Лучше неба, может быть только небо

Валерий Павлович Чкалов. Легендарного советского летчика и сейчас хорошо помнят. Читают о нем книги. Смотрят о нем фильмы. Восторгаются им. Он был потрясающе талантливым летчиком. Если смотреть правде в глаза – характер был у него не медовый. Дело свое летное любил совершенно искренне и не представлял свою жизнь без неба.

Лучше неба, может быть только небо

Родилась будущая легенда советской авиации 20.01.1904 г. в с. Василево Нижегородской губернии. Окончил сельскую школу. По характеру – тихий, спокойный, но рисковый. Как и все мальчишки хорошо плавал, мог переплыть Волгу, как и все – нырял под плоты и пароходы.

Отец работал котельщиком Василевских казенных мастерских, туда и пристроил сына помощником молотобойца. Потом Валерий кочегарил на землечерпалках. Матери Валерий почти не помнил – она рано ушла из жизни.

Лучше неба, может быть только небо

В 1919 г. Валерий первый раз увидел самолет в небе. В сердце защемило. Понял – станет обязательно летчиком. Парень бросает все свои дела и уезжает в Н.Новгород. Ему-15 лет. Чтобы быть ближе к авиации добровольно записывается в ряды РККА. Проходит обучение в Егорьевской военно-теоретической школе ВВС, затем пополняет знания в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков. Там впервые садится за штурвал боевой машины. Далее – учеба в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа. Потом учится в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Вот такой вот основательной была в то время в Союзе 4-х звенная подготовка военных летчиков.

Летом 1924 г., после нескольких лет учебы, В.Чкалова направляют в истребительную эскадрилью им.Нестерова базирующую в Ленинграде. С одной стороны, он показывает себя хорошим пилотом, с другой – совершал довольно опасные полеты, нарушал порядок и дисциплину. За это получал взыскания, выговоры, отстранялся от полетов. Однажды он умудрился пролететь через пролет Троицкого моста в городе. Был случай – затеял в нетрезвом состоянии драку. Терпение у начальства лопнуло.15 ноября 1925 г. осужден Военным трибуналом на 1 год лишения свободы.

С весны 1928 г. В.Чкалов служит в 15-ой Брянской авиационной эскадрилье. Молодая кровь бурлит, тем более весна. Летчик опять куролесит. Снова Военный трибунал осуждает Чкалова на один год и увольняет из армии. За Чкалова молвят словечко большие и уважаемые люди – Я.Алкснис и К.Ворошилов. Срок Чкалову заменен на условный и он освобожден из Брянской темницы.

Лучше неба, может быть только небо

Чкалов – в запасе. По ноябрь 1930 г. работает летчиком-инструктором в Осоавиахиме Ленинграда. Затем Чкалова восстанавливают в рядах ВВС РККА и направляют в Научно-исследовательский институт Военно-Воздушных сил. Он много работает. За 2 года совершил восемьсот испытательных полетов, научился пилотировать тридцать различных видов самолетов.

В начале 1933 г. Валерий снова в запасе. Принят на работу на Московский авиазавод №39. Вместе с коллегами испытывает новейшие в то время самолеты известного советского авиаконструктора Н.Поликарпова. К работе, как всегда, Чкалов относится творчески, работает, что называется «с огоньком»: вводит в летную практику 2 фигуры высшего пилотажа – восходящий штопор и замедленную бочку. Государство, высоко оценивая достижения конструктора Н. Поликарпова и пилота В.Чкалова, награждает их высокой наградой – орденом Ленина. В 1935 г. В. Чкалову было предложено совершить протяженный перелет по маршруту Советский Союз – Соединенные штаты через Северный полюс и стать во главе экипажа. Обо всем этом было доложено И.Сталину. Но глава государства настоял на другом маршруте – Москва-Петропавловск-Камчатский. Иосиф Виссарионович помнил неудачный полет известного советского летчика С.Леваневского по предложенному маршруту и не хотел повторения неудачи. Итак, дружный коллектив В.Чкалова вылетает на Дальний Восток (ДВ) 20.07.36 г. Полет продолжался пятьдесят шесть часов (!!!). Сел на один из островов Охотского моря. Это было что-то невероятное в то время. Все летчики были представлены к званию Героев Советского Союза. В.Чкалову подарили личный самолет У-2. Этот перелет считался важным элементом достижений социализма. Об этом говорит и тот факт, что 10.08.36 г.  героический экипаж встречал товарищ Сталин. А Чкалова полюбила вся страна и его имя было всегда на слуху.

