Его жена понимая, к чему клонит 60-летний театральный гений, была ошарашена, но постаралась перевести разговор в шутку. Но режиссер сказал, что тогда она в его театре ролей не получит, даже «кушать подано!»…
Этот актёр сыграл почти в сотне фильмах и двух десятках спектаклей на сцене театра им. Моссовета. Главных ролей у него было не так уж и много, но каждое его появление на экране и на сцене было ярким и запоминалось надолго. Однажды великая актриса Серафима Бирман похвалила его, сказав, что его актёрское кредо – лапотный реализм, настолько убедителен и достоверен он был, играя простых людей. Юрий Завадский, главный театральный режиссёр в его жизни, называл его просто Кузей, и не только из-за фамилии: Юрию Кузьменкову это прозвище подходило как нельзя лучше. Он был бесшабашным, сорви головой, способным на любое безумство. Это приводило в восторг поклонниц, но раздражало начальство.
Детство
Юрий появился на свет 16 февраля 1941 года в Москве в простой семье: отец работал слесарем на заводе, мама была парикмахером. Через четыре месяца после рождения сына началась война, отца призвали в армию, а мама с младенцем уехала в недалёкую эвакуацию в рязанскую деревню. Жить там было очень тяжело, но, хотя бы, не бомбили. В Москву им разрешили вернуться только в 1944-м. Отца из Европы отправили в Азию, вернулся домой он только в ноябре 1945-го, после победы над Японией, и снова пошёл работать на тот же завод.
В семь лет, как и положено, Юра пошёл в первый класс. Он был как все сверстники: учился средне, гонял мяч во дворе, играл в прятки и в пятнашки, бегал с пацанами ватагой по улицам. Первый раз в театр он попал, когда ему было лет десять: класс повели на детскую сказку «Валидуб» в театр им. Пушкина. Из всего спектакля Юра на всю жизнь запомнил огромного мужика силищи необыкновенной: без топора и пилы, одними руками он свалил дерево, которое было вдвое больше его в обхвате. Ребёнку же не сказали, что мужик на самом деле огромный из-за бутафорского костюма, а дерево из папье-маше. Юра был восхищён, но в тот момент в его душе ничего не ёкнуло, о том, чтобы стать артистом, он и не подумал.
Выбор профессии
Родители хотели, чтобы сын пошёл в строительный техникум, и Юра им не перечил, но вмешался случай. Летом после 9-го класса Юра подрабатывал в лагере пионервожатым, и ему почему-то поручили вести театральный кружок. К закрытию смены он с ребятами, которые были младше его всего на 2-3 года, подготовил спектакль из пионерской жизни, сам сыграл там, конечно, пионервожатого. Ему это очень понравилось, с тех пор он твёрдо решил, что будет актёром, но ничего для этого не делал. Получив аттестат зрелости, Юра подал документы в техникум, но баллов не добрал, и поступил в заводское ПТУ учиться на слесаря-инструментальщика. В клубе завода был театральный кружок, и Юра тут же туда записался. Играл он больше всех, по нескольку ролей в одном спектакле, потому что никто не хотел учить большие роли, а у Юры память была отличная, он всё сразу запоминал. В заводской газете даже статью напечатали, в которой очень хвалили всеобщего любимца Юру Кузьменкова: и учится хорошо, и норму выполняет, и актёр превосходный, на нём самодеятельный театр держится. Печатное слово вселило уверенность, и едва окончив первый курс ПТУ, Кузьменков отнёс документы в студию при театре им. Моссовета. Его не смутило, что конкурс в тот год был больше двухсот человек на место. К экзаменам он особенно не готовился: поступлю – хорошо, нет – вернусь в ПТУ, но все туры прошёл, общеобразовательные предметы сдал, и стал студентом курса худрука театра самого Юрия Завадского.
