин, крупнокалиберный). Появились потери экипажей и вертолетов. Пришло осознание, что игры закончились, что это всамделишная война.

Вертолеты срочно адаптировали к боевым условиям, на Ми-8 установили танковые пулеметы, навесили броню для защиты экипажа, снаружи разместили балочные держатели для подвески оружия, что привело к увеличению веса пустого вертолета, повышению лобового сопротивления, а, значит, потребовало изменения техники пилотирования. Чтобы не попасть под прицельный огонь, вертолетчики в горах стали летать на малых высотах: для пулеметчика ДШК это был самый неудобный маневр, потому что он слышал гул вертолета лишь за три секунды до его появления, и у него не было времени для прицеливания, а вертолет уже пропадал из зоны видимости.

Вертолеты стали представлять серьезную опасность для наземных передвижений бандитов. За летчиков, за сбитые вертолеты боевикам стали платить премии, которые могли обеспечить афганскую семью на всю жизнь. За вертолетами началась настоящая охота, ведь за сбитый вертолет давали 25 тысяч долларов, за живого летчика – 50 тысяч, за мертвого платили меньше.

В 1981 г. у душманов появились ПЗРК – переносные зенитно-ракетные комплексы. Их ракеты наводились по тепловому следу самолета и вертолета. В ответ на вертолеты установили так называемые «уши» – устройства, рассеивающие выхлоп, внешне напоминавшие воздухозаборники у «ушастого» запорожца, блоки отстрела термических ракет–ловушек, а также систему генерации инфракрасных помех «липа».

Вертолеты в афганской войне

ПЗРК поражали воздушную цель на высоте до 3-х километров, и полет у практического потолка – у Ми-8 он составлял 6, у Ми-24 – почти 5 километров, как правило, гарантировал неуязвимость, поэтому вертолетчики стали летать на больших высотах.

В Афганистане применялись вертолеты Ми-8 и Ми-24 различных модификаций. В конструкторском бюро М.Л. Миля провели модернизацию рабочей лошадки афганской войны – Ми-8, и в Афган стала поступать новая модификация – Ми-8 МТ, на которую установили новые более мощные двигатели. Для уменьшения их износа применили пылеотсекатели и систему впрыска воды.

Огромную роль в успешной работе вертолетных подразделений играла инженерно-техническая служба. Вертолеты возвращались на базу с серьезными повреждениями. Поскольку наведение ПЗРК осуществлялось по тепловому следу, больше всего доставалось моторам, но техники в кратчайшие сроки возвращали машины в строй.

Несмотря на то, что в первые полтора года войны боевые действия имели слабую интенсивность, потери вертолетов росли. Помимо ДШК и ПЗРК главными врагами оказались жара, разреженный воздух, песчаная пыль, быстро выводившие моторы из строя. Температура в кабине доходила до 80 градусов, приходилось бинтовать ручки управления, чтобы не оставить на них кожу. Взлетали и садились практически вслепую, поскольку винт поднимал облака пыли.

В горах пилоты столкнулись с малоизученными до сих пор явлениями: вихревое вращение, сваливание, затягивание в пикирование, подхват. Разбивались машины, гибли люди.

Особо опасным оказался подхват. Под вращающимися лопастями над хвостовой балкой образовывалось разряженное пространство, вертолет терял управление, резко взмывал вверх, терял скорость и срывался в пике. В КБ Миля внесли изменения в конструкцию винта, на новых моделях подхват стал редкостью. Летчики стали применять подхват как элемент боевого пилотирования, чтобы быстро набрать высоту и уйти от обстрела.

Опыт первых полутора лет войны показал, что летчиков в Афганистан нужно отбирать персонально, обучать полетам и приемам ведения войны в горно-пустынных условиях. В 1981 была организована система обучения «Эстафета»: пилотов из строевых частей направляли в учебный центр в Торжке, где их учили стрельбам и бомбометанию. Затем на аэродроме Каган близ Бухары обучали полетам в горах. Всего через «Эстафету» прошло порядка 15 тыс. летчиков. В Чирчике под Ташкентом был создан 1038 центр по подготовке летчиков к горным полетам, обобщивший опыт афганской войны. Началось обучение полетов на предельно малых скоростях, что для горных ущелий было весьма актуально, но очень опасно из-за непредсказуемости воздушных потоков. Такие полеты требовали высочайшего мастерства экипажей.

Самой опасной высотой для вертолетов была, как это не странно, самая безопасная высота: «вертушка» летела вровень с горным хребтом, где мог находиться пулеметчик с ДШК или с ПЗРК. Душманы с ПЗРК стали подниматься высоко в горы, увеличивая тем самым высоту досягаемости воздушной цели. Это оказалось неожиданностью для летчиков.

В 1986 г. душманы организовали крупное наступление. Главным козырем в нем должны были стать ПЗРК «стингер» новейшей модификации «Пост», с высотой поражения до 6 км. Впервые «Пост» применила банда полевого командира Джафара по прозвищу «инженер» 25 сентября 1986 г. в районе аэродрома Джелалабад было сбито сразу три вертолета. С середины осени началось массированное применение «стингеров». Всего за полгода было потеряно 35 вертолетов.

Необходимо было срочно найти противоядие против «стингера». Герой Советского Союза Александр Райлян настаивал на переходе к полетам на сверхмалых высотах. Его упрекали в том, что его предложение рассчитано на асов, что он не учитывает уровня подготовки средних пилотов. Но все же решение было принято. В Торжке и Чирчике приступили к разработке новых методик и обучению им экипажей, и все начали летать на предельно малых высотах – 3–5 метров – примерно на уровне 2-го этажа тогдашней стандартной «хрущевки». Такие высоты позволяли летчикам уходить от «стингеров», выпускать тепловые и инфракрасные ловушки, использовать рельеф, прятаться за горами.  Большую роль в принятии этого решения сыграл авторитет Райляна, непревзойденного мастера горных полетов, а его 150 вылетов в горы до сих пор остаются легендой авиации.

Вертолеты в афганской войне

В середине 1987 г. со «стингерами» стали бороться не только в воздухе: десантники и мотострелки захватывали и уничтожали их во время транспортировки караванами. 12 мая 1987 г. совместными действиями вертолетчиков и десантников был разгромлен самый на тот момент крупный караван – порядка 200 вьючных единиц. Потерь с нашей стороны не было. Потом были другие караваны. Их было так много, что вертолетчики перестали их считать.

На смену Райляну прибыла эскадрилья, в составе которой был один из четырех Героев Советского Союза и Героев России Николай Майданов, который предложил новую технику взлета. В разряженном горном воздухе вертолетному винту не хватало подъемной силы, и Майданов стал использовать принцип дельтаплана: он разгонял вертолет как самолет, и как бы падал в пропасть.

Вертолеты в афганской войне

В конце 1987 г. 40-я армия совместно с правительственными войсками Афганистана провела ряд крупных операций, разгромив и отбросив большую часть духов в Пакистан.

В апреле 1988 г. в Женеве было подписано соглашение о выводе советских войск из Афганистана в течение 9 месяцев. Вертолетчикам предстояло уйти одними из последних: они прикрывали наземные колонны. Афганцам они оставляли свои аэродромы.

Вертолеты сыграли огромную роль в афганской войне: 22 офицера были удостоены звания Героя Советского Союза, более 20 тысяч награждено орденами и медалями. Вертолетчики приобрели огромный, поистине, неоценимый опыт, но достался этот опыт очень дорогой ценой: за 10 лет войны погибло 495 экипажей вертолетов, было потеряно 333 вертолета.

автор: Николай Кузнецов

AesliB