Немцы предполагали, что война на просторах СССР будет такой же стремительной, как в Европейских государствах. Да и надеялись не только на численность армии, но и на великолепную технику.
Советский средний танк Т-34, участвовавший в боях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Однако командованию и солдатам пришлось сильно удивиться, когда начались первые столкновения с советскими танками. Боевая машина Т-34 превосходила любой немецкий танк. Самая отличительная черта – маневренность.
Сразу появилось прозвище Т-34 от немецких танкистов – «wunderwaffe». По-русски это звучало: «Чудо-оружие». Историки, серьезно изучающие события Второй Мировой войны, называют Т-34 быстроходным, хорошо вооруженным, маневренным танком.
Тридцатые годы стали важной отправной точкой создания бронемашин для Красной Армии. Делегация СССР закупила два танка у американского конструктора Уолтера Кристи. Конечно, запустить в массовое производство танки невозможно.
Тогда это будет американская модель. Руководство страны считало необходимым создание своего, советского танка. Главное достоинство танка Кристи – колесно-гусеничное движение. Для СССР с ее просторами и буераками, это было то, «что доктор прописал».
Конструктор Михаил Кошкин. Советский средний танк Т-34.
Скоростная, маневренная машина могла передвигаться на колесном и гусеничном ходу. В Испании танк прошел надежную обкатку в боевой обстановке. А дальше уже финский фронт.
Претензии были к американским танкам. Слабая бронезащита, орудие слабенькое… Советские разведчики докладывали о тотальной подготовке Германии к войне. Требовалось быстрое перевооружение.
На Харьковском танковом заводе работал талантливый конструктор – Кошкин Михаил. Он был уже известным и успешным специалистом. Именно ему и поручило Правительство создание новой машины.
Кошкин создал модель танка, получившего принципиально новый двигатель. Лобовая броня была откровенно слабовата. Но экономия…Танк Кошкина тоже передвигался на гусеницах и колесах.
Комитет Обороны принимает решение о модернизации танка. Усилена бронезащита, лобовая броня, установлена 76-мм пушка. Мотор, настолько мощный, что позволял машине прыгать и крутиться на одном месте в бою.
1110 единиц боевого оружия. Именно столько эвакуированный харьковский завод, на Урале, выпустил за войну столь необходимых на фронтах броневых машин.
Оснащение «чудо-машины»
Разделена на несколько отделов внутренность танка. Как-то умещались в очень ограниченном пространстве экипажи из четырех человек.
Пулеметы стали закреплять снаружи. Радист и механик-водитель находились в передней части машины. Передний щиток использовали для приборов наблюдения.
Танки Т-34 готовятся к отправке на фронт.
Командир танка был наводчиком, заряжающим и стрелком. Каждый член экипажа исполнял несколько функций. Мотор располагался по центру, но отделялся от экипажа съемной перегородкой.
Во время войны ее часто снимали. Она становилась помехой в бою.
Гомогенная сталь корпуса с сильным наклоном рикошетили вражеские снаряды. 76-миллиметровая пушка Ф-34, пробивала любую броню немецких танков. Когда появились «Тигры» и «Пантеры», скоростные и маневренные особенности машины стали ее союзниками.
Рабочие сборочного цеха Кировского завода за сборкой танков.
Пулемет ДТ 7,62 мм, удобен во время уличных боев. Двигатель (450 л. с.) был один из самых мощных в мире на начало войны. Неприхотливый танк легко передвигался по русской распутице весной и осенью. Сколько подвигов совершено, благодаря скоростным качествам и маневренности машины.
Советские танки в пригороде Берлина
Экипаж, под руководством Александра Оськина, в 44-ом году уничтожил три «Королевских Тигра». Высокая маневренность выручила экипаж в бою.
Приблизившись на скорости к фашистским танкам, они расстреляли их с бортов, так как лобовая атака не могла иметь место.
Модернизация легенды
Конструкторы продолжали работать над усовершенствованием Т-34. Последняя модификация танка превратила его в модель Т-34-85. Машина встала на вооружение в 44 году, а сняли ее с вооружения только в 93-ем.
Внешний вид, конечно, менялся, но по сути, он оставался прежним. Только башня стала новой, и установили мощную пушку – 85 миллиметров. Внутри машины стало больше места для экипажа за счет увеличения башни.
Теперь в экипаже работал наводчик. Командира слегка разгрузили. Вес танка стал чуть более увеличенным. Но изменилась и мощность двигателя. Военные считают, что последняя модификация Т-34 стала идеальным прорывом среди бронированных машин.
Венец творения конструкторов средних танков – высокая скорость, маневренность, огневая мощь, простота конструкции и неприхотливость.
Боевая машина использовалась в военных конфликтах в Корее, во Вьетнаме. Заказы на поставки танков шли от Израиля, Палестины, африканских стран. Европа закупала универсальную машину.
Сегодня более двадцати стран вооружены Т-34-85. В 50-х годах двадцатого столетия, когда дружба между Сталиным и Мао была в самом разгаре, СССР подарил китайцам все документы на изготовление броневой машины.