Ну кто пошлёт на столь ответственное задание самого молодого пилота, когда в их части достаточно более опытных лётчиков…
Герой Советского Союза № 4
Его жизни хватило бы на несколько биографий: он спасал челюскинцев, и его имя в Указе о присвоении семи лётчикам звания Героя Советского Союза стоит на четвёртом месте, а Звезду Героя он получил под номером два. В Великую Отечественную Николай Каманин командовал авиадивизией и авиакорпусом, а после войны стоял у истоков космонавтики.
Детство
Николай появился на свет 18 октября в 1909 года в городке Меленки в 50-ти верстах от уездного Мурома и в 150-ти от губернского Владимира. Отцу, Петру Иванович было 37 лет, он работал в артели сапожников. Мама, Стефанида Даниловна была на 8 лет младше мужа, она не работала и воспитывала семерых детей. После революции было голодно, и отца, человека очень честного, избрали в уезде завпродотделом, но в 1919-м он умер от сыпного тифа. Вдова устроилась ткачихой на местную текстильную фабрику, которая, как ни странно, во времена военной разрухи, работала. Стефанида Даниловна подняла всех семерых детей, всем дала образование.
Когда в Меленках приземлился настоящий аэроплан, Коля с ватагой друзей побежал смотреть на него. Лётчик в шлеме с очками и кожаном реглане произвёл на мальчишек неизгладимое впечатление. Николай после этого буквально заболел авиацией, а в 14 лет решил стать военным лётчиком. Подтолкнул его к этому министр иностранных дел Англии лорд Джордж Керзон, который в мае 1923-го пригрозил Советской России повторной интервенцией. В те дни Коля увидел плакат, на котором был самолёт, а на нём кулак и надпись: «На ультиматум Керзона ответим усилением воздушного флота». У Коли хранился серебряный полтинник, и он без сожаления отдал его на строительство самолётов.
Младший лётчик
В школе Коля удивлял учителей и одноклассников серьёзностью и необычайной целеустремлённостью. Он хорошо учился, занимался спортом. Читая книги о выдающихся людях и авиации, он делал карандашом пометки на полях, выписывал цитаты в тетрадь. Для аэроклуба Коля годами не вышел, он ездил в Муром и спускал все карманные деньги, прыгая с парашютной вышки. В 1926-м Николай окончил девятилетку и хотел поступить в авиашколу, но ему было только 17, и он подрисовал в метрике к девятке едва заметную чёрточку. В Ленинградской военно-теоретической школе подлога не заметили, Николай успешно выдержал экзамены, и стал курсантом. Через год Каманин школу окончил и получил направление в школу военлётов в Борисоглебске, за год его научили летать, дали в петлицы два «кубаря» и присвоили звание младшего лётчика.
Дальний Восток
В конце 20-х в самом разгаре был советско-китайский конфликт вокруг КВЖД, и, едва выйдя за порог школы, Каманин попросил отправить его на Дальний Восток. Рапорт удовлетворили, но пока выправили проездные документы, пока лётчик полмесяца добирался до Владивостока на поезде, война закончилась: в Особую Дальневосточную армию Каманин прибыл 22 декабря 1929-го в день подписания протокола об окончании конфликта. Каманина зачислили в 40-ю особую авиаэскадрилью, которая базировалась в Спасск-Дальнем в 220 км от Владивостока. Там в 1933-м он встретил свою любовь на всю жизнь. Ровесница финка Мария Мисюль была замужем за военным, у неё был 5-летний сын Аркаша, но Каманин увёл её от мужа, Аркашу усыновил, и стал для него не отчимом, а настоящим отцом. Когда во Владивостоке встречали пароход со спасёнными челюскинцами, 6-летний Аркаша на пристани громче всех кричал «Папа!».
Обстановка на Дальнем Востоке оставалась напряжённой, лётчики должны были повышать своё мастерство, и поэтому много летали, отрабатывая элементы воздушного боя. Каманин освоил бомбометание, фоторазведку, научился летать вслепую и по ночам, и стал одним из лучших пилотом своей эскадрильи. Однажды его вызвал комэск и дал особое задание: обследовать полтора десятка полевых взлётных площадок, и нанести их на карту. Командир хорошо изучил своих подчинённых, и был уверен, что скрупулёзный и дотошный лейтенант Каманин с эти заданием справится лучше всех, ничего не упустит. К Каманину прикомандировали четырёх рядовых и лошадь с тачанкой, и они убыли в двухмесячный пеший поход. Каманин тщательно изучил рельеф местности, которая могла в любой момент стать театром военных действий, и привычка оценивать территорию и с земли, и с неба, осталась у него навсегда, и потом не раз выручала.
«Челюскин»
В начале августа 1933-го из Мурманска вышел пароход ледокольного типа «Челюскин», спущенный на воду за полгода до этого в Дании. «Челюскин» шёл во Владивосток по Северному морскому пути, чтобы выяснить, можно ли пройти в Тихий океан за одну навигацию. В плавание отправились 53 человека команды, 59 пассажиров, 26 коров и 4 поросёнка. В море у одной пассажирки родилась дочь Кристина, 8 человек сошли на последней стоянке. 13 февраля 1934-го, «Челюскин», раздавленный льдами Чукотского моря, затонул, 104 человека спустились на лёд и разбили лагерь.
В Москве встревожились не на шутку, и для спасения сидящих на льдине людей создали специальную правительственную комиссию, которая решала главный вопрос: как вызволять людей – на оленях, на собаках, на аэросанях? Думали направить туда ещё один ледокол, но сообразили, что пока он дойдёт, живых на льдине не останется. Хотели даже использовать дирижабли, и на пароходе «Смоленск» везли два комплекта, но сам пароход застрял в бухте Проведения, и использовать цеппелины не вышло. После долгих обсуждений сошлись на том, что лишь авиация справится с задачей.
Когда Москва распорядилась сформировать в их эскадрилье авиаотряд для спасения челюскинцев, Каманин обрадовался, а потом сам себя отрезвил: ну кто пошлёт на столь ответственное задание самого молодого пилота, когда в их части достаточно более опытных лётчиков. Но комэск думал иначе: Каманина не просто отобрали в отряд, его назначили командиром.
Перегонять самолёты из Владивостока к Чукотскому морю по воздуху не рискнули, разобрали пять самолётов Р-5, и погрузили на пароход. (Р-5 – одномоторный многоцелевой цельнодеревянный биплан конструкции Николая Поликарпова мог летать со скоростью 225 км/час на максимальную дальность 800 км). Почти месяц они шли до Олюторского залива, но там преодолеть льды не смогли. Каманин, впервые попавший на север, понял всю абсурдность первоначального плана: вместо 200 км им придётся лететь в 10 раз больше по неизвестной трассе без средств аэронавигации. В тех условиях даже просто взлететь рядовому лётчику было не под силу.
В отряде Каманина были опытные лётчики полярной авиации, орденоносцы Василий Молоков и Фабио Фарих. Когда обсуждали, как из Олюторки лететь до ближайшей к лагерю челюскинцев береговой точки села Ванкарем, Каманин предложил кратчайший маршрут, но Фарих сказал, что это очень рискованно, и предложил другой. Каманин, как командир, отстранил его от полётов.
К 21 марта техники собрали все пять Р-5. Лётчики Маврикий Слепнёв и Сигизмунд Леваневский летали на американском Consolidated Fleetster 17AF, Иван Доронин – на немецком Junkers W 33, а Анатолий Ляпидевский на двухмоторном АНТ-4 (тяжёлый бомбардировщик ТБ-1) конструкции Андрея Туполева. Все три самолёта от Р-5 отличало то, что они были монопланами, и имели закрытую, хотя и не герметичную пилотскую кабину.
