Молодые парни, которым, казалось бы, ближе была современная эстрада, встречали и провожали её со слезами на глазах…
Обручённая со сценой
Эта певица прожила долгую и счастливую творческую жизнь, дала тысячи концертов в Советском Союзе и в мире, записала десятки дисков. Звездой, как многих современников, её никто не назначал, но она пользовалась такой любовью зрителей, у неё было столько поклонников и почитателей, она слышала в свой адрес такие дифирамбы, что не возникало никакого соблазна и никакой необходимости что-то предпринимать, чтобы поддержать свой статус звезды мирового уровня. В последние годы Людмиле Зыкиной приходилось, почти в одиночку, не побоюсь этого слова, противостоять бурно развивающейся эстраде и нарождающейся попсе, и она осталась последней исполнительницей народной лирики, которая собирала полные залы и стадионы.
Детство
Люся родилась 10 июня 1929 года то ли в ближнем Подмосковье, то ли уже на московской окраине – сегодня это район Черёмушки, а в то время на этом месте было несколько сёл. Семья Люси ютилась в крошечном домике. У родителей – Георгия Петровича, снабженца хлебокомбината и Екатерины Васильевны, работавшей санитаркой в больнице, Люся была единственным ребёнком. В семье очень любили петь, как соло – у отца был прекрасный бас, а у мамы – очень высокий голос, так и хором, когда собиралось много народу. Бабушка научила Люсю петь, играть на гитаре и гармошке, а мама – шить, вышивать, готовить еду, стирать бельё.
В предвоенные годы все дети стремились в авиацию, Люся тоже хотела стать лётчицей, и отец всецело поддерживал эти настроения дочери. Однако, желание летать ничуть не помешало занятиям в художественной самодеятельности – в те годы хоровое пение было в большом почёте.
В войну Люся по 12 часов работала в одном из немногих цехов станкостроительного заводе им. Орджоникидзе, оставшихся в Москве после эвакуации, получала рабочую карточку. Уже в мирное время, став всемирно известной певицей, Зыкина не раз приходила и на этот завод, и в госпиталь им. Вишневского, куда бегала помогать маме ухаживать за ранеными, и где устраивала для них концерты. Война оставила глубокий след в душе Зыкиной. С годами она собрала коллекцию солдатских самоделок, которые раздавали в качестве сувениров и «махались не глядя», фабричных медалей городов-героев, копий многих обелисков и памятников героям войны. Военные песни составляли значительную часть её репертуара, а песня Александры Пахмутовой на стихи Михаила Львова «Поклонимся великим тем годам», которая звучала в каждый День Победы на протяжение многих лет, стала одной из её визитных карточек.
Хор им. Пятницкого
В артистки Людмила никогда не рвалась, но, похоже, путь её был предопределён свыше. Однажды муж приятельницы, работавший в хоре им. Пятницкого, сказал, что в хор набирают исполнителей, конкурс огромный, и, то ли в шутку, то ли всерьёз, предложил Людмиле сходить – вдруг, повезёт. На прослушивании присутствовал лично руководитель хора народный артист и лауреат двух Сталинских премий Владимир Захаров. Именно он выбрал Зыкину из полутора тысяч соискателей. Так в 1947 году Зыкина, 18-летняя девчонка с московской окраины без музыкального образования, голос которой никто не ставил, оказалась в хоре им. Пятницкого. Вскоре у молодой певицы появился и собственный репертуар – народные песни и частушки. Платья и сарафаны для выступлений она, мастерица на все руки, шила сама. В 1948-м Зыкина впервые оказалась за границей СССР – хор им. Пятницкого отправился на фестиваль в Чехословакию.
Потеря голоса
В 1949-м внезапно скончалась Екатерина Васильевна. Люся очень любила маму, остро переживала её ранний уход – маме было всего 48 лет, и на нервной почве потеряла голос. Все понимали причину, надеялись, что голос вернётся, и из хора молодую талантливую певицу не гнали, но она сама решила уйти. Чтобы не прослыть тунеядкой и заработать на жизнь, Зыкина пошла работать в типографию. За несколько лет, постоянно занимаясь, Зыкина голос восстановила и вернулась на сцену – стала солисткой хора русской песни Всесоюзного радио. Там работала Анна Руднева, большой знаток музыкального фольклора, но самое главное, интонаций, которые в народной песне являются едва ли не главными. Она много сделала для того, чтобы Зыкина стала петь так, что её полюбила вся страна.
В те годы главной, и, возможно, единственной примой русской песни была Лидия Русланова, и Зыкиной повезло встретиться с ней ещё до того, как в 1948-м Русланову вместе с мужем генералом Владимиром Крюковым арестовали. Вскоре перестали печатать новые пластинки Руслановой, в магазинах продавали только то, что осталось, и купить эти пластинки было не просто. У Зыкиной было несколько пластинок Руслановой, и по ним она училась мягко и задушевно исполнять русские песни, внося в них элементы драматургии и театральности.