Галина
С симпатичной девушкой Галей Ванюшкиной Юрий познакомился уже на первом курсе, но это было просто знакомство двух студентов, не более. У Завадского студенты сразу начинали играть в массовке: и практика, и у звёзд Любови Орловой, Веры Марецкой, Фаины Раневской, Ростислава Плятта многому на сцене можно было научиться, и два рубля за выход были неплохой прибавкой к стипендии. После третьего курса летом 1963-го студенты вместе с театром поехали на гастроли в Ленинград. В городе на Неве Кузьменков попробовал приударить за Галиной, но в Москве её ждал молодой человек, и ухаживания однокурсника она игнорировала. 25 июня у Галины был день рождения, в Ленинграде белые ночи, время романтическое, и группа студентов, наскоро отметив дату, гуляла по городу до утра. Это был последний день их гастролей, но уезжали Юрий и Галина в разное время. В Москве её должен был встречать молодой человек, а возле вагона стоял улыбающийся во весь рот Кузьменков с цветами, и Галя растаяла. Друзья говорили ей, что с такой внешностью и таким характером муж из Кузьменкова никакой, будет гулять направо и налево, но она никого не слушала. Предложение Юрий сделал под новый год. Галина сказала, что или они поженятся немедленно, или свадьбу придётся отложить на год, потому, что она из-за суеверия и давних предрассудков, внушённых ей её родителями, не хотела выходить замуж в високосный год. Юрий чуть ли не на коленях упросил регистраторшу в ЗАГСе, и их расписали 30 декабря 1963 года. В большом репетиционном зале отмечали одновременно новый год и свадьбу Юрия и Галины. На торжестве присутствовали Завадский, Марецкая, Орлова. Вопреки всяким сомнениям друзей, союз двух актёров продлился до самой смерти Юрия. У женщин он пользовался огромным успехом, но самоуверенным мачо не был, и жену ревновал ничуть не меньше, чем она его. Рождение сына Степана стало для пары огромным счастьем. Всё своё детство он провёл за кулисами театра, но выбрал для себя иную стезю.
В метро в костюме римского легионера
Кузьменков ничего не боялся, на спектаклях выделывал разные коленца, смешил актёров, за что регулярно получал нагоняи от Завадского, но тот его терпел. Однажды друзья поспорили: Юрий ни за что не сможет проехать в метро в театральном костюме римского легионера. Кузьменков тут же облачился в сценическую амуницию, и в окружении заинтригованных приятелей вышел из Красного дома, как называли театр им. Моссовета, дошёл до «Маяковки», бросил «пятачок» в турникет, мимо изумлённых милиционеров и сотрудников метрополитена прошёл на эскалатор, спустился на перрон, дождался поезда и вошёл в вагон. По условиям пари Кузьменков не должен был засмеяться, иначе он проигрывал. Однокурсники, среди которых был Александр Леньков – тот ещё шутник – ехали в соседнем вагоне, и через стеклянную дверь корчили рожи, чтобы «расколоть» Кузьменкова, но он даже не улыбнулся. В вагоне пассажиры, завидев невозмутимого мужчину с голыми ногами в шлеме и с копьём, старались держаться от него подальше, а кое-кто переходил в другой вагон. На конечную станцию «Сокол» Кузьменков приехал в пустом вагоне, друзья признали его победу и выставили несколько призовых бутылок портвейна, которые тем же вечером вместе и выпили.
Театр им. Моссовета
В 1964 году Кузьменков окончил студию, и поступил в театр им. Моссовета. Завадский называл его Кузей – не мог же, в самом деле, мэтр обращаться к нему по имени и отчеству: два Юрия Александровича для одного театра было бы перебором. Принял Завадский в театр и Галину, и это едва не разрушило семью: Завадский ещё в студии положил на неё глаз. Галина потом рассказывала в одном из интервью, как он после репетиции вызвал её в свой кабинет, стал расспрашивать, как она мыслит свою судьбу в театре, а потом пригласил в гости. Галина, понимая, к чему клонит 60-летний театральный гений, была ошарашена, но постаралась перевести разговор в шутку. Завадский сказал, что тогда она в его театре ролей не получит, даже «кушать подано!» После этого разговора Галина едва не увлеклась выпивкой, но муж всё время был рядом, и помог пережить этот удар. Слово Завадский сдержал: артистическая карьера Галины закончилась, не начавшись, но из театра она не ушла, и когда Завадский умер, стала помощником режиссёра.
