Летающие лодки, устремляющиеся в небо с морских волн, всегда были овеяны романтикой не только четырёх океанов, но и пятого океана – воздушного. Способность взлетать и садиться на воду, придавала им совершенно новые качества. Во время Первой мировой войны сформировались основные задачи таких машин, одной из которых был поиск и уничтожение субмарин.
В середине 20-х – начале 30-х годов многие авиационные специалисты считали, что невозможно построить большой сухопутный самолёт: при посадке не выдержат стойки шасси. Совсем другое дело вода. Поэтому в те годы самыми большими машинами были гидросамолёты. Однако наиболее популярной и массовой, стала не самая крупная представительница этого класса – летающая лодка «Каталина» фирмы Consolidated Aircraft, завоевавшая свою репутацию во время Второй мировой войны. Она успешно использовалась на всех театрах военных действий, хотя могла с полным основанием считаться устаревшим самолётом. В годы Второй мировой войны появились реактивные самолёты, баллистические ракет и, наконец, атомная бомба. Казалось, что таким анахронизмам, как гидросамолёт, нет места в истории, но эта летающая лодка обладала завидной прочностью и надёжностью, была проста в управлении. Это и определило её столь долгое и широкое применение.
A US Army Air Corps OA-10 Catalina.
20-е – 30-е годы стали временем подлинного рассвета летающих лодок. В США, имевших гигантскую протяженность береговой линии, потребность в гидросамолётах была очень велика. Такие машины строили фирмы Sikorsky Aircraft, Douglas Aircraft, Glenn L. Martin Company, The Boeing Company. В основном, это были солидные пассажирские лайнеры. Но были и военные самолёты размерами поменьше, которые даже в годы Великой депрессии не оставались без работы. Часто они оказывали помощь морякам, и были единственным средством их быстрой доставки на берег: летающая лодка взлетала с базы, садилась возле корабля и забирала пострадавшего.
Калифорния со своим тёплым климатом и прилегающей полоской пустыни манила к себе многих пионеров авиации. Поэтому неудивительно, что Рубен Флит, основавший в 1922 году компанию Consolidated Aircraft, перенёс свой завод из холодного Буффало в тёплую Калифорнию. Фирма выпускала спортивные и учебные самолёты, позднее освоила небольшие пассажирские и почтовые машины, затем – летающие лодки.
В 1930-м Consolidated Aircraft построила двухмоторную пассажирскую летающую лодку «Комадор», которая летала из Нью-Йорка в Буэнос-Айрес. Через 2 года на основе этой машины для американского флота создали патрульную лодку PZY-1, имевшую вполне приличную мореходность. Именно на её основе КБ Consolidated Aircraft под руководством главного инженера фирмы Исаака Лэдона начало разработку нового патрульного гидросамолёта под индексом «Модель 28» для военно-морских сил. Машина представляла собой подкосный моноплан с крылом, высоко поднятым над фюзеляжем на мощном пилоне. Крыло состояло из центроплана и двух отъёмных консолей. Конструктивно силовая схема крыла была весьма рациональной: все нагрузки, действующие на крыло в полёте, воспринимались его средней частью – кессоном, имевшим два лонжерона и мощную металлическую обшивку. Сзади к кессону крепилась хвостовая часть крыла, сделанная из лёгких дюралевых профилей, и обшитая полотном, которое вручную пришивалось к поясам нервюр. Эта технология требовала сотен часов рабочего времени и тончайшего мастерства. Потом швы заклеивались лентами, и вся полотняная поверхность покрывалась специальным лаком. Листы обшивки крепились к каркасу фюзеляжа заклёпками с выступающей полукруглой головкой. Цельнометаллическая конструкция лодки была традиционной, и состояла из набора шпангоутов, лонжеронов, стрингеров и обшивки толщиной до 1,5 мм. Шпангоуты имели водонепроницаемые переборки и делили лодку на пять изолированных отсеков, что обеспечивало плавучесть при повреждении обшивки днища. В переборках имелись герметичные люки для прохода. В общем, конструкция лодки получилась ажурной и трудоёмкой, но это и создавало её лёгкость. Для обеспечения герметизации стыков использовались замороженные в холодильнике заклёпки и деревянные клинья, что позволяло плотнее подогнать листы обшивки к каркасу.
Чертежи гидросамолета PBY «Каталина»
Двухреданная лодка имела прекрасные гидродинамические обводы, хотя технологию изготовления корпуса серьёзно осложняли замысловатые зализанные, заглаженные внешние формы. Контроль водонепроницаемости летающей лодки осуществлялся предельно просто: все внутренние объёмы заполнялись водой. Для защиты конструкции от морской воды в покрасочном цехе, где с помощью вентиляторов поддерживалось избыточное давление, не дававшее пыли проникнуть вглубь цеха, на фюзеляж наносили множество слоёв покрытий. После окраски к пилону фюзеляжа крепился кессон центроплана крыла с обтекателями мотогондол, в котором размещалась основная часть топливных баков общей ёмкостью 4,5 тыс. литров. Сухой климат Калифорнии позволял производить окончательную сборку консолей крыла прямо на открытом воздухе, что существенно экономило место в сборочном цехе.
