Анатолий Лебедь: история настоящего русского «Рэмбо»

Человек удивительной судьбы и выдающейся силы духа даже по меркам спецназа ВДВ, где он служил последние 13 лет… Жизненный и боевой путь Анатолия Лебедя известен лишь в общих...

Человек удивительной судьбы и выдающейся силы духа даже по меркам спецназа ВДВ, где он служил последние 13 лет…

Жизненный и боевой путь Анатолия Лебедя известен лишь в общих чертах, что для спецназовца неудивительно. Подавляющее число боевых операций с его участием, вероятно, так и останется в тени, особенно с учетом того, что в некоторых войнах он принимал участие в качестве не военнослужащего, а добровольца, руководствуясь личными убеждениями.

Все журналисты, которым приходилось общаться с Лебедем, отмечают его крайнюю немногословность, хотя рассказов хватило бы не на одну книгу… Лебедь был человеком действия. Его жизненной стихией была война, которую он предпочитал называть просто «работой» или «делом». Есть несколько интервью и публикаций, проливающих  свет на эту «работу». Сведения, содержащиеся в них, отрывочны, однако, их хватит для того, чтобы составить представление о личности Анатолия Лебедя. Весьма незаурядной личности…

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

В школьные годы Анатолий увлекался парашютным спортом Анатолий Вячеславович Лебедь родился 10 мая 1963 года в г. Валге Эстонской СССР. Его отец – фронтовик, морской пехотинец с солидным боевым опытом, участник Сталинградской битвы. После увольнения в запас был направлен «поднимать целину» в Казахстан, а затем, уже по своей воле, перебрался в Эстонию.

В школьные годы Анатолий увлекался парашютным спортом

Анатолий – младший сын в семье – с юных лет мечтал о небе. Поэтому одновременно с обучением в профессионально-техническом строительном училище в г. Кохтла-Ярве (Эстония), начал активно заниматься парашютным спортом. К моменту ухода на срочную службу в 1981 году на счету Анатолия было 300 прыжков. Он хотел стать военным летчиком, и даже подал документы в Борисоглебское летное училище, но не сложилось – не смог сдать математику. Пришлось идти в армию. Парня с солидным парашютным опытом направили служить в воздушно-десантные войска.

Обучение Анатолий Лебедь проходил в 44-й учебной дивизии ВДВ (пос. Гайжунай, Литовская ССР), затем служил в 57-й отдельной десантно-штурмовой бригаде в пос. Актогай Казахской ССР. Бригада занималась интенсивной боевой подготовкой, и здесь Анатолий прошел серьезную школу, которая очень пригодилась ему в дальнейшем. Несмотря на тяжелые климатические условия, служить Анатолию нравилось. Но все-таки ему очень хотелось летать, и после демобилизации в 1983 году гвардии сержант Анатолий Лебедь поступает в Ломоносовское военное авиационно-техническое училище под Ленинградом.

СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ

Ломоносовское училище было создано специально «под Афганистан». В нем готовили кадры для армейской авиации, то есть вертолетчиков, в которых остро нуждался «ограниченный контингент». Лебедь выбрал специальность борттехника. На первый взгляд, «нестреляющая» специальность, далекая от спецназа. Но на самом деле спецназ и десантники чаще всего работают в тесной связке с армейской авиацией, особенно в локальных войнах на пересеченной местности. Очень часто жизнь десанта зависит от экипажей «вертушек», и наоборот. Результативные противопартизанские действия, как правило, тоже – общая заслуга. Лебедь в Афгане.

Свой выбор Анатолий впоследствии объяснил так: «Я вертолетчиком стал потому, что хотел все эшелоны попробовать. Небо интересно было, полетать». И впоследствии никогда не жалел. Повоевать ему пришлось настоящим образом.

В журнале «Солдат удачи» за апрель 2007 года опубликована статья М. Болтунова «Небо войны, поле войны…», посвященная Анатолию Лебедю. В ней рассказывается, в том числе, и о нюансах профессии борттехника, и об «афганском периоде».

«Это ведь только далекие от вертолета люди считают, что борттехник – некая третьестепенная должность в экипаже. Всем, кому приходилось летать на Ми-8, видели, – клацнет тумблерами борттехник, двигатель наберет обороты, а дальше за работу – командир и «правак». А борттехник вроде как и не у дел, сиди – дремли.

Но все не так, как кажется на первый взгляд, все иначе. Первоклассный борттехник сродни хорошему пианисту – по звуку набирающего обороты двигателя слышит, все ли в норме, или, как говорят в авиации, у вертолета «легкий винт», и на это надо обратить внимание. Ведь у каждой винтокрылой машины собственный характер. И борттехник должен изучить его не хуже, чем характер дорогой жены или родного сына.

В полете – у каждого свои заботы. У борттехника – контроль за работоспособностью систем машины, за расходом топлива, за функционированием насосов.

Все датчики на приборной доске Ми-8 видит своим цепким взглядом опытный борттехник. Не ждет, пока командир спросит: «Что там у нас с двигателем?» Идет на опережение, предупреждает: «Командир, обороты пошли, температура растет». А случается и попросит: «Командир, шаг под мышку». На языке борттехников это значит: «Сбрось немного скорость, уменьши шажок, температура слегка упадет, камера не прогорит, и ласточка подольше летать будет». Ведь любит «бортач» свою машину, как родного дитятю»…

В 1987 году, после окончания училища, лейтенанта Лебедя направили на службу в населенный пункт Магочи в Забайкальском военном округе, которому военные даже посвятили присказку: «Бог создал Сочи, а черт Магочи». Но надолго задержаться здесь молодому лейтенанту не пришлось – впереди его ждал Афганистан. Рядом со своей «вертушкой».

Вот как описал сам Анатолий Лебедь в одном из интервью свое участие в афганской войне:

Рядом со своей «вертушкой».

«В 87-ом попал в Афган. Там пробыл почти два года, ушел за пять дней до официального вывода. Это были лучшие годы службы. Было чем заняться. Уничтожение и выявление караванов мятежников, душманов. Вылетов под семьсот сделал. Подбивали несколько раз. В засаду попадали, борта простреливали, лопасти. В районе Бараков возвращались с задачи, шли на пределе, и на высотке, метров двадцать всего разницы по высоте было, уже ждали – долбанули из гранатомета, потом из КПВТ, в упор, насквозь через борт. Все в дырах, но не упали. Хотя всегда готовы. Боеприпасы под рукой, если упадешь – до утра продержаться. Ночью же никто не подсядет, группа поисковая не найдет, поэтому вода, боеприпасы всегда с собой.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...