В кино её не брали: то толстая, то худая, то маленькая, неуклюжая, серенькая – в конце 40-х в кино были совсем другие стандарты…
Колосатик
За 60 лет творческой жизни эта актриса снялась всего в 27 фильмах, но практически все её героини запоминались сразу и навсегда, выходила на сцену в более, чем в шести десятках спектаклей, озвучила 7 мультфильмов, её голосом говорит пантера Багира во всех пяти мультиках про Маугли. Звезду кино и театра Людмилу Касаткину все знали строптивой взрывной, смешливой, и заводной. За маленький рост её дразнили пигалицей и долго не брали в кино, операторы посмеивались: ваше круглое лицо не влезает в кадр, с такими формами – только в цирк. Но именно это лицо, величественная осанка и неповторимый голос сделали её знаменитой на всю страну.
Детство
Людмила появилась на свет 15 мая 1925 года в деревне Новое Село в 6 км от уездной Вязьмы и в 170 от губернского Смоленска. Родители, Иван Алексеевич и Варвара Николаевна, крестьяне-середняки, всё своё «богатство» создали своим трудом, с началом коллективизации в колхоз не спешили, у них отняли лошадей, коров и даже кур, и, чтобы не оказаться в Сибири, они бросили дом, и подались в Москву – там легче затеряться. Без документов они сняли в Борисоглебском переулке 12-метровую комнатку в подвале, который постоянно затапливало. Родители перебивались случайными заработками, денег вечно не было, Люде всегда хотелось есть, но даже самый маленький кусочек хлеба она делила со своей любимой собакой, которую наотрез отказалось бросить в деревне.
Студия им. Сергея Шацкого
В школе Люда училась средне, была активной пионеркой, занималась в художественной самодеятельности, танцевала, но в артистки не рвалась. Судьбу её решил балетный педагог Игорь Лентовский: как-то он зашёл в школу, увидел, как невысокая пухленькая пятиклассница Люда задорно отплясывает на репетиции в спортзале, и чуть ли не за руку привёл её в студию им. Сергея Шацкого при Московской консерватории. Через год Люда впервые вышла на сцену в массовке филиала Большого театра. В детстве это были самые счастливые три года, но на репетиции она серьёзно повредила ногу, долго восстанавливалась, а потом доктора сказали, что о балете нужно забыть. Девушка очень расстроилась, переживала, но с тех пор у неё на всю жизнь осталась привычка ходить с прямой спиной и гордо поднятой головой, а умение танцевать пригодилось потом ей и в театре, и в кино.
В 1938-м родители как-то выправили документы, отец устроился на оборонный завод, получал зарплату, которая позволяла маме не работать и сидеть с младшим сыном Лёней, а Людмиле в 1940-м, когда ввели плату за обучение, не бросить 9-й класс.
В июне 1941-го Людмиле было 16, она поехала на каникулы в деревню к бабушке. Когда началась война, она добралась до Вязьмы, а потом в большой толпе беженцев пешком 250 км шла до Москвы, когда видели в небе немецкие самолёты, прятались в лесах. Отцу дали бронь, объявили мобилизованным, и вместе с заводом отправили в эвакуацию, а семье места в вагоне не хватило, и они остались в Москве. Мама устроилась на завод, получала рабочую карточку, Люда тушила зажигалки, после школы подрабатывала на заводе.
ГИТИС
Ещё в 1939-м Люда записалась в студию художественного слова, которую вела выдающийся театральный педагог Анна Бовшек. Именно она убедила застенчивую, комплексующую по поводу своей «колхозной» внешности и маленького роста Люду подать документы в ГИТИС. Мама поклялась, что будет платить за учёбу 500 рублей в год, и Люда на экзамены пошла. Набиравшие актёрский курс Иосиф Раевский и Григорий Конский от внешний данных Касаткиной тоже были не в восторге, тем ценнее, что они разглядели талант, и в 1943-м Людмила стала студенткой ГИТИСа.
Семья
15 мая 1946-го Людмила с однокурсниками отмечала свой 21-й день рождения, когда к ним подошёл молодой человек, и представился: студент режиссёрского факультета Сергей Колосов. Имя им ничего не сказало, видели они его впервые, но чем-то он именинницу зацепил, и она его не прогнала. Прощаясь, он попросил у Людмилы адрес, но она решила подшутить, и с адресом обманула. На следующий день Сергей принёс роскошный букет уже в институт. Через 4 года они поженились. Родители мужа были актёрами, он был на 4 года старше Людмилы, воевал, был дважды ранен. Их не без основания считали идеальной парой, они всегда были вместе, порознь их просто не представляли, одни называли их «Колосатиками», другие – «Касатиками».
Театр Советской Армии
Путь Касаткиной на сцену был тернист: после ГИТИСа в Театр сатиры её не взяли, потому что не смешная, а в театр Советской Армии приняли лишь потому, что в массовке не хватало юных девушек. Она мечтала о кино, но туда её не брали: то толстая, то худая, то маленькая, неуклюжая, серенькая – в конце 40-х в кино были совсем другие стандарты. Людмила много раз рассказывала в интервью, как однажды сквозь слёзы спросила маму, что ей делать с таким лицом, и мудрая мама ответила: «Донашивать».
Первая роль в кино
Попасть в кино Касаткина пыталась много раз, но все пробы заканчивались фиаско. В 1954-м ассистент по актёрам режиссёра Иосифа Хейфица позвала Касаткину на «Лефильм» на кинопробы к фильму «Большая семья». Оператор Сергей Иванов после долгих мучений с актрисой взмолился: «Я ничего не могу с ней сделать: это не лицо, а какой-то блин!» Касаткина это услышала, очень обиделась, и решила, что о кино нужно забыть. Кто знает, может быть, и забыла бы, но одновременно пробами в «Большую семью» в другом павильоне «Ленфильма» Касаткину пробовали в картину с рабочим названием «Пять леопардов». Александру Ивановскому и Надежде Кошеверовой, снявшей в 1947-м прекрасную «Золушку» с неподражаемыми Яниной Жеймо, Фаиной Раневской и Эрастом Гариным, на главную роль нужна была актриса, с некиношной внешностью. Хорошенькую круглую мордашку Кошеверова увидела на стенде театра Советской Армии, куда зашла по каким-то делам. Когда в кадрах театра Людмиле сказали, что её приглашают в Ленинград на кинопробы, она решила, что это, либо чья-то глупая шутка, либо будет какой-нибудь крохотный эпизод. Поэтому когда из Ленинграда пришла телеграмма о том, что её утвердили на главную роль, она снова решила, что её разыгрывают, но поехала: всё-таки, партнёром её был знаменитейший Павел Кадочников, с которым ещё на пробах она почти подружилась.