Чтобы крыло, размах которого был почти 32 метра, не цепляло за воду при взлёте и посадке, на концах крыла были смонтированы специальные поплавки. После отрыва от воды они поднимались и укладывались в крыло, как шасси, что существенно уменьшало лобовое сопротивление.
На всех серийных самолётах, за исключением выпускавшихся после войны в СССР, устанавливались два мотора воздушного охлаждения Pratt & Whitney 1830. На первых моделях они имели мощность по 820 лошадиных сил, а на последних – по 1200. Вес пустого самолёта составлял почти 10 тонн, взлётный вес – 16 тонн, в воздухе машина могла разогнаться до 314 км/час, однако её крейсерская скорость едва превышала 200 км/час.
Первая опытная машина поднялась в воздух 28 марта 1936 года. Испытания показали, что она обладает большой дальностью полёта при значительной полезной нагрузке. Время патрулирования достигало 20-ти часов. Такая продолжительность полёта очень помогала при патрулировании и поиске вражеских кораблей. Вскоре машина получила обозначение РВY-1, то есть, «патрульный бомбардировщик», а под третьей буквой скрывалась фирма изготовитель.
В состав экипажа для разведывательных полётов входили два лётчика, штурман, радист, бортмеханик, который сидел в фюзеляжном пилоне крыла.
В октябре 1936 года начался выпуск первой серии из 60-ти машин. Именно эта модель строилась в СССР по лицензии под маркой ГСТ – гидросамолет транспортный. С мая 1937-го завод начал строить вторую партию из 50-ти самолётов РВY-2 с изменённым хвостовым оперением. Ещё через год заложили 66 лодок РВY-3 с более мощными двигателями по тысяче лошадиных сил. В 1939-м модель РВY-4 переоборудовали в амфибию, оснастив убирающимися шасси, и назвали РВY-5А. Эта модель стала самой массовой: почти половина всех выпущенных самолётов была РВY-5А.
Перед самой войной, летом 1939-го на испытательную базу английских ВМС в Шотландии доставили первую из пятидесяти лодок последней модели, заказанных Великобританией, которые в английской системе получили название «Каталина–1», и это название прижилось. Английские «Каталины» действовали в Северной Атлантике, прикрывая конвои от немецких подлодок, атакуя врага глубинными и обычными бомбами.
В середине 1940-го на лодку установили моторы мощностью по 1 200 лошадиных сил. Этот вариант стал называться РВY-5. Внешне он отличался от своих предшественников изменённым вертикальным оперением и каплевидными блистерами по бокам фюзеляжа. Блистеры прикрывали пулемётные точки и обеспечивали стрелкам прекрасный обзор.
В 1940-м – 1941-м годах было выпущено 586 таких машин. 26 мая 1941 года экипаж «Каталины» английских Королевских ВВС обнаружил новейший линкор «Бисмарк» германского военно-морского флота, и английские торпедоносцы сумели его потопить.
Необходимость борьбы с немецкими подлодками и надводными кораблями потребовала увеличения выпуска патрульных самолётов. Consolidated уже не справлялась с заказами, и на выручку пришёл Боинг, развернувший производство на своём заводе в Ванкувере.
В конце июля 1941 года в Москву на переговоры к Сталину прибыл личный представитель президента Рузвельта Гарри Гопкинс. Добираясь из Инвергордона в Мурманск, Гопкинс, человек пусть и совсем не старый, но очень больной, пролетел на «Каталине» на малой высоте поблизости от норвежского побережья, где хозяйничали лётчики люфтваффе. На обратном пути при подлёте к английской военно-морской базе Скапа-Флоу «Каталину» Гопкинса обстрелял неизвестный эсминец, но, слава Богу, не попал, и в разные годы состоялось еще несколько встреч Гопкинса со Сталиным.
7 декабря 1941 года японские самолёты нанесли удар по американской военно-морской базе в Пёрл–Харборе. С этого дня началась война и для американских «Каталин».
Алеутские острова расположены в северной части Тихого океана. Эта область имеет особый климат: холодный арктический поток, сталкиваясь с тёплым влажным воздухом, движущимся от Японии, рождает циклоны. В начале июня 1942 года японцы под прикрытием шторма попытались захватить господство в Тихом океане, направив свои корабли к островам Мидуэй и Датч–Харбор, отстоящим друг от друга на значительном расстоянии. Операция должна была прорвать американскую линию морской обороны, от которой зависела безопасность тихоокеанского побережья США. Хотя американская разведка знала о передвижениях японского флота, обнаружил его приближение лётчик «Каталины». На северном фланге в Датч –Харборе американские силы готовились к отражению атаки. Воздушные патрули делали своё дело, выискивая вражеские корабли. «Каталины» сутками висели в воздухе, пытаясь обнаружить японские подлодки, и не позволить японским подводникам в Тихом океане добиться того успеха, который сопутствовал немецким субмаринам в Атлантике.
«Каталины» (PBY-5А) над Алеутскими островами
«Каталина» была основной рабочей лошадкой на отдалённых островах Тихого океана: аэродромы там строить было тяжело и дорого, а океан был прекрасной взлётно-посадочной площадкой. С подвешенными бомбами и торпедами, защищённая, как правило, всего четырьмя пулемётами, она вылетала на задание с самых примитивных баз. Когда машина уходила на задание, все знали, что слабое оборонительное вооружение будет практически бесполезно при встрече с вражескими истребителями. Но при ночных атаках лучше всего защищала «Каталину» её матовая чёрная окраска. Из-за неё родилась легенда о «Чёрных кошках», которых, как известно, трудно искать в тёмных комнатах. На протяжении большей части войны на Тихом океане «Каталины» совершали полёты с секретных баз, разбросанных по малоприметным островам. Чаще всего они летали в одиночку на воздушную разведку, минирование фарватеров, спасательные операции на море, реже – на бомбёжку и торпедометание. Успех этих операций зависел в первую очередь от экипажей и от механиков, поддерживавших лётные качества в самых примитивных условиях.
Очень близко расположенные друг к другу моторы, в какой-то степени затрудняли управление во время рулёжки. На разбеге газ приходилось добавлять постепенно, чтобы не забрызгать фонарь и не повредить винты каплями воды. С полной загрузкой для разбега «Каталине» требовалось больше трёх миль: морская вода создаёт очень большое сопротивление – и только после этого тяжело и, как бы, нехотя, поднималась в воздух.
Как правило, на задание вылетали в сумерки и в плохую погоду. Без обычных сегодня электронных средств навигации, самолётовождение над океаном было не столько искусством, сколько многочасовой пыткой для экипажа. Тёмная безлунная ночь прятала «Каталину» от японских ночных истребителей, но она же не позволяла штурману определять местоположение самолёта по звёздам, а других ориентиров в море нет. Разрыва в облаках ждали, как манны небесной. На борту имелся радиовысотомер, позволявший не только точно бомбить с малых высот, но и безопасно летать на предельно малых высотах, не касаясь высоких волн. Обнаружив цель, экипаж головной «Каталины» давал координаты другим самолётам. В такие полёты «Каталине» на специальные держатели под крылом обычно подвешивали пару 227 кг бомб и две бомбы по 450 кг, либо две эти бомбы и одну торпеду. «Каталина» могла сбрасывать бомбы и торпеды с пикирования, но нагрузки при этом были очень велики. Действия «Каталины»» были весьма эффективны. Только одна эскадрилья с ноября 1943 по июнь 1944 гг. уничтожила или повредила 16 японских надводных кораблей различного типа и подлодок. Их коллеги, воевавшие на Тихом океане, имели сопоставимые результаты.
После боевых вылетов машины частенько приходилось латать, заделывая пробоины от пуль и осколков. Самолёты быстро изнашивались, а ремонт двигателей на забытом Богом тихоокеанском острове требовал мастерства и находчивости. Техники считали «Каталин» самолётом, который мало требовал и многое прощал.
«Каталина» была по-настоящему многоцелевой самолётом. Во время войны они использовались для спасательных операций на море, разыскивая оставшихся в живых моряков и лётчиков. Экипажам «Каталины» часто приходилось выполнять посадки на минимальной скорости на волну высотой более 4 метров. Это было крайне опасно, и иногда лётчики «Каталины» сами оказывались в воде, и ждали помощи. После загрузки вставала проблема взлёта. Приходилось сливать часть топлива и сбрасывать всё лишнее за борт. Пилоты при разбеге ловили момент, когда волна подбрасывала машину в воздух, давали полный газ и надеялись на удачу.
Американская летающая лодка «Catalina»
Серийное производство «Каталин» продолжалось до апреля 1945 года. Кроме заводов Consolidated Aircraft в Сан-Диего и в Новом Орлеане самолёты строила фирма Боинг в Ванкувере, Виккерс в Монреале и НАФ в Филадельфии. Всего было выпущено 3300 «Каталин» различных модификаций – она стала самой массовой летающей лодкой в истории авиации. «Каталины» летали под флагами США, СССР, Великобритании, Австралии, Канады, Голландской Ост-Индии и Новой Зеландии. Самолёты ГСТ, строившиеся в Таганроге, а также прибывавшие по ленд-лизу, использовались в качестве разведчиков, противолодочных и транспортных самолётов на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах.
Каталину можно было встретить везде: от Заполярья до тропиков в обоих полушариях. И везде она служила верой и правдой.
автор: Николай Кузнецов