Как рождалась совершенно новая армейская штурмовая авиация

Винтокрылый штурмовик Ми-24. История создания В начале 60-х авиаконструктор Михаил Леонтьевич Миль впервые обратился к военным с предложением создать ударный вертолет, однако Министр обороны СССР Родион Яковлевич Малиновский...

Винтокрылый штурмовик Ми-24. История создания

В начале 60-х авиаконструктор Михаил Леонтьевич Миль впервые обратился к военным с предложением создать ударный вертолет, однако Министр обороны СССР Родион Яковлевич Малиновский идею не оценил, а его заместителю Андрею Антоновичу Гречко разработки Миля понравились. Хрущев слышать не хотел о винтокрылом штурмовике, хотя конструкторское бюро Миля уже давно оснащало вертолеты Ми-1 и Ми-4 пусковыми реактивными установками, и накопило в этом деле большой положительный опыт. До этого Ми-1 был безоружен и беззащитен, а Ми-4 был вооружен 12,7 мм пулеметом.

Как рождалась совершенно новая армейская штурмовая авиация

Михаил Леонтьевич Миль

В конце 50-х в СССР приступили к выпуску первых управляемых противотанковых комплексов, тогда же начались эксперименты по установке на вертолеты различного вооружения. Самым первым авиационным носителем этого оружия в СССР стал Ми-1, на который установили противотанковую ракетную систему «Фаланга». Но, несмотря на положительные результаты испытаний таких вертолетов, ни одна из разработок в серийное производство не пошла: военное руководство страны отдавало предпочтение проверенным и тактически более привычным самолетам поля боя. Поэтому Ми-4 долгое время оставался единственным вертолетом, несшим на своем борту оружие.

В 1965 г. по инициативе Миля работы по вооружению Ми-1 и Ми-4 возобновились. Одновременно были завершены испытания комплекса вооружений для Ми-8Т. Спустя два года для Ми-4 разработали комплекс К-4 В, состоящий из четырех ракет «Фаланга», 96 НУРСов и других видов вооружения. Транспортных функций такой Ми-4 выполнять не мог, поскольку бортовое вооружение занимало весь полезный объем, и машина использовалась исключительно для огневой поддержки с воздуха пехоты и танков.

В 1967 г. Гречко, который всегда поддерживал идею применения ударного вертолета, согласился провести по данной теме представительное совещание, которое дало вертолету, как тогда говорили, путевку в жизнь. Военные оценили вертолет по-разному, некоторые так вообще резко отрицательно. И не мудрено: генералы всегда готовятся к прошлой войне. Но Миль прекрасно понимал, что он предлагает, ведь обо всех особенностях штурмовой авиации Миль знал не понаслышке: он разрабатывал систему устойчивости знаменитого Ил-2.

Несмотря на трения между противниками и сторонниками будущего Ми-24, конструкторскому коллективу Миля все же поручили подготовить предложение по боевой машине. Милевцы быстро оформили даже два варианта предложения: 7-тонный одномоторный вертолет и двухмоторная машина со взлетной массой 10,5 тонн. Военные выбрали вертолет с двумя турбореактивными моторами. Основным средством борьбы с танками предполагалось сделать комплекс «Штурм» с полуавтоматически наводящейся сверхзвуковой ракетой, который к тому моменту не дошел даже до заводских испытаний. Вертолет с рабочим обозначением В-24, должен был получить совершенно новые навигационные средства и приборы наведения. Миль лично руководил разработкой эскизного проекта, которая началась в мае 1968-го.

В феврале 1969-го правительство, хотя и не с первой попытки, утвердило макет вертолета. Чтобы сократить сроки проектирования и облегчить промышленности освоение в серийном производстве, Миль решил унифицировать наиболее важные узлы и детали с Ми-8 и Ми-14. Новый двухвальный мотор ТВ-3-117 Сергея Изотова, хорошо показал себя на Ми-14. Уже в начале лета опытный вертолет выкатили из цеха на летное поле. Летом 1969-го министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев распорядился не ждать, когда появятся новые средства навигации и управления огнем, а использовать уже имеющиеся, хотя они уже устарели и не обеспечивали необходимой надежности. Это нанесло вертолету непоправимый ущерб, поскольку вместо стройной системы были получены разрозненные элементы, иногда плохо согласующиеся между собой.

19 сентября 1969 г. новый вертолет совершил свой первый полет, за которым, по традиции, наблюдал Миль. Но дальнейшие испытания проходили уже без него: через несколько месяцев он скончался в возрасти 60 лет. ОКБ возглавил бывший заместитель Генерального конструктора Марат Николаевич Тищенко.

Первые две опытные машины были использованы на летных испытаниях, затем заложили опытную серию из 10 вертолетов. Госиспытания начались в июне 70-го, продолжались 1,5 года, и полностью подтвердили предварительные расчеты, сделанные конструкторами. Однако испытания показали, что конструкция В-24 еще далека от совершенства и требует серьезной доработки.

Вертолет В-24 построили, а оружейники пока не могли предоставить для испытаний скорострельный пулемет и комплекс «Штурм», под которые, собственно, он и разрабатывался. Поэтому на первые В-24 вынужденно установили надежный, но устаревший комплекс К-4Б. В носу вертолета смонтировали одноствольный 12,7 мм пулемет на шаровой турели с ручным прицеливанием и управлением. Установки «Фаланга» разместили на рамах параллельно фюзеляжу. Но испытания показали, что ракета при сходе летела неустойчиво и могла задеть фюзеляж. Рамы убрали, а по концам крыла добавили пилоны с направляющими для НУРСов.