От Олюторки до Ванкарема они добирались 17 дней. Ветер был такой, что казалось, самолёт просто снесёт в океан. 10 минут в открытой кабине на таком ветру, который из-за скорости самолёта ещё усиливался, и холоде – уже подвиг, а лететь приходилось куда дольше. Утеплялись, как могли, едва помещались в узкую кабину, на лице была маска с прорезями для глаз, которую закрывали очки. Управлять самолётом в таком облачении было не просто. Из пяти Р-5 до Ванкарема долетели только Каманин и Молоков.
Где расположен ледовый лагерь челюскинцев, толком никто не знал, найти его по радиосигналу не удалось. Ляпидевский обнаружил лагерь 5 марта лишь с 29-го раза. Он сумел сесть на льдину, и доставил на Большую Землю двоих детей и 10 женщин. Это был единственный рейс, когда один самолёт вывез столько людей: АНТ-4 получил повреждение, больше в спасательной операции не участвовал, и основная нагрузка ложилась на Р-5.
Месяц к челюскинцам никто не летал, и лишь 7 апреля к ним вылетели Каманин и Молоков. Лететь наугад, пробивая сплошную облачность, имея из средств навигации только компас, изрядно вравший в тех широтах, и приблизительный штурманский расчёт, который не мог учесть силу и направление ветра в конкретной точке, было дерзостью, граничившей с безрассудством. Штурман Николай Шелыганов определил направление и примерно рассчитал скорость, но сам не полетел: это место в кабине и дополнительный расход топлива.
Самолёты в лагере ждали каждый день, и каждый день строили новую полосу длиной 600 и шириной 100 метров, потому что ту, что сделали вчера, к утру заметало так, что не найдёшь, а чаще льдины просто ломало. В качестве главного ориентира разводили костёр. Каманин и Молоков сели благополучно, в заднюю кабину усаживали 2-3 человека. На второй день, чтобы взять больше людей, приспособили ящики из-под парашютов, которые укутывали брезентом, человека одевали во всё, что было, засовывали в ящик в лежачем положении, и два ящика подвешивали под крыльями. Страшно представить, что чувствовал человек, летящий в закрытом ящике: а вдруг он оторвётся, а вдруг грохнут о полосу при посадке…Эти ящики под крыльями увеличивали воздушное сопротивление самолёта, до крайности затрудняли взлёт, посадку и управление на маршруте. Однажды Каманин поставил рекорд: за день он сделал три рейса, вывезя 15 человек, а всего за 9 рейсов он доставил 34 человека – почти треть челюскинцев. Молоков за те же 9 рейсов вывез на 5 человек больше. Вся операция заняла неделю.
Герой Советского Союза
17 апреля 1934-го все советские газеты опубликовали вышедший накануне Указ об установлении высшей в Стране Советов степени отличия – звания Героя Советского Союза. 20 апреля это звание присвоили лётчикам Анатолию Ляпидевскому, Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову, Николаю Каманину, Маврикию Слепнёву, Михаилу Водопьянову и Ивану Доронину. Молокову, старшему в этой когорте, было 39, младшему, Каманину, по паспорту – 26, а по правде – 25 лет.
На банкете, устроенном в честь челюскинцев и их спасителей в Георгиевском зале Кремля, Каманин сидел рядом со Сталиным. Провозглашая очередной тост, Сталин сказал: «Посмотрите на Каманина! Он такой молодой, что даже городового не видел», что, конечно же, было метафорой: когда городовые пропали, Коле было уже 8 лет, и городовые его, сорванца, не раз гоняли.
Академия им. Жуковского
Каманина перевели в Москву, зачислили в Академию им. Жуковского, в 1937-м вместе с Водопьяновым, Ляпидеввским и Молоковым избрали в Верховный Совет, дали 5-комнатную квартиру в знаменитом Доме на набережной. Жена приехала в Москву уже с двумя детьми: в июле 1934-го у Каманиных родился сын Лев. Каманин настоял, чтобы Мария поступила на факультет иностранных языков. Обучаясь в академии, Каманин серьёзно занялся английским языком, и писал жене письма только по-английски. В 1938-м, окончив академию с отличием, Каманин получил под команду 19-ю бригаду лёгких бомбардировщиков в Харьковском гарнизоне. В бригаде один полк был оснащён бипланами P-Z – глубоко модифицированными Р-5, другой имел на вооружении довольно новые скоростные бомбардировщики СБ конструкции Туполева. В самом конце Зимней войны бригаду перевели на фронт, и хотя отличиться не довелось, Каманину присвоили полковника. Семья всё это время находилась в столице.