Первые роли в кино
На экране Кузьменков дебютировал ещё во время учёбы: в 1963-м Генрих Габай взял его на эпизод в картину «Именем революции», но в титры он тогда не попал. Первый гонорар Кузьменков потратил на цветы, конфеты и вино, которое они дома выпили вместе с невестой. По-настоящему в кино его привела жена: в 1965-м режиссёр Василий Пронин дал ей эпизод в картине «Наш дом», а она сказала, что без Юрия сниматься не будет. В титрах лентах, они были оба, но это был единственный фильм, где Галина, снявшаяся всего в семи картинах, и Юрий играли вместе.
В том же 1965-м Леонид Мартынов снял Кузьменкова в главной роли в фильме «Западня», через год он сыграл тоже главную роль у Николая Литуса и Леонида Ризина в «Днях лётных». В 1967-м в фильме Сергея Герасимова «Журналист» Кузьменков играл своего однофамильца – заводского рабочего, конферансье в самодеятельности. Герасимов потом снял его в эпизоде в «У озера» и в довольно большой роли в «Любить человека».
«Большая перемена»
Но главным и любимым режиссёром Кузьменкова был Алексей Коренев. В 1969-м он начал снимать «Вас вызывает Таймыр» по сценарию Александра Галича, и на роль снабженца Дюжикова взял Юрия практически без проб. В «Большой перемене» Кузьменков хотел играть только главную роль, но Коренев убедил его, что для рафинированного мягкотелого интеллигента Нестора Петровича он излишне мужественен и брутален. Однако на худсовете «Мосфильма» Кореневу заявили, что Кузьменков вообще сниматься не будет, поскольку он хулиган, вести себя не умеет: до Москвы дошли слухи, что на пробах в Минске он послал по матушке тамошнего киноначальника. Коренев со своим начальством сцепился не на шутку, но актёра отстоял.
Ваня Федоскин, передовик производства и староста класса в вечерней школе, человек в высшей степени порядочный и ответственный, идеальный строитель коммунизма, был соперником в любви главного героя учителя истории Нестора Северова, которого играл Михаил Кононов. Со своей ролью простоватого парня Юрий справился прекрасно. «Большая перемена» сделала многих актёров, в ней игравших, в том числе, и Кузьменкова, известными всей стране: до этого его не очень-то узнавали.
Роли в театре
В театре у Кузьменкова тоже были заметные роли: один из лучших в стране Василий Тёркин, в «Возможны варианты» – безымянный пьянчуга из Мневников, который под именем водопроводчика Митюхина, перекочевал в картину Коренева «По семейным обстоятельствам», ставшую хитом советского телевидения. До этого Коренев снял Кузьменкова в мелодраме «Три дня в Москве», потом в картине «Честный, умный, не женатый». В героической драме Игоря Шатрова «Минута молчания» была очень яркая главная роль старшины Кости Бокарева. Всего за 15 лет после окончания студии Кузьменков сыграл больше, чем в сорока картинах.
Встреча с гадалкой
В конце 70-х театр поехал на гастроли в Свердловск. Как-то утром Юрий и Галина вышли из гостиницы «Большой Урал», и решили немного прогуляться по утреннему городу. На главном проспекте, который, как и во многих советских городах носил (и до сих пор носит) имя Ленина, к ним подошла цыганка, и вряд ли понимая, кто перед ней стоит, напророчила, что в 40 лет Юрий умрёт. Об этом предсказании супруги всё время помнили, но жизнь шла своим чередом, Кузьменков много работал, ездил с концертами, зарабатывал деньги, в 1980-м, в возрасте 39 лет получил Заслуженного артиста РСФСР. Наступила зима 1981-го, сорокалетие было не за горами, но Юрий был жив, здоров и жизнерадостен, и супруги стали о той случайной встрече с гадалкой забывать.
