«Катюша». Первые залпы

Реактивный миномет БМ-13 – знаменитая и легендарная «Катюша» – одна из первых мире установка залпового огня – был создан инженерами в секретном НИИ No 3 Наркомата боеприпасов СССР. Под этой аббревиатурой скрывался созданный в 1933 году по приказу Реввоенсовета знаменитый Реактивный научно-исследовательский институт, в котором начинали работать и набирались научного и производственного опыта ставшие впоследствии столпами советского ракето- и моторостроения Сергей Павлович Королев, Борис Викторович Раушенбах, Фридрих Артурович Цандлер, Михаил Коавдиевич Тихонравов, Валентин Петрович Глушко, и другие. Руководили разработкой директор института Иван Терентьевич Клейменов и главный инженер Георгий Эрихович Лангемак. После ареста Клейменова и Лангемака институт возглавил Борис Михайлович Слонимер, а доведением «Катюши» до серийного производства руководил Андрей Григорьевич Костиков. Больше, чем за год до войны, в феврале 1940 г.

19 февраля 1940 года Костиков, Иван Иссидорович Гвай и сотрудник Главного артуправления Красной Армии военинженер 1-го ранга Василий Васильевич Аборенков, ставший в начале войны первым командиром частей залпового огня, зарегистрировали изобретение будущей «Катюши». За неделю до начала войны руководство партии, правительства и Наркомата обороны вживую увидели, как работают реактивные минометы. Решение о начале серийного выпуска установки, получившей наименование «БМ-13» (калибр снаряда 132 мм) Сталин принял за день до начала войны, изготавливать «Катюши» должен экскаваторный завод имени Коминтерна в Воронеже, первыми шасси стали четырехтонные трехосные грузовики ЗИС-6 с колесной формулой 4х6.

Установка имела 8 направляющих, к которым крепилось 16 ракет-мин. Немцы начали разработку установок залпового огня еще в начале 30-х, но изначально главной целью было использование химических снарядов. В 1940-м году на вооружение был принят шестиствольный миномет Nebelwerfer калибра 158 мм, прозванный советскими солдатами «Ванюшей». В отличие от «Катюш» немецкий миномет не мог похвастаться высокой мобильностью и большой дальностью стрельбы, хотя начальник генерального штаба германских сухопутных сил генерал-полковник Франц Гальдер в своем военном дневнике весьма высоко отзывался о боевых качествах творения сумрачного немецкого гения.

«Катюша». Первые залпы

6 июля 1941 г. на Западный фронт прибыла первая отдельная экспериментальная батарея залпового огня, которой командовал капитан Иван Андреевич Флеров. Батарея была формированием весьма громоздким и многочисленным: в ее состав входили 7 установок БМ-13, 152-мм гаубица, которую предполагалось использовать для пристрелки, легковой автомобиль для командира и 44 грузовика для перевозки боеприпасов, снаряжения, автобензина и продовольствия. Личный состав батареи составили почти 200 бойцов и младших командиров.

14 июля 1941 г. батарея Флерова произвела первый залп реактивными снарядами по крупному транспортному узлу – железнодорожной станции Орша-Центральная.

Помимо своей огневой мощи, «Катюши» обладали и другим весьма существенным преимуществом: подвижностью и маневренностью, они не требовали большого времени на развертывание, изготовку для стрельбы, и свертывание после стрельбы. Это позволяло сразу же после залпа, который поднимал много пыли и очень быстро обнаруживал место нахождения батареи, уйти из-под обстрела вражеской артиллерии, избежать налетов авиации. Невысокая прицельная точность стрельбы «Катюша» с лихвой компенсировала количеством снарядов в одном залпе, накрывая сразу большие площади. «Катюши» успешно применялись как против вражеской пехоты, засевшей в окопах, ДОТах и ДЗОТах, так и против танков.          Поскольку существовала опасность того, что установка может попасть в руки врага, их минировали, а командир батареи или дивизиона имел право и обязанность взорвать установки. Так 6 октября 1941 г. недалеко от деревни Богатыри погибла самая первая батарея «Катюш», а вместе с ней и ее командир.

С первого дня своего существования дивизионы и полки «Катюш» подчинялись непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования, и вводились в бой только по ее приказу, неожиданно для врага появляясь на самых ответственных участках фронта.

После того, как начались поставки от союзников, «Катюши» стали монтировать на базе американских и английских грузовиков. Особенно расчеты «Катюш» ценили американские «Студебеккеры» – «Студеры» с колесной формулой 6х6 или 6х4, у которых, как мы помним, «мотор был втрое», и которые обладали лучшей проходимостью, чем ЗИС-6, что еще более повышало их маневренность.

Всего за годы войны советские заводы выпустили более 10 тысяч реактивных установок различных модификаций – БМ-8 (калибр 82 мм, 12 направляющих, 24 снаряда), БМ-13 и БМ-31 (выпускалась с 1944 г., калибр 300 мм, 12 снарядов весом 92 килограмма). Изготавливали реактивные минометы на Урале – на заводах имени Воровского, «Уралэдектротяжмаш», где установлен памятник «Катюше», гильзы для снарядов некоторое время изготавливал завод No 76 – знаменитая «Турбинка».

В истории «Катюши» есть один эпизод, прекрасно характеризующий, с какими трудностями столкнулся Советский Союз в первые месяцы войны, и какие трудности он, в конце концов, преодолел, закончив войну в Берлине.
17 ноября 1941 г. высший в то время орган государственной власти в СССР — Государственный Комитет Обороны принял Постановление No 907 СС (совершенно секретно) «О вводе на вооружение армии установок М-8 на конной тяге». Документ, подписанный Сталиным, предписывал принять на вооружение Красной Армии установку М-8 на конной тяге, учесть все изменения, предложенные штабом Западного фронта, прекратить с 15 ноября выпуск «Катюш» М-8 на шасси ЗИС-6, выпуск М-8 на конной тяге наладить в Казани.

Техническое устройство установок М-8 на конной тяге, было таково: на одноосном прицепе монтировалось 8 двухметровых спаренных направляющих под снаряд М-8 (вместо 12 у М-8, монтировавшихся на ЗИС-6 штатно). Установка для стрельбы на местности осуществлялось при помощи двух подъемных винтов с лапами. Вертикальная и горизонтальная наводка производилось специальным подъемно-поворотным механизмом, для прицеливания служило приспособление М-5, для воспламенения пиропатронов применялся штатный пусковой прибор с аккумуляторами, которые монтировались на установке. Боевой расчет М-8 на конной тяге состоял из пяти человек – командир, наводчик и 3 заряжающих, но почему-то не включал возничего и коновода. Во время испытаний была достигнута дальность стрельбы в пределах 4 километров.

«Катюша». Первые залпы

Перевод установок М-8 на конную тягу был вызван, во-первых, тем, что Московский завод имени Сталина, выпускавший автомобили ЗИС-6, эвакуировался частью в Ульяновск, а частью в Челябинскую область в Миасс, и на время прекратил производство автомобилей, и, во-вторых, остро не хватало бензина.

Однако установка залпового огня на конной тяге теряла свое очень важное преимущество – скорость развертывания для стрельбы и скорость свертывания после стрельбы: лошадей нужно было выпрячь, и отвести подальше от места залпа, чтобы они не взбесились, ведь не зря же немцы прозвали «Катюши» «Сталинскими органами» за страшный звук, который они издавали во время залпов – и люди-то не выдерживали, сходили с ума, что уж говорить о лошадях. После залпа лошадей нужно было привести и запрячь в прицеп. Все это отнимало много времени, и делало «Катюши» очень удобной мишенью, как для артиллерии, так и для авиации противника. После того, как в Советском Союзе удалось наладить выпуск грузовиков – за годы войны промышленность выпустила почти 200 тысяч автомобилей, стали по ленд-лизу поступать полуторатонные автомобили «Форд» и «Шевроле», от конной тяги для «Катюш» отказались».

Почетное звание «Гвардейские» дивизионы и полки «Катюш» получили практически сразу же после введения этого звания 18 сентября 1941 года. Это были единственные воинские части, которые в Гвардию зачислялись не в знак признания заслуг, а сразу при получении приказа на формирование. И это звание гвардейцы-ракетчики несли с честью, приближая Великую Победу.

автор: Николай Кузнецов

AesliB