Лучше неба, может быть только небо

Советские летчики по – прежнему мечтали совершить беспосадочный полет в США. И В. Чкалов делал все возможное, чтобы добиться этого. В мае 1937 г. добро на перелет было получено. 18 июня АНТ-25 взмыл в небо. Условия полеты были очень сложные – плохая видимость, сильный мороз покрывал льдом системы управления и т.д. Но все закончилось благополучно. 20 июня советский самолет приземлился в Америке – г.Ванкувер, штат Вашингтон. За спиной осталось 8504 км. Это была Победа. Вся Америка приветствовала героев. Их встречали посол Советского Союза в Соединенных штатах А.Трояновский, известный политик Д.Маршалл, который потом пригласил советских пилотов к себе домой.

Страна наградила своих героев орденами Красного Знамени. Поселок Василево переименовали в г.Чкаловск.

Вроде бы все хорошо складывалось в жизни Валерия Чкалова – любимая работа, теплое отношение коллег, любовь народа, семья, дети. Но жестокая судьба распорядилась по-своему.

В начале декабря 1938 г. В.Чкалов приступил к испытаниям нового истребителя И-180. В самолете было обнаружено 190 (!!!) неисправностей. Авиаконструктор самолета Н.Поликарпов выступал против начала испытательных полетов этого образца. Он прекрасно понимал, что машина абсолютно не готова даже к первому полету. Но его никто не хотел слушать. Вышестоящее начальство дало указание, несмотря ни на что, приступить к испытательным полетам. Н.Поликарпова же отстранили от работы. 10 декабря В.Чкалов испытал самолет в движении на аэродроме. При этом двигатель самолета постоянно глох. 12 декабря также при испытании на земле вышла из строя тяга управления газом двигателя.

13 декабря планировалось следующее – экспериментальный полет по кругу (10-15 мин.) без шасси, ознакомительный полет, пара полетов по 30-68 мин., потом полет без шасси на высоту до 7 км. В.Чкалов по плану должен был совершить только первый полет, затем машина передавалась другому пилоту. В тот день погода была не очень – минус 25. Говорят, что Чкалова отговаривали от полета, но он не дал согласия.

Лучше неба, может быть только небо

В целом полет проходил неплохо. Пройден 1-ый круг на высоте 100-120 м. над аэродромом. Самолет поднимается выше – высота 500-600 м. Круг полета расширяется и далее самолет идет на посадку. До аэродрома 1,5-2 км. На стометровой высоте машина делает левый вираж и уходит за постройки. Мотор неожиданно глохнет. В протоколе Комиссии по расследованию причин аварии тогда было отмечено, что пилот до конца управлял самолетом, и сделал все возможное, чтобы совершить посадку вне жилых домов. В момент приземления машина цепляется за линию ЛЭ, разворачивается и врезается в дровяной склад. Летчика резко выбросило из кабины вперед на расстояние до 15 м. Упав на землю он сильно ударился головой об складированную железную арматуру. Травмы оказались не совместимыми с жизнью. Через 2 часа он умер в больнице.

После того, как погиб В.Чкалов было проведено тщательное расследование, были арестованы ответственные авиазавода за этот испытательный полет, они получили большие тюремные сроки.

Наркомат обороны СССР в своем приказе отмечал, что только за конец 1938 и в начальный период 1939 гг. погибло пять известных советских асов — Героев Советского Союза, — Бряндинский, Чкалов, Губенко, Серов и П. Осипенко. Также в приказе отмечалось, что причиной этого является грубое нарушение приказов, положений, летных инструкций и низкий уровень воинской дисциплины даже среди Героев Советского Союза. Комбриг В.Чкалов прекрасно знал, что у самолета масса недостатков и их нужно было устранять на земле. Но этого не было сделано. Главе государства И.Сталину доложили о том, что Чкалов приступил к испытаниям самолета с большими и опасными для жизни недостатками, и дал указание не допускать его к полетам, пока не будут устранены все неисправности. Но Чкалов игнорировал все предупреждения…

 

Герой Советского Союза, комбриг Валерий Чкалов похоронен в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

На месте гибели прославленного советского летчика Валерия Чкалова под Москвой установлен памятный обелиск.

автор: Борис Ляшко

AesliB