Авария
Однако цыганка не обманула. 10 января 1981 года Кузьменков ехал в санаторий под Рузой, где отдыхала Галина, чтобы отвезти её в Москву. Она ждала его к 2-м часам по полудни, но он задерживался. Галина начала тревожиться, звонить домой, но телефон молчал, а сотовых тогда не было, и, когда уже стемнело, её разыскали двое мужчин, и передали записку, в которой Юрий нацарапал, что попал в больницу, и просил его оттуда забрать.
В те годы зимней резины для легковушек не было, «Жигули» в холодных гаражах в морозы заводились сносно, а «Москвичи» – плохо. Поэтому зимой ездили мало, у большинства автолюбителей машины с ноября по апрель стояли «на приколе», и опыта зимнего вождения у людей практически не было, да и ремнями безопасности пренебрегали, а подушек безопасности никто и слыхом не слыхивал. На обледеневшей дороге Кузьменков в повороте не справился с управлением, выехал на «встречку» и столкнулся с другой машиной. Удар пришёлся в его водительскую дверь, и в живых он остался чудом. Лицо пострадало очень сильно, известного актёра в нем не признали, в приёмном покое больницы решили, что он пьян, и оказывать помощь не спешили. Галина, не помня себя, приехала в больницу, кое-как заставила врачей хотя бы перевязать мужа. Машину для перевозки Юрия в Москву больница не дала, Галина позвонила администратору театра, он тут же связался с 1-й градской больницей, и оттуда немедленно выехала бригада хирургов. Возможно, такая оперативность спасла Юрию жизнь.
Утром консилиум врачей решил сломанную в нескольких местах челюсть соединить при помощи специальных пластин. Но челюстно-лицевые хирурги где-то ошиблись, челюсть срослась не правильно, лицо сильно изменилось, и пришлось несколько месяцев исправлять ошибку разными техническими ухищрениями. В таком состоянии Кузьменков жил почти пять месяцев, питаясь только протёртыми супами. В театре и в кино он не играл больше года, а боли испытывал до конца жизни.
Кузьменков опасался, что даже после выхода из больницы и удаления всех пластин, с таким лицом он не сможет быть полноценным артистом. Но голос-то, слава Богу, не пострадал, а, значит, можно работать на радио в очень популярной программе «Театр у микрофона», можно дублировать иностранные фильмы и озвучивать мультики. Думал он и о том, чтобы самому ставить спектакли и фильмы. Но годичный простой привёл к тому, что Кузьменков пристрастился к водке, а вместе с ним начала пить и Галина. Она опомнилась первая, вытащила мужа, и выкарабкалась сама.
«Инспектор ГАИ»
Когда Кузьменков вернулся, его стали звать в кино играть, по большей части, деревенских мужиков не первой свежести. В фильме Эльдора Уразбаева «Инспектор ГАИ» Кузьменков играл спустя два года после аварии, и следы операции мог разглядеть только опытный специалист. Он был, как и раньше красив и обаятелен. Как и раньше возле съёмочной площадки его караулили поклонницы, а Галина и дальше ревновала, хотя достоверно о его романах ничего не известно.
Уход
Сын Степан стал дипломатом, работал в Швейцарии. В 2011 году он пригласил родителей в Женеву. За три дня до отъезда в Москву Юрий, хотя ему всё очень понравилось, он с удовольствием общался с сыном, его женой и внуками, вдруг предложил Галине уехать в Россию пораньше. Галина уговорила его не сдавать билеты, и домой они вернулись через три дня, 5 сентября. Галина поехала на дачу в подмосковную деревню Жабкино, а Юрий прямо с вокзала отправился в театр и на «Мосфильм», и привёз оттуда два сценария. По одному он должен был играть вдовца, только что похоронившего жену, и не находящего себе места от горя. Когда он обсуждал эту сцену с Галиной, она расплакалась. Юрию оставалось жить всего 6 дней. В ночь с 10 на 11 сентября у него случился сердечный приступ, и он умер во сне. Похоронили его на деревенском погосте – так задолго до своего ухода попросил Юрий Александрович.
автор: Николай Кузнецов