В клетке с тигром
В фильме, который вышел на экраны под названием «Укротительница тигров» Касаткина сыграла Лену Воронцову – Золушку и Гадкого утёнка одновременно, превратившуюся из цирковой уборщицы в цирковую укротительницу. Для этой роли одного актёрского мастерства было маловато, и Людмила часами проводила в цирке – училась подавать животным воду, почёсывать, правильно протягивать руку, чтобы не цапнули. Для достоверности образа Касаткиной пришлось войти в клетку к тигру: в то время была только одна дрессировщица – Маргарита Назарова, но Кошеверова сказала, что Людмила так двигается, что повторить это Назарова не сможет, и если в клетке будет она, а не Касаткина, картина просто рухнет.
Первый раз тигр был один. Людмила вовремя увернулась, когда он прыгнул через её голову. Во второй раз было уже четыре тигра, и чтобы не подвергать актрису риску, между ней и милыми кошечками установили толстое прозрачное стекло, но и этот нехитрый трюк едва не привёл к трагедии. На репетиции единственная среди тигров дама Рада раскачала тумбу и прыгнула так, что разбила стекло, и оказалась в вольере, где была Касаткина. Спас её дрессировщик народный артист РСФСР ещё с довоенных времён Борис Эдер, игравший в картине, разумеется, дрессировщика Антона Телегина: он мгновенно сориентировался, и за руку выдернул Людмилу из клетки. Играть в той сцене ей ничего не пришлось: это был настоящий ужас, от которого её до утра трясло. Якобы, после этого фильма Эдер звал Касаткину всерьёз попробовать себя в цирке.
Мотоцикл
Для этой роли Касаткина научилась ещё и на мотоцикле ездить, и даже выступала в цирке с каскадёром инструктором, пока они вдвоём не упали из-под купола цирка, в результате чего Касаткина получила трещину позвоночника. Но и это её не остановило: после завершения съёмок директор картины Владимир Беспрозванный, пойдя на должностное преступление, списал мотоцикл, подарил его Касаткиной, и она ещё три года на нём гоняла, а ОРУДовцы отдавали честь «укротительнице». Слава Богу, что фильм сразу был цветной, и его не пришлось раскрашивать, тем самым, убивая. В прокате 1955 года картина заняла второе место: её посмотрели почти 37 млн. зрителей, а Касаткина не могла спокойно пройти по улице.
«Медовый месяц»
Весной 1955-го комедию даже повезли на фестиваль в Канны. Советскую делегацию возглавили легенды советского кино Иван Пырьев и его жена Марина Ладынина, но взыскательную французскую публику покорила круглолицая Касаткина. Рассказывали, что за ней даже приударил знаменитый Жерар Филипп – буквально накануне в СССР показали фильм «Фанфан-тюльпан» с ним в главной роли. В 1956-м Касаткиной присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР и вышел ещё один фильм Кошеверовой с Касаткиной и Кадочниковым – «Медовый месяц». Как это не редко случается, зрители ожидали большего, но, как сказал один знаменитый футболист: «Ваши ожидания – это ваши проблемы».