Параллельно с испытаниями вертолета дорабатывались двигатели, ресурс которых был очень мал и измерялся несколькими часами. Пока шла отработка вооружений, двигателисты тщательно контролировали работу моторов на экспериментальных машинах, стараясь исключить зависание двигателя, помпаж и другие недостатки.

Разрабатывая новое вооружение, конструкторы с удивлением обнаружили, что разместить в очень тесной двухместной кабине В-24 полуавтомат наведения противотанковых ракет «Радуга Ф» и скорострельный пулемет без ущерба для эффективности работы экипажа, практически невозможно. Тогда на двух вертолетах решили удлинить передние кабины, оснастить рабочее место оператора средствами управления на тот случай, если летчик будет выведен из строя, а также изменить конструкцию крыла. Так в конце 1970 г. родилась первая модификация В-24. С этого времени серийные вертолеты строили уже с новой удлиненной кабиной.

В 1971 г. прошли госиспытания и модификацию Ми-24А направили в летные части для пробной эксплуатации. Машина очень понравилась летчикам. Всего Арсентьевский завод за 5 лет выпустил порядка 250 вертолетов. Опыт полетов, особенности обслуживания и ремонта в войсках Ми-24А внес существенный вклад в дальнейшее развитие и доработку конструкции. Освоение заводами Ми-24А шло своим чередом, а в это время ОКБ Миля работало над усовершенствованием комплекса вооружений. Следующая модификация Ми-24Б имела подвижную установку со скоростным 4-ствольным 12,7 мм пулеметом Якушева–Борзова, аналоговый вычислитель, который автоматически вводил в стрельбу необходимые поправки. На вертолет установили противотанковые ракеты «Фаланга П» с полуавтоматической системой наведения, что в 3–4 раза повысило точность стрельбы.

В ходе 1-го этапа летных испытаний Ми-24Б нареканий не вызвал, однако его доводка была приостановлена, поскольку эксплуатация Ми-24А в летных частях выявила у них весьма существенный конструктивный дефект: плохой обзор из кабины. Размещать летчика и оператора в одной кабине тоже было опасно, ведь они могли одновременно погибнуть при попадании вражеского снаряда.

В 1971 г. ОКБ Миля сконструировало принципиально новый нос Ми-24. Теперь две узкие изолированные, хорошо защищенные и герметизированные кабины летчика и оператора, оснащенные наддувом для создания небольшого избыточного давления и лобовыми бронестеклами, были расположены одна за другой, причем оператор располагался выше летчика. Членам экипажа стало значительно удобнее работать.

Как рождалась совершенно новая армейская штурмовая авиация

Ми-24А. Фото ru.wikipedia.org

Строевые пилоты частенько сетовали на то, что вертолет плохо управляется на отдельных режимах полета. Конструкторы решили эту проблему весьма оригинально: задний управляющий винт с правого борта перенесли на левый, и он из толкающего превратился в тянущий. Изменение положения и направления вращения винта привели к тому, что тяга его существенно выросла.

Испытания, доводка и внесение изменений в конструкцию вертолета продолжались 8 лет. Осенью 75-го оружейники представили долгожданную противотанковую систему «Штурм» со сверхзвуковой ракетой, и к началу 1976 г. машина, наконец, стала выглядеть так, как предусматривали военные на начальном этапе проектирования машины. 29 марта 1976 г. Ми-24В был официально принят на вооружение. В летных частях к тому времени имелось уже порядка четырехсот машин разных модификаций.

Ми-24 очень быстро завоевал к себе доверие в строевых частях. Действующий летный состав легко осваивал новую машину, а для первоначальной подготовки курсантов в летных училищах были созданы учебные вертолеты. Так рождалась совершенно новая армейская штурмовая авиация, не зависящая от аэродромов. Формировались принципы ее применения. Ми-24 строился в боевом, транспортном и санитарном вариантах. Вертолет обладал высокими маневренными и скоростными характеристиками – максимальная его скорость доходила до 335. а крейсерская — до 270 км/час. Конструкция его с технологической точки зрения была хорошо продумана.

Как рождалась совершенно новая армейская штурмовая авиация

Ми-24 в трёх проекциях. Фото ru.wikipedia.org

Поскольку вертолет имел высокую конструктивную преемственность и унификацию важнейших узлов и деталей, с Ми-8 и амфибией Ми-4, его освоение в серийном производстве проходило без особых проблем. Высокие скоростные характеристики обеспечивались за счет убирающихся шасси, впервые примененных на отечественных вертолетах. Топливная система Ми-24 включала в себя 5 мягких протектированных баков, что существенно снижало опасность возгорания, общей емкостью 2 125 литров, чего хватало почти на 3 часа полета. Повреждение одного из топливных баков к прекращению подачи топлива не приводило. Для того, чтобы повысить эффективности стрельбы из неподвижно закрепленного оружия, конструкторы применили новую компоновку: вал несущего винта вместе с двигателем были наклонены вправо на 2,5◦. Для повышения живучести бронированы важнейшие агрегаты, кабина, кресла пилотов, а важнейшие системы дублированы. Навигационно-пилотажное и радио-электронное оборудование обеспечивало стабилизацию в полете, облегчало пилотирование и позволяло летать в любое время суток в любых метеоусловиях, зависание над заданной точкой могло осуществляться в автоматическом режиме.

К концу 70-х ВВС полностью освоили Ми-24, были разработаны основные приемы применения и тактического взаимодействия с наземными войсками. Без применения ударных вертолетов не обходились ни одни военные учения. Вертолет хорошо зарекомендовал себя и в ходе начавшейся вскоре афганской войны.

автор: Николай Кузнецов

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector