Обучать офицеров, которые были старше, юнцу не нюхавшему пороха, было сложно… После очередной стычки Колдунов предложил двум особо ретивым фронтовикам выйти против него…
Ключи от неба
Этот лётчик вошёл в десятку лучших советских асов Великой Отечественной войны, удостоился двух Золотых Звезд Героя. После войны Александр Иванович Колдунов возглавил всю службу ПВО СССР, стал Главным маршалом авиации.
Детство
Александр появился на свет 20 сентября 1923 года на Смоленщине в деревне Мощиново. Ему было 8 лет, когда семья перебралась в Подмосковье. В начале 30-х в стране начался бурный рост авиации, был выдвинут лозунг «Комсомолец – на самолёт!», а в городах парашютных вышек было больше, чем пожарных каланчей. Любовь к авиации не обошла и ребятню: мальчишки и девчонки, которым прыгать и летать было ещё рановато, пошли в авиамодельные кружки. Саша с удовольствием мастерил самолёты, а когда ему исполнилось 15, пришёл записываться в Реутовский аэроклуб ОСОАВИАХИМа. Зная, что принимают в аэроклубы только с 17 лет, Саша исправил год рождения, приписав себе два года. Люди в аэроклубе были опытные, обман заметили, но юноша им понравился, его приняли, а спустя два года, с разницей в неделю он получил аттестат зрелости и документ об окончании аэроклуба. Саша пришёл в военкомат проситься в лётную школу, но там обман раскрылся. Саша поступил на завод учеником токаря, и написал письмо наркому обороны маршалу Семёну Тимошенко. Колдунова вызвали в военкомат и сказали, что по личному распоряжению наркома в порядке исключения его допустили к экзаменам в лётную школу. Зимой 1941-го Колдунов поехал Крым и поступил в Качинскую школу – одну из старейших в России. В это же время в Каче учился приёмный сын маршала Климента Ворошилова Тимур Фрунзе.
Семён Константинович Тимошенко
Инструктор
Через четыре месяца началась война, и Колдунов сразу стал проситься на фронт, но ему сказали, что нужно сначала научиться летать. Лишь в марте 1943-го после окончания авиашколы ему присвоили звание сержанта и направили в запасной авиаполк в Саратов, где молодых лётчиков дообучали и распределяли по лётным частям. Колдунов думал, что чем лучше он себя покажет, тем быстрее начнёт воевать, но грубо просчитался: он так понравился командиру полка, что его оставили инструктором в этом полку.
В мае 1943-го для переобучения на новом самолёте Як-7б, разработанном в КБ Александра Яковлева, прибыли пилоты 866-го истребительного авиаполка, который отличился в Сталинградской битве. Обучать офицеров, которые были старше, юнцу с сержантскими погонами, не нюхавшему пороха, было сложно: они его всерьёз не воспринимали, постоянно смеялись и подначивали. После очередной стычки Колдунов предложил двум особо ретивым фронтовикам выйти против него в учебном воздушном бою, и обоих победил. Но он понял, что снова дал маху, что фронта ему не видать, собрал нехитрые пожитки, и пробрался в транспортный ПС-84 – точную копию американского Douglas DC-3, отвозившего лётчиков на фронт. Те, кто ещё пару месяцев назад потешался над инструктором, отрекомендовали его командиру 288-й авиадивизии полковнику Борису Смирнову, получившему Звезду Героя ещё на Халхин-Голе, с самой лучшей стороны. Смирнов пошёл на должностное преступление, зачислил Колдунова в 866-й ИАП, и вскоре присвоил ему первое офицерское звание – младший лейтенант.
Герой Советского Союза Смирнов Борис Александрович
Курская битва
Воевать Колдунов начал в мае 1943-го на единственном в полку уже устаревшем ЯК-1. В ходе Курской битвы в районе переправ через Северский Донец уже в третьем своём боевом вылете Колдунов сбил вражеский пикировщик Junkers Ju. 87 Stuka, который за обтекатели неубирающихся шасси прозвали «лаптёжником».
Взлетающий «Юнкерс» Ju-87
В другой раз истребители прикрытия аэродрома пропустил двух прятавшихся в облаках Messerschmitt Bf 109G. Немцы с ходу открыли огонь по взлетавшему ЯКу Колдунова, первой же очередью подожгли двигатель и ранили лётчика. Он сумел заглушить двигатель и спланировал на поле рядом с аэродромом. Бронеспинка не спасла: ранение поясницы давало о себе знать до конца жизни. Подобных случаев, когда вражеские истребители прорывались через воздушное прикрытие аэродромов 866 ИАП, и атаковали самолёты на взлёте и посадке, в тот момент, когда они из-за малой высоты не могут маневрировать, а ведомый не может прикрыть, было несколько, и на втором году войны это выглядит довольно странно.
Командир звена
В августе 1943-го Колдунов был уже командиром звена. Как-то шестёрка ЯКов под его командой прикрывала войска, наступавшие по правому берегу Днепра. Когда в небе появились «лаптёжники», в сопровождении «мессеров», Колдунов сбил один истребитель, а потом поджог «Юнкерс». В это время два «мессера» зажали его ведомого. Одного Колдунов сбил, а второй ушёл. Шестёрка Колдунова сбила несколько вражеских бомбардировщиков, разбила их строй, вынудила сбросить бомбы, не долетая до передовой, и уйти восвояси.
Осенью 1943-го повторилась неприятная история с прикрытием аэродрома. Ведомый совершил вынужденную посадку, едва перелетев линию фронта, и Колдунов возвращался один. Он уже выпустил шасси, когда его из облаков атаковал одиночный «мессер». На стороне немца были внезапность, преимущество в скорости и огневой мощи. Колдунов вовремя заметил врага, сумел неожиданно для врага перевернуть машину шасси вверх, и чуть ли не последними патронами сбил немца.
FW-190A
В апреле 1944-го две пары ЯКов под командой Колдунова сопровождала Ли-2, летевшие, чтобы сбросить груз конно-механизированной группе генерал-лейтенанта Иссы Плиева, которая вела бои в глубоком тылу врага. На подходе к линии фронта появились 12 истребителей Focke-Wulf Fw.190. Чтобы связать всех немцев боем, и не позволить им атаковать тихоходные транспортники, наши лётчики короткими очередями держали их на приличном расстоянии. Немцы, на рожон не лезли, экономя топливо и патроны. Колдунов по рации вызвал подкрепление, но его ещё поди, дождись… Когда ЯКи почти израсходовали боезапас, один «фокер» сумел прорваться вплотную к ПС-84, и тогда он подставил свою машину под огонь вражеского истребителя. Немец дал залп из всех четырёх 20 мм пушек MG. 151/20, ЯК получил несколько пробоин от снарядов, но не загорелся, и Колдунов «на честном слове и на одном крыле» сбил два Fw.190, а ещё три сбили его товарищи.
Одним из самых молодых комэсков
К маю 1944-го 20-летний капитан Колдунов сбил уже 15 самолётов врага и стал одним из самых молодых комэсков 17-й воздушной армии. Командование представило его к званию Героя, Указ о награждении вышел в августе того же года.
Американцы атаковали советскую колонну
7 ноября 1944-го 27 тяжёлых двухмоторных американских истребителей P-38 Lightning американских атаковали советскую колонну, идущую к югославскому городу Ниш. Произошло это либо по ошибке, либо в ответ на огонь с земли – дружественный огонь на войне случается довольно часто. Дело в том, что фюзеляж Р-38 состоял из двух параллельных балок, и снизу его могли принять за немецкий самолёт разведчик Focke-Wulf 189, который в Красной Армии за двухбалочный фюзеляж прозвали «рамой». Другое дело, что «рамы» такими большими группами не летали, но в суматохе об этом вряд ли подумали. Американцы успели убить больше десяти советских солдат и одного генерала, и стали разворачиваться для повторного захода. Чтобы избежать ещё большей трагедии с далеко идущими политическими последствиями, командир 866 ИАП подполковник Степан Кузин, уже зная, что огонь ведут союзники, поднял в небо эскадрилью капитана Колдунова, приказав огонь открывать лишь в случае крайней необходимости. Но разбираться в воздухе было некогда, и наши лётчики сбили 5 Р-38, американцы – два наших Як-9, один сбили зенитчики, непонятно зачем открывшие огонь – ведь они могли зацепить и наши самолёты. Колдунов, смертельно рискуя быть сбитым, прорвался к ведущему Р-38, и бой прекратился. Незадолго до смерти Колдунов рассказал приехавшему к нему журналисту, что показал американцу рукопожатие, мол, мы свои, потом постучал по лбу – ты не прав, а потом сложил руки на груди – хочешь жить, улетай.
P-38 Lightning
Операции на юге Восточной Европы
Люфтваффе были изрядно потрёпаны в боях, остро не хватало топлива и боеприпасов, многие экипажи перебросили на Запад, чтобы прикрывать от массированных налётов союзной авиации территорию Германии, но на Восточном фронте всё ещё было достаточно много самолётов врага. В конце 1944-го 2-й и 3-й Украинские фронты начали операции на юге Восточной Европы. Болгарию и Румынию вывести из войны удалось почти бескровно, а в Венгрии Ференц Салаши, сменивший по требованию фюрера Милоша Хорти, сопротивлялся до последнего. На других фронтах в то время было затишье, и Гитлер собрал на этом участке фронта много остававшихся боеспособных войск. В декабре РККА полностью окружила Будапешт, но гитлеровцы и салашисты дрались отчаянно, надеясь отстоять город. Немецкие и венгерские лётчики с воздуха защищали группировку, сосредоточенную в городе. Для борьбы с вражеской авиацией командующий 17-й воздушной армией генерал-лейтенант Владимир Судец приказал создать спецгруппу из шести асов 866-го ИАП, и назначил её командиром Колдунова. За три месяца над Будапештом и его пригородами лётчики сбили 35 вражеских самолётов, 15 из которых – лично Колдунов, а сама группа, благодаря грамотному командованию Колдунова, потерь не имела.
Герой Советского Союза Судец Владимир Александрович
11 апреля 1945-го в Австрии Колдунов сбил два самолёта в одной атаке. Восьмёрка ЯК-3 под командой Колдунова на высоте примерно 2 км патрулировала небо, обеспечивая наступление 3-го Украинского фронта. Немцы научились подходить к цели на сверхмалых высотах – так обнаружить их было очень сложно, а при атаке на них с большой высоты трудно вывести машину из пике, и она может врезаться в землю. Кто-то заметил группу из 12-ти «мессеров», буквально крадущихся вплотную к земле. Колдунов с большим снижением сбил один самолёт, начал набирать высоту, но его ведомый не рискнул повторить манёвр командира, чтобы прикрыть его, и прямо над Яком Колдунова появился другой «мессер». Колдунов тут же расстрелял его снизу в брюхо.
Каждый второй бой был результативным
К моменту окончания войны Колдунов больше 400 раз летал на боевые задания, в 96 воздушных боях лично сбил 46 вражеских самолётов, и один – в группе, то есть, каждый второй его бой был результативным. Колдунов стал 6-м асом Великой Отечественной по числу сбитых самолётов, хотя воевать начал только летом 1943-го. Однако до конца войны вторую Золотую Звезду Колдунову не дали – её он получил только в 1948-м.
Александр Иванович Колдунов
ПВО страны
Сразу после войны майор Колдунов женился, и прожил с Ниной Ивановной 47 лет, до самой смерти. У них родился сын, названный в честь отца Александром, и дочь Татьяна. Колдунов некоторое время оставался в Болгарии, с ЯКами не расстался: освоил первый советский реактивный истребитель ЯК-15, потом пересел на МИГ-15. В 1952-м Колдунов окончил Военно-воздушную академию, получил подполковника, и возглавил полк в самом молодом виде войск – ПВО. Ракет в те времена на вооружении ещё не было, и именно на авиацию ПВО возлагалась вся ответственность за безопасность столицы и крупных городов страны. В 1960-м, уже будучи генерал-майором, Колдунов окончил Академию Генштаба, командовал частями ПВО в нескольких военных округах страны, в 1965-м стал генерал-лейтенантом, через шесть лет – генерал-полковником авиации. В 1977-м Колдунову присвоили звание Маршала авиации, а 4 июля 1978 года назначили главнокомандующим ПВО всей страны.
Александр Иванович Колдунов
Реформа ПВО
В 1976-м, ещё до назначения Колдунова, началась реформа ПВО. Высшее руководство страны считало, что угроза нападения исходит уже не от авиации, и вместо неё стало разворачивать ракетно-космические системы, а борьбу с самолётами-разведчиками и случайно залетевшими нарушителями возложили на командующих общевойсковыми округами. В результате весьма эффективная ПВО лишилась многих лучших частей, которые оказались под началом людей, не знавших всей специфики защиты неба. Колдунов, выступая против разрушения жёсткой централизации вверенных ему войск, врагов себе нажил изрядно, и лишь в 1982 году ЦК создал комиссию, которая через два года признала предыдущее решение ошибочным. Восстанавливать порядок поручили всё тому же Колдунову, но до этого случилась катастрофа: 1 сентября 1983 года над Сахалином был сбит пассажирский Boeing 747 бортовой № HL7442 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines. Решение сбить гражданский лайнер приняли командующий ПВО Дальневосточного военного округа генерал Валерий Каменский, командующий войсками ДВО генерал армии Иван Третьяк, и первый замначальника Генштаба генерал армии Валентин Вареников. Главнокомандующего ПВО в известность поставить не удосужились.
Александр Иванович Колдунов
Колдунов много сделал для развития и оснащения войск ПВО современной техникой, приведения их структуры в порядок, диктуемый временем. Именно он был инициатором и, по сути, заказчиком проектирования и принятия на вооружение сверхзвукового двухместного всепогодного перехватчика четвёртого поколения МИГ-31, за что в 1984 году получил Ленинскую премию и звание Главного маршала авиации.
Американские высотные стратегические разведчики в Японии
В середине 80-х большие проблемы советской ПВО на Дальнем Востоке создавали американские высотные стратегические разведчики Lockheed SR-71, которые базировались в Японии и частенько залетали в советское воздушное пространство. По приказу Колдунова ночью в режиме полного радиомолчания на Сахалин перелетела четвёрка МИГ-31, которые с острова и обратно несколько раз слетали как на предельно малых, так и на максимальных – свыше 20 км – высотах со скоростью 2 500 км/час. Лётчики продемонстрировали возможность перехватов целей вдоль берегов Японии, причём, по приказу Колдунова, переговоры велись открытым текстом. После этой демонстрации американцы долгое время вели себя очень аккуратно.
Александр Иванович Колдунов
Матиас Руст
28 мая 1987 года на Большом Москворецком мосту рядом с Кремлём совершил посадку лёгкий самолёт Cessna 172 Skyhawk, которым управлял гражданин ФРГ Матиас Руст. Средства наблюдения ПВО вели самолёт от самой границы, докладывали об этом в Москву, самолёты сопровождали его на большей части маршрута, хотя при очень маленькой скорости и низкой высоте, на которой летел Руст, реактивным истребителям делать это было очень сложно. Приказа на сбитие или принудительную посадку не было: с 1983 года многое изменилось. Колдунову доложили об инциденте уже после того, как Руста, раздававшего автографы направо и налево обалдевшим москвичам на Красной площади, задержала милиция. Как человек, для которого офицерская честь была не пустым звуком, понимая, что, даже несмотря на то, что он ничего не знал, всё равно вся ответственность лежит на нём, и рассчитывая спасти от расправы коллег, уже на следующий день Колдунов подал рапорт об отставке. Однако до того, как назначенная ЦК для расследования инцидента специальная комиссия огласит свои выводы, отставку Колдунова не приняли. Расследование провели дней за 10, и уже 11 июня министр обороны СССР маршал Сергей Соколов, Колдунов и ещё десятки генералов и адмиралов своих должностей лишились, а в прессе началась компания по шельмованию военных. От Колдунова отвернулось большинство его друзей и соратников. При этом из ЦК КПСС, членом которого он был с 1981 года, его вывели только в 1990-м, за год до развала СССР и роспуска КПСС. Всё это стало причиной резкого ухудшения здоровья: крепкий мужчина начал сдавать, обострились боли в пояснице. 7 июня 1992 года Александр Колдунов умер в Москве на 69 году жизни.
автор: Николай Кузнецов