«Укрощение строптивой»
В 1958-м на съёмках фильма Фёдора Филиппова «По ту сторону» беременная Касаткина на ходу трижды выпрыгивала из поезда. Ей повезло, что недавно прошёл снег, вдоль полотна были высокие сугробы, ещё не успевшие затвердеть. Сын Алексей родился 8 ноября 1958-го здоровым. После фурора «Укротительницы тигров» прошло 7 лет, но ярких ролей в кино Касаткиной не предлагали. В театре с момента прихода она сыграла в двух десятках спектаклей, в том числе, Марью Антоновну в «Ревизоре» и Катарину в пьесе Вильяма нашего Шекспира «Укрощение строптивой», в которой с момента первой постановки Алексеем Поповым в 1937-м менялись только актёры. Спектакли всегда шли с полным аншлагом, и главреж Александр Дунаев решил, что спектакль нужно экранизировать. Выбор кинорежиссёра без Касаткиной не обошёлся: Колосов к тому времени был практически не известен – он снял фильм-спектакль, полнометражный фильм и короткометражку. Когда его утвердили, Колосов предложил не просто снять спектакль на плёнку, что в то время часто делали, а сделать полноценный фильм с уличными сценами, драками и скачками. Петруччо играл сын Алексея Попова Андрей, а Катарину – Людмила. На фестивале в Монте-Карло Касаткина за эту роль получила приз «Золотая нимфа», а в 1964-м – звание Народной артистки РСФСР.

«Вызываем огонь на себя»
После успеха «Укрощения строптивой» Колосов к 20-летию Победы снял первый советский многосерийный телефильм «Вызываем огонь на себя», основанный на реальных событиях, произошедших на Брянщине во время оккупации. Телевизионное начальство сомневалось, выдержат ли зрители четыре вечера подряд один фильм, но Колосов снимал не каноническое кино, где главным героем был мужественный советский солдат. В его фильме в центре внимания была 23-летняя девушка Аня Морозова, командир партизанского отряда, которую играла Касаткина. На съёмках она едва не погибла. В эпизоде, когда советские самолёты бомбят вражеский аэродром, пиротехники ошиблись, взрывная волна разорвала металлическую конструкцию, за которой пряталась актриса, и куски острой жести чуть её не убили. В последнюю секунду Людмилу спас осветитель.