«На побывку едет молодой моряк»
Через несколько лет Зыкина поняла, что может больше, чем солистка хора, и стала петь соло, а в 1955 году фирма «Мелодия» выпустила первые грампластинки с песнями Зыкиной. В 1957-м после московского Всемирного фестиваля молодёжи и студентов сольная карьера Зыкиной пошла в гору. Молодой композитор Александр Аверкин положил на музыку стихи Виктора Бокова, и получилась песня «На побывку едет молодой моряк» – это была первая песня, написанная специально для Зыкиной. Она спела эту песню под аккомпанемент гитариста Георгия Меняева и балалаечника Михаила Рожкова. Песня приобрела необычайную популярность, а Зыкину стали узнавать по голосу, и больше уже ни с кем не путали. Аверкин, ставший на время гражданским мужем Зыкиной, потом написал для неё ещё несколько песен. С известными баянистами-виртуозами Николаем Крыловым и Анатолием Шалаевым Зыкина за несколько лет объехала с концертами всю страну от Дальнего Востока и Камчатки до Калининграда, побывала в Арктике на станции «Северный полюс– 6. (Уже много позже, в начале 80-х, Зыкина одной из первых народных артистов СССР приехала в Афганистан, где был размещён ограниченный контингент советских войск. На вертолёте она облетела все города, и городки, где стояли наши части. Молодые парни, которым, казалось бы, ближе была современная эстрада, встречали и провожали её со слезами на глазах).
«Течёт река Волга»
В 1962-м композитор Марк Фрадкин и поэт Лев Ошанин написали песню «Течёт река Волга», однако с исполнителями вышла загвоздка: писалась песня для Марка Бернеса, но ему она не понравилась, и записывать её на радио он отказался. Тогда авторы отдали «Волгу» Владимиру Трошину, а потом, видимо, заревновав, спел её и Бернес. У обоих получилось неплохо, у каждого – по-своему, но, несмотря на огромную популярность Бернеса и Трошина песня, что называется, не взлетела, став одной из многих. В 1963-м Зыкина впервые спела её в саду «Эрмитаж», и всем вдруг стало понятно, что «Волга» – это музыкально-поэтический шедевр на все времена. И никого не смущало, что мужскую песню – мама сыну, а не дочери рекомендует после долгого пути опустить ладони в Волгу – поёт женщина.
Париж
В 1964-м голос Зыкиной достиг Европы – вместе с Московским мюзик-холлом она приехала во Францию. Первое выступление в Париже прошло при пустом зале – газеты ничего не писали о приезде русских артистов, афиш почти не было, но потом были полные аншлаги. Зрители провожали её овациями, а главные французские газеты, которые ещё вчера, словно воды в рот набрали, с восторгом писали о самобытности русской певицы. За 50 дней Зыкина дала 60 концертов. (В 1971-м в знаменитом зале «Олимпия» уже не было никакого бойкота, а сразу были огромные афиши и настоящий триумф).
Заграничный успех
После такого успеха Зыкину стали приглашать различные зарубежные импресарио. В 1964-м певица с оркестром им. Осипова. впервые отправилась в турне по Северной Америке. За концерт в США ей платили 270 долларов, но практически все деньги забирали в казну. В СССР за концерт она получала 16 рублей. Зыкина столько гастролировала, что на западе быстро стала бы миллионершей. Тесно сотрудничавший с Госконцертом великий импресарио, выходец из Российской империи Соломон Гурков, которого весь мир знал под именем Сол Ю́рок, посоветовал Зыкиной создать свой музыкальный коллектив и выступать с ним. Зыкина к совету прислушалась, но ансамбль «Россия» появился только через 10 лет. А пока она выступала с оркестром им. Осипова и другими ансамблями, причем, исполнителей подбирала сама, и часто за границей благодаря Зыкиной оказывались опальные и невыездные музыканты. В этом ей помогала подруга министр культуры СССР Екатерина Фурцева.
За границей Зыкину признали сразу – ей рукоплескали Франция, США, Канада, Новая Зеландия, Вьетнам, Китай, Великобритания и ещё без малого сотня стран на всех континентах. Её принимали очень хорошо, независимо от того, какая в данный момент была международная обстановка. И везде она пела несколько песен на языке той страны, где выступала. Языков она не знала, и репетировала по пластинкам, а публика просто сходила с ума. Газеты, ничуть не преувеличивая, называли её певицей вагнеровского типа с огромным диапазоном.
После заграничного успеха Зыкину начали приглашать на радио и на прямые эфиры «Голубых огоньков» на телевидение, а это дорогого стоило: в те годы программа «Огоньков» во многом формировалась по письмам зрителей. Зыкина быстро стала народной не только по тем песням, которые она пела – её народ полюбил. В те времена Зыкина давала по 170 концертов в год, и пела она без фонограммы, о которой тогда никто не слышал, вживую, а это огромная нагрузка на голосовой аппарат.
Разъезжая с концертами по всему свету, Зыкина училась сначала в музучилище им. Ипполитова-Иванова, которое окончила в 1969-м году, будучи уже Народной артисткой РСФСР, а затем и в гнесинском институте, диплом об окончании которого она получила в 1977-м, став за три года до этого Народной артисткой СССР. По части званий Зыкина, вероятно, исполнительница уникальная: она является народной артисткой трёх союзных – Азербайджана, РСФСР и Узбекистана, и двух автономных республик – Марий Эл и Удмуртии.
В 1974-м Зыкина впервые приехала в Страну восходящего солнца, и низкорослые японцы называли её великаншей с большим сердцем, моментально выучили её имя, по всей стране создавались фанклубы Зыкиной и даже хор её имени, у неё просили дать мастер-класс для местных певцов.
The Beatles
Затем был новый фурор в Штатах. Ходили упорные слухи, что в это же время там гастролировали The Beatles, Зыкина познакомилась с ними в каком-то ресторане, и они даже хотели выступить вместе с русской певицей, но этому не суждено было состояться – якобы, в Москве, узнав об этом, резко воспротивились. Это была их единственная встреча – «Битлы» очень хотели выступить в СССР, но, опасаясь тлетворного влияния Запада на советскую молодёжь, их в Москву не пустили. Тем не менее, Пол Маккартни написал песню Back in the USSR, хотя, никогда в Советском Союзе не был – только уже в постсоветской России.
Автомобили
У Зыкиной была машина «Волга», сначала 21-я, а потом 24-я. Как-то она прокатилась на «Пежо», и захотела купить иномарку. В те времена сделать это было ой как не просто, требовалось специальное разрешение. Зыкина пошла к Фурцевой, а та даже слышать не хотела: «Какое «Пежо»? Оно и звучит-то, как что-то непотребное – пе-жо. А у тебя Во-лга! Это же песня! Куда этим лягушатникам до нас!».
Личная жизнь
Официально замужем Зыкина была четыре раза. Первый брак распался быстро, два других продлились чуть дольше, но постоянные гастрольные разъезды жены крепости брачных уз не способствуют. Впрочем, как выяснится позже, то, что муж постоянно рядом, от адюльтера не страхует. Виктора Гридина, баяниста-виртуоза из ансамбля им. Александрова, Зыкина встретила на радио. Он был младше неё на 14 лет, но у них начался красивый роман – Виктор умел ухаживать. Зыкина уже давно хотела создать собственный ансамбль, и задумала переманить Гридина к себе, чтобы ездить вместе, чтобы разлука не разбила семью. В лице Виктора она нашла единомышленника. Зыкина возглавила ансамбль «Россия», а Гридин стал главным дирижёром. Вместе они записали альбом старинных русских романсов. Для этого Зыкиной пришлось изменить стиль исполнения – она появилась перед зрителями в образе страстной Кармен с гитарой.
Но Гридин не выдержал тотального превосходства Зыкиной – человека властного, и после 15 лет супружеской жизни закрутил роман с певицей Надеждой Крыгиной, которая была моложе него на 18 лет. Мстить Зыкина не стала ни бывшему мужу, ни разлучнице. После развода Гридин ушёл из ансамбля и женился на Крыгиной. В 1997 году на гастролях он подхватил гепатит, и умер. (Зыкина любила и помнила Виктора до конца своих дней. Спустя 10 лет после его смерти, едва придя в себя после операции, она поехала на родину Гридина в Курск и выступила на фестивале его памяти).
Уход
У Зыкиной было тяжёлое заболевание сустава, и долгие годы на сцену она выходила, преодолевая сильную боль, иногда, когда совсем было невмоготу, садилась на сцене в кресло. Но сидя петь очень тяжело, и она ушла, но очень хотела вернуться. Выход был лишь один – сложная операция по замене тазобедренного сустава. Но у Зыкиной был давний сахарный диабет, доктора предупреждали, что велика вероятность осложнений, и не скрывали, что операцию она может не перенести. В сентябре 2007 года операцию Зыкиной сделали, но искусственный сустав не прижился, начались осложнения на сердце и почки. 25 июня 2009 года в тяжелейшем состоянии Зыкину доставили в реанимацию «Кремлёвки», и уже там случился инфаркт. 1 июля Людмила Зыкина умерла, не приходя в сознание на 81 году жизни.
автор: Николай Кузнецов