На редкие встречи в Дом кино Люсьена приходила, укутавшись в длинную шаль, под которой был домашний халат – другой одежды у неё просто не было…
В 60-х актриса Люсьена Овчинникова была лицом советского кино – простая симпатичная весёлая, энергичная и обаятельная девушка с фигурой физкультурницы, неизменной лучезарной улыбкой победительницы. Она была идеальной героиней для кино того времени, вселявшего веру в светлое будущее, в то, что победа коммунизма неизбежна уже при её поколении. Судьба актрисы Овчинниковой, наречённой отцом при рождении непривычным для русского уха и того времени именем Люсьена – это судьба страны. В ней, как в зеркале, отразилась история кино, и история государства.
Детство
Люсьена Ивановна Овчинникова родилась 10 ноября 1931 года в небольшом городке Олевск на Житомирщине, в 200 километрах от областного центра. Когда девочке было 6 лет, умерла мама, отец, командир-пограничник, привел в дом новую жену. Отца часто переводили с места на место, подолгу он нигде не задерживался, и Люсю вместе с ним изрядно помотало по окраинам необъятной Страны Советов. Она вдоволь хлебнула быта погранзастав в Карело-Финской ССР, в Грузии и в Средней Азии. (Много лет спустя её спросили, откуда у неё, абсолютно русской девушки, такие раскосые глаза? Люсьена улыбнулась своей обезоруживающей улыбкой, и ответила, что долго жила на китайской границе, и много смотрела на китайцев). Когда Люсьена училась в 9-м классе, отца перевели в столицу Туркменской СССР, и аттестат зрелости она получила в Ашхабаде.
В школе, как вероятно, и подавляющее большинство её сверстниц, Люся грезила о кино, мечтала стать артисткой. Как дочь военного, она бегала на бесплатные киносеансы в гарнизонные дома офицеров, каждый фильм смотрела по много раз. На экране пела и танцевала бесподобная Любовь Орлова – звезда эпохи великих свершений и оптимизма. Она была физическим, духовным и нравственным эталоном, к которому стремились все советские девушки и женщины. Люся хотела быть такой же красивой и знаменитой, как Орлова, писала письма звезде советского экрана Евгению Самойлову, блиставшему в довоенных фильмах «Светлый путь», «Сердца четырёх», и полной надежд военной картине «В 6 часов вечера после войны». От природы Люся была брюнеткой, но в письмах своему кумиру утверждала, что блондинка с голубыми глазами, и рисовала на конвертах бабочек, мотыльков, летящих на яркий свет театральной рампы, софитов съёмочных павильонов. Люся была застенчивой, и далеко не сразу отважилась записаться в школьный драмкружок, да и отец с мачехой не одобряли занятий девочки театром.
Минск
Окончив школу, Люся заявила отцу, что её решение стать артисткой окончательное, и что она своего добьётся, несмотря на фактический запрет семьи. Отцу воспитанием дочери заниматься было недосуг, он не заметил, как Люсьена повзрослела, и к её словам отнёсся без должного внимания – ну какая она актриса – невысокая, со скуластым лицом и чуть раскосыми глазами. Ничего, перебесится, и будет как все девчонки её возраста. Люся очень его удивила, когда без копейки денег сбежала к тётке в Минск. Она так торопилась, что забыла дома паспорт, и отец переслал его с оказией на новое место жительства дочери. В театральный институт Люсьене поступить не удалось: преподавание в столице Белорусской ССР велось на родном языке. Возвращаться домой, несолоно хлебавши, под насмешки мачехи Люсьена не хотела, и, чтобы не сидеть на шее у гостеприимной тётки, она устроилась в парфюмерный магазин – продавала минчанам духи «Красная Москва» и «Красный мак», одеколоны «Шипр» и «Тройной».