Картина имела успех, ещё больший, чем «Укрощение»: зрители заваливали режиссёра и актрису письмами, настолько всё, что было в фильме, было не похоже на то, что они видели раньше. Морозова была реальным человеком, и в 1965-м ей присвоили Героя. Что-то подобное случилось год назад, когда Никита Хрущёв посмотрел французский фильм «Кто вы, доктор Зорге?», после чего Рихарду Зорге, о котором в стране вообще никто не знал, присвоили звание Героя Советского Союза.
«Душечка»
Колосов возглавил творческое объединение «Телефильм». Первой его работой в этой должности стала чеховская «Душечка», и выбор актрисы поняли не все: традиционный образ Ольги Племянниковой плохо сочетался с Касаткиной и её прежними ролями. Но они с Колосовым не побоялись пойти против стереотипов, и роль Душечки стала их общей победой. Однако худсовет потребовал внести в картину четыре десятка изменений. Колосов упёрся, его вызвали к председателю Гостелерадио СССР Николаю Месяцеву, и ничего хорошего это не сулило. Колосов готовился стоять насмерть, но Месяцев принял его радушно, и после дежурных расспросов о творческих планах, предложил снять многосерийный фильм о работе ВЧК по борьбе с внешней контрреволюцией. Материалы предоставит КГБ, и съёмки будут проходить под их неусыпным контролем. И тут Колосов пошёл на шантаж: он будет снимать, если «Душечку» выпустят без правок. Месяцев, видимо, чего-то подобного ожидал, и согласился сразу. Так началась работа над 4-серийным телефильмом «Операцией «Трест».


«Операция «Трест»
Главная загвоздка была в том, чтобы сделать историю захватывающей, но Колосов справился блестяще, и зрительский успех превзошёл все ожидания. Касаткина так сыграла белую разведчицу Марию Захарченко-Шульц, потерявшую свою Родину, лютого врага Советской России, что временами её героиня даже вызывала уважение и сочувствие, на Старой площади и чекистам это не понравилось, но не резать же уже готовую картину. Может, это и совпадение, но в 1968-м, через год после первого показа «Операции «Трест», Колосов и Касаткина получили премию им. Ленинского комсомола.


«Большая перемена»
В 70-м Касаткина узнала, что она больна, но в её поведении и отношении к работе ничего не изменилось. В «Большой перемене» режиссёр Алексей Коренев дал ей не главную роль: директора вечерней школы Екатерину Семёновну она играла на полутонах, и даже могло показаться, что не в полную силу.


«Помни имя своё»
Одним из самых тяжёлых фильмов Колосова и Касаткиной стала лента «Помни имя своё», где Касаткина сыграла узницу Освенцима Зинаиду Воробьёву, у которой в концлагере отобрали сына. Снимали фильм в реальных бараках Освенцима. Поселились Людмила и Сергей не в отеле, а в кабинете коменданта лагеря Рудольфа Хёсса, и каждое утро видели то же, что и он. Перед съёмками самой страшной сцены, когда у Зинаиды отнимают сына, Касаткина попросила оставить её на ночь в бараке. В этом фильме впервые снялся 16-летний Алексей – он играл немецкого солдата, но в титры родители его не включили.


В конце 70-х Касаткина была весьма востребована: она танцевала и пела в опереттах «Под крышами Монмартра» Владимира Гориккера и «Принцесса цирка» Светланы Дружининой, снималась у мужа в политическом фильме «Диалог» и исторической драме «Мать Мария».


«Потерянные в раю»
В 1979-м Колосов и Касаткина набрали курс в ГИТИСе. Снималась она мало, заметных ролей не было. В театре Советской армии, где она прослужила больше 60 лет, Касаткина играла Комиссара в «Оптимистической трагедии» по Всеволоду Вишневскому. В «Школе любви» по мотивам романа «Гарольд и Мод» Колина Хиггинса она играла пожилую влюблённую Мод, которая лихо била чечётку. Последний раз Касаткина вышла на сцену в спектакле «Странная миссис Сэвидж» Джона Патрика в роли, разумеется, Этель. Ради этого актрису выписали из клиники, где она лежала с обострением бронхита.


В 2006-м Колосов снял свой последний фильм «Потерянные в раю», где Касаткина сыграла свою последнюю кинороль. Всего вместе они сделали 14 фильмов, в семи из которых снимался сын Алексей.


11 февраля 2012 года в возрасте 90 лет умер Сергей Колосов. Людмила Касаткина пережила его на 11 дней – она просто перестала бороться за жизнь, и ушла вслед за мужем 22 февраля.
автор: Николай Кузнецов