Легендарного летчика, Ивана Кожедуба не сбивали в войну. Такая вот «пруха». Оказавшись на фронте в 43 тяжелом году, до окончания боевых действий, совершил более трехсот шестидесяти вылетов, провел сто двадцать боев, уничтожив шестьдесят четыре самолета врага. Но побед больше. Дурацкий принцип коллективизма…
И он щедро отдавал менее удачливым пилотам свои трофеи. На кабине любимой «Лавочки» под №27 значительно меньше звезд, чем сбитых самолетов. Сегодня легендарный самолет стоит в подмосковном музее, в Монино, а свидетели его боевых успехов настаивают, что он уничтожил сто два самолета врага, и пять «американцев».
Америка в 1944 году начинала искать повод ввязаться в драку с русскими. Для начала они стали считать зоной своего влияния всю Европу. На одном из совещаний, в присутствии Жукова, Карл Спаатс небрежно сообщил, что американские самолеты будут летать там, куда им захочется и куда направит командование.
Эйзенхауэр одернул его. Но отработку методов тотального воздушного террора американское командование уже начинало. Все последующие годы метод был визитной карточкой Америки. А бессмысленная бомбардировка городов Европы и Японии сегодня ужасает историков.
16 апреля 44 года был праздник Пасхи. Этот день называют «кровавой пасхой». Американцы разбомбили Югославию, уже занятую войсками Советской армии. В столице страны погибли почти полторы тысячи человек. Они повторили военный опыт спустя 45 лет, сбросив на мирный город бомбы с надписью «Счастливой Пасхи».
Город Ниш
Первая атака на армию СССР случилась в очень символичный день – 7 ноября 44 года. Город Ниш. Там погиб Герой Советского Союза генерал-лейтенант Григорий Котов. С ним вместе погибли еще до тридцати человек военных. Разбито двадцать машин с продовольствием и имуществом.
Появившимся союзническим самолетам колонна, двигающаяся к Дунаю, приветливо взмахнула пилотками и фуражками. Но союзники вдруг начали атаку по колонне. Много военнослужащих погибло, многие оказались ранеными. Маневрируя, самолеты опять выходили на атаку.
В воздух взлетели истребители. В смертельной и бессмысленной схватке погибли три «американца» и три русских машины. На карте упавшего «американца» обнаружена цель – город Ниш. Потеря курса более не принималась к объяснению. Представители американских оккупационных властей знали, что Югославия занята советскими войсками.
Кожедуб и Америка
Иван Кожедуб, которому на окончание войны было только 25 лет, успел столкнуться с союзниками два раза. В конце апреля в победном 45 году он попал под атаку двух американских истребителя. Они быстро пожалели об этом. Через две минуты один самолет взорвался, а летчик другого самолета прыгнул с парашютом.
В конце войны наши самолеты уже были оборудованы видеосъемкой. На ней видно главный момент боя. Кожедубу сказали – это в счет будущей войны. Второй победный бой с американцами Кожедуб провел 7 мая 1945 года.
Эскадрилья бомбовозов нагло шла в советской оккупационной зоне. Кожедуб буквально вогнал в землю несколько гигантов с бомбами. Остальные спасались бегством. Он был удачливым летчиком. Смелость города берет, частенько произносил уже после войны.
Третья и последняя встреча с американскими летчиками произошла уже в Корее, где он командовал полком под фамилией Крылов. Стратегический объект (мост), находящийся под охраной Кожедуба, шли сорок бомбовозов. Их сопровождали сотня истребителей.
План американцев был серьезным. Командир поднял в воздух пятьдесят истребителей «Миг-15». Не отдавать же без боя мост. Двенадцать бомбовозов и пять истребителей свалились в пике, уже не выйдя оттуда. Сто двадцать американцев взяты в плен. Сам Кожедуб в бой не вступал. Но однажды командир авиаполка совершил личный вылет.
Достал, что называется американец, каждую ночь круживший над аэродромом. Кожедуб решил наказать его за наглость. Подняв в воздух «Миг-15», вылетел на перехват. Маневр не удался. Его засекли РТС противника. Но нахал более не прилетал к аэродрому. Чтобы не утратить навыки пилотирования, Кожедуб регулярно летал на вверенных ему самолетах.
Ушел их жизни легендарный летчик, трижды Герой Советского Союза, кавалер почти всех орденов страны и многих иностранных наград, Маршал авиации, в своем доме, 8 августа 1991 года. В этом же году не стало его Родины, которой он был верен до последнего вздоха.