ГИТИС
За год Люсьена научилась чуть-чуть понимать белорусский язык, выучила два десятка слов, которые помогали ей обслуживать покупателей из окрестных городков и местечек, но для поступления в институт этого было явно недостаточно, и она поехала в Москву. В ГИТИС Люсьена поступила с первого раза, хотя за год подзабыла то, чему её научили в драмкружке в Ашхабаде – руководителю курса народному артисту Григорию Конскому сразу понравилась эта непосредственная девушка из провинции.
В студенческие годы случилась у Люсьены и первая любовь – яркая и взаимная. Владимир Храмов учился на режиссёрском факультете ГИТИСа. Семьи, однако, не получилось. Храмов стал известным режиссёром, много снимал для телевидения, и в своём последнем сериале «Женщины, которым повезло», снял Овчинникову в пронзительном эпизоде.
Театр им. Моссовета
За год до окончания ГИТИСа Люсьена уже знала, что руководитель театра им. Моссовета Николай Охлопков ждёт её в своём театре – он приходил на студенческие спектакли, разглядел и поверил в талант Люсьены. Из 18-ти выпускников ГИТИСа в Москве оставили троих, двоих из которых явно по блату – жену великого футболиста и тренера Константина Бескова Валерию и сына главного режиссёра театра им. Ермоловой Владимира Васильева. Третьей была Овчинникова.
В труппу Люсьену взяли в 1955 году, и Охлопков сразу стал давать ей большие роли: она сыграла Любу Шевцову в «Молодой гвардии», Валю в «Иркутской истории» Алексея Арбузова, Маландину в «Маленькой студентке» Александра Володина. В театре её прозвали «Окурком», но не за маленький рост, а за озорной характер.
Первые роли в кино
В кино Люсьена впервые снялась в 1957-м в крошечной роли горничной Луши в трёхсерийном фильме Григория Рошаля «Хождение по мукам» по Алексею Толстому, но тогда её даже не указали в титрах, да, по правде сказать, и не заметили.
Через два года роль у Овчинниковой была уже куда крупнее, а её портрет даже поместили в журнале «Искусство кино». В мелодраме Льва Кулиджанова «Отчий дом» она сыграла деревенскую сироту Нюрку. У режиссёра потом спрашивали, в каком колхозе он нашёл девчонку, способную так естественно держаться в кадре. Никто и не догадывался, что до съёмок Люсьена ни разу в жизни не была в настоящей деревне.
60-е годы были самым счастливым временем для Овчинниковой. Кинематограф тех лет отказался от пышной театральности 30-х – 50-х, и стал показывать скромную правду каждого дня. В это время стали снимать много бытовых комедий, и в этом жанре Овчинникова была королевой. Это было время строек и надежд, и она всегда излучала надежду на лучшее.
«Девять дней одного года»
В 1962-м вышли сразу две культовые картины с участием Овчинниковой – драма «Девять дней одного года» Михаила Ромма и комедия Юрия Чулюкина «Девчата». В «Девяти днях» она играет сестру главного героя физика Дмитрия Гусева деревенскую простушку и тоже Нюру, как в «Отчем доме». В общей сложности Овчинникова присутствует в кадре не больше двух минут, произносит три десятка слов, но именно она создаёт тёплую домашнюю атмосферу той сцены.
«Девчата»
В «Девчатах» роль была побольше. Зрителям и критикам фильм понравился сразу. Но высокое партийное и киноначальство посчитало, что картина чересчур бытовая, хотя там и присутствовал трудовой энтузиазм, и мелковата для советского зрителя, строящего коммунизм. Но такие разные героини Надежды Румянцевой, Инны Макаровой и Люсьены Овчинниковой очень полюбились людям, как раз потому, что, вероятно рядом с каждым человеком были такие Тося, Надя или Катя. И противная поначалу Анфиса Павловна в исполнении Светланы Дружининой, и «мама Вера», сыгранная Ниной Меньшиковой тоже были. В «Девчатах» Овчинникова ещё и замечательно спела песню Александры Пахмутовой «Старый клён», моментально ставшую популярной. Овчинникова не раз говорила, что в «Девчатах» она сыграла саму себя.