Ташкент
В конце 1940-го Каманина перевели в Среднеазиатский военный округ на должность замкомандующего ВВС, и семья переехала вслед за ним в Ташкент. В августе 1941-го он участвовал в совместной с англичанами операции «Согласие» в Иране. За время войны через Иран в СССР из США поступила четверть всех ленд-лизовских грузов.
Первая генеральская звезда
Летом 1942-го Каманину приказали быстро сформировать и подготовить к боевым действиям штурмовую авиадивизию. 16 октября 1942-го 292-я ШАД, в составе которой было 120 «летающих танков» ИЛ-2, прибыла на Калининский фронт в район Андрианополя. В феврале 1943-го Каманина поставили на 8-й смешанный авиакорпус, в марте он получил на погоны первую генеральскую звезду. В новой должности Каманин совершенствовал тактику применения штурмовиков. Командирам такого уровня не рекомендовали самим летать, но Каманин умудрился совершить 21 боевой вылет – даже для рядового штурмовика это много, ведь если командир самолёта сумел живым вернуться из 30-ти боевых вылетов, ему давали Героя. Если бы Каманин гнался за наградами, он мог ещё девять раз слетать, и получил бы вторую Звезду.
Сын
В 1943-м Аркадий приехал с матерью на фронт, и остался в корпусе отца, в тайне от него стал летать на У-2, а потом, когда отец принял у него экзамены, летал в эскадрилье связи. Отец 9 лет назад стал самым молодым Героем, а сын – самым молодым пилотом Второй Мировой.
В июле 1943-го 5-й ШАК под командованием Каманина воевал на Курской дуге, полки корпуса совершили порядка 3 тыс. вылетов, а потом начались бои за Украину. Во время Корсунь-Шевченковской операции корпус действовал в тяжёлых погодных условиях на пределе дальности ИЛ-2. На Параде Победы в сводном полку 2-го Украинского фронта старшина Каманин и генерал-лейтенант Каманин шли вместе.
После войны Каманин работал в Управлении гражданской авиации, окончил Академию Генштаба, командовал ВВС ТуркВО. В 1947-м от менингита умер Аркадий, учившийся в Академии им. Жуковского. Для Николая и Марии это стало страшным ударом.
Космос
В начале 60-х Каманину поручили сформировать специальный отряд военных лётчиков для подготовки и обучения их к полёту в космос. Никто не знал, как поведёт себя организм в условиях огромных перегрузок и невесомости, никаких методик не было, и всё делали ощупью, на глазок, каждую минуту рискуя потерять человека. В 52 года Каманину пришлось осваивать новую для всех область деятельности. Он первым в мире создавал учебные программы, разрабатывал специальные тренажёры, придумывал методики. Он всё время находился рядом с будущими покорителями космоса, наметил очерёдность их полётов. Каманин добился полёта Валентины Терешковой. При нём осуществилась стыковка двух кораблей, стыковка и групповой полёт трёх космонавтов, экспедиция на долговременную орбитальную станцию, при нём Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос. Гибель 26 марта 1968-го Юрия Гагарина стала для Каманина трагедией всей жизни.
В 1972 году Каманин вышел в отставку. Он прожил ещё 10 лет, проводя время с внуками, за игрой в шахматы и написанием 12-ти книг, вышедших при жизни. В конце прошлого – начале нынешнего века были изданы дневники Николая Каманина, которые он вёл всю жизнь.
11 марта 1983 года Николай Каманин умер. Ему было 73 года.
автор: Николай Кузнецов