Люсьена Овчинникова в фильме «Девчата»
«Звонят – откройте дверь»
В 1965-м вышел ещё один культовый фильм с участием Овчинниковой – картин Александра Митты «Звонят – откройте дверь». Хотя «оттепель» уже закончилась, и о ней не принято было вспоминать, это было типичное «оттепельное» кино, с его поэтичностью и влюблённостью в милые детали и частности, славные подробности будничной жизни, которые, впрочем, не закрывали и не прикрывали сути. Овчинникова сыграла трогательную, слегка непутёвую маму главной героини девочки Тани, которую играла 11-летняя девочка Лена Проклова. У Овчинниковой никогда не было своих детей, но она, возможно, была рекордсменкой по части исполнения мам – их у неё целая дюжина. В Советском Союзе картина буквально прогремела, а через год на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции ей присудили большой приз «Лев святого Марка».
Личная жизнь
В 60-е Люсьена была влюблена в Александра Холодкова, одного из самых красивых актёров «Маяковки». Он был старше Люсьены на 14 лет. Они жили гражданским браком, но Холодков увлёкся звездой театра, своей ровесницей Верой Орловой, и образовался классический «любовный треугольник», который разрушился только со смертью Холодкова в 1965 году. Оплакивали его и Люсьена, и Вера – со временем они даже подружились. Пережить тяжёлую потерю помогала только работа. Но в 1967-м умер Охлопков, и ролей в театре Люсьене давали всё меньше. Спасение она нашла в новых отношениях, официально выйдя замуж за Валентина Козлова, как и Холодков, артиста театра им. Моссовета. Он был старше неё на год, и вместе они прожили больше 30 лет.
Александр Холодков в фильме «Звезды на крыльях»
Валентин Козлов в фильме «Неподдающиеся»
«Мама вышла замуж»
В 1969 в социальной мелодраме Виталия Мельникова «Мама вышла замуж» Овчинникова сыграла свою самую главную и самую известную роль. Это была сентиментальная и честная история о взаимоотношениях в семье. Взрослый сын молодой мамы, заносчивый интеллектуал, выросший в семье штукатурщицы, в исполнении Николая Бурляева, боролся за право на собственные суждения. Мама хотела сохранить отношения с Виктором, героем Олега Ефремова, а сын всё-таки сбежал от них в деревню. На главную женскую роль Мельников пробовал Инну Макарову, Нонну Мордюкову и других звёзд, но взял Овчинникову, хотя у неё была репутация комедийной актрисы. После утверждения на роль она вдруг отказалась играть, заявив, что рядом с Ефремовым она – никто. Мельников уговорил, а потом во время съёмок много помогал. Фильм был естественным, не фальшивым, имел огромный успех, да и сейчас, по прошествии более полувека, смотрится.
В конце 60-х за Овчинниковой плотно закрепился киноимидж – романтичные, простоватые, разбитные, недалёкие, открытые, радостные и беззаботные, в меру привлекательные девахи и бабёнки, не предназначенные, да и не склонные к долговременным отношениям. После «Отчего дома» Овчинникова во многих картинах играла подругу главной героини, которая и не главная, но без которой никак нельзя, с кем можно поделиться, похвастаться и поплакаться, кому можно доверить самое сокровенное, будучи уверенной, что и не разболтает, и смеяться не станет.
«Большая перемена»
В 1973-м вышла 4-серийная телевизионная комедия Алексея Коренева «Большая перемена». Успех был фантастический. Овчинникова играла Люсю – то ли невесту, то ли, как тогда говорили, сожительницу, то ли жену, одного из самых ярких героев – бригадира Петрыкина, который не хотел признаться в том, что он хороший человек. Ролан Быков, игравший эту роль, когда Коренев предложил ему самому выбрать невесту, указал на Овчинникову – они уже работали вместе. Быков, как режиссёр, снимал детскую картину «Телеграмма», и пригласил Овчинникову на крохотный, но очень яркий и запоминающийся эпизод – он играл мужа, она – жену с баяном. Они вдвоём так орали «И чтоб никто не догадался, что это песня о тебе», что все сразу поняли, о ком эта песня. Выходит, что в «Большой перемене» Овчинникова и Быков были уже семьёй со стажем. В «Перемене» была забавная сцена. Люся, захватив с собой чемодан с вещами, и торшер красно-белой «спартаковской» расцветки, уходит от Петрыкиина «в монастырь». Торшер в те годы был символом домашнего уюта и семейного благополучия. Женщина с чемоданом и торшером на улице означала, что нет ни того, ни другого. За Валю, ради которой ушлый хамоватый Петрыкин сам перевоспитался, Овчинникова получила звание Заслуженной артистки РСФСР – единственную награду от государства.
1975 год был очень удачным в кинокарьере Овчинниковой – она снялась в нескольких фильмах и в двух сериалах.
В 1976-м Овчинникова сыграла ещё одну главную роль, ещё одну маму в фильме Владимира Златоустовского и Ивана Лукинского «Колыбельная для мужчин». Мама так любила своего сына, так боялась, что он женится и уйдёт, что, когда тот привёл домой девушку, мама ослепла.
Уход из театра
В том же году в жизни Овчинниковой случился крутой поворот: она, несмотря на уговоры друзей, решила уйти из театра им. Маяковского, которому отдала 17 лет. В то время театром руководил гениальный режиссёр Андрей Гончаров, и при нём Люсьена получала всё меньше ролей. К тому же муж Люсьены Валентин выпивал, и у него с Гончаровым отношения не сложились сразу, Гончаров его уволил, а вслед за ним ушла и жена. Она была уверена, что театр её губит, что у неё крепкий тыл – кино. Это был поступок отчаяния сродни прыжку в пропасть. После абсолютной востребованности в 60-х, отсутствие ролей в театре переживалось очень тяжело.
Народ очень любил Овчинникову, на концертах с её участием залы набивались битком. Как-то она поехала с обязательным «шефским» концертом в Монголию. После выступлений в городах и стационарных гарнизонах её привезли в пустыню Гоби во временный палаточный военный городок. Когда она взбиралась в кузов грузовика, служивший, как во время войны, сценой для фронтовых бригад, у солдат случилась истерика – Овчинникову чуть не порвали на сувениры. Она была своя, из народа, с фермы, от станка, с ближайшей стройки, с танцплощадки в парке культуры.
Люсьена Овчинникова. Кадр из фильма «Убийство на Ждановской»
Тыл, на который Овчинникова надеялся, оказался очень ненадёжным: снимать её почти перестали, и в 80-е она зарабатывала на жизнь проходными эпизодами или ролями, которые зритель так и не увидел. Овчинникова числилась в труппе Театра-студии киноактёра, но ролей у неё там тоже не было. В 1985-м она уехала в почти родной ей Ахшабад, и год прослужила в Русском драматическом театре им. Пушкина. Потом пришли 90-е, и киногероями стали торгаши, бандиты, продажные менты, прокуроры и судьи, жадные чиновники, партийные горлопаны. Овчинникова, актриса с простодушными глазами, изредка появлялась в эпизодах, всё с той же улыбкой – бесшабашной, едва тронутой печалью. Народная любимица оказалась за чертой бедности – в сентябре 1998 года ей не на что было похоронить своего мужа. Но, столкнувшись с нуждой, Люсьена становилась всё мягче, её никогда не видели угрюмой или озлобленной, она никогда не жаловалась. Одни говорили, что Овчинникова пила, другие – что никогда не видели её пьяной. На редкие встречи в Дом кино она приходила, укутавшись в длинную шаль, под которой был домашний халат – другой одежды у неё просто не было.
8 января 1999 года Люсьена Овчинникова, всеми забытая, умерла в своей маленькой однокомнатной квартирке. После её смерти друзья нашли в захламлённой кладовке и на антресолях мешки с письмами от поклонников. Она получала эти письма до самого последнего дня – для своих сверстников Люсьена Овчинникова, хотя давно не появлялась на экране, всё ещё оставалась звездой.
автор: Николай Кузнецов