Михалков, как и многие в нашей стране, любит читать с юности. Историю вычитал где-то журнале, названия которого уже не помнит. Речь шла об экспроприированном золоте, эшелон с которым идет на юг молодой республики. Там, в Поволжье, его ждут голодные люди.
Эшелон попеременно захватывают то белые, то красные. Но победа остается за большевиками. Сделав очень качественную переработку сюжета, через четыре года коллеги (Михалков и Володарский) приступили к съемкам фильма.
К этому времени Михалков успешно отслужил в армии. Тогда все служили, невзирая на статус. Вдохновленный западными вестернами, режиссёр создал свой, уникальный фильм. Не первый, среди кинофильмов о Гражданской войне. Михалков – талантливый режиссер. Его фильмы узнаваемы.
В жанре «вестерн» сняты «Белое солнце пустыни» и «Неуловимые мстители». Только они сняты немного ранее. Но их объединяют простор широких и диких земель, испепеляющий зной, лошадиные скачки наперегонки с поездами и романтика Революции.
Мы теряем идеологическую нить картины, потому что автор вывел на экран человеческое отношение между разными идеологиями, дружеское рукопожатие, любовь. И падающий с обрыва резной экипаж, уносящий с собой прошлое.
Процесс съемки фильма
Для съемок очень подходящей оказалась территория Чечни. Уникальность местной природы и колоритные фигуры местных жителей покорили сердце режиссера. Он, насколько мог, задействовал в картине местных жителей, преимущественно мужчин.
Они органично и просто входили в сюжетную линию картины. Киношные каскадеры только зубы стискивали, увидев, как обычные чеченцы скакали на лошадях, стреляли и рубились шашками.
Многие приглашенные актеры из числа местных жителей неправильно истолковали слова администратора картины, посчитав, что за съемку нужно платить от 5 до 10 рублей в зависимости от наличия лошади.
Возможно это и подтолкнуло к скандалу с финансами. Администратор и массовка из местных жителей, вероятно, недопоняли друг друга. А тут еще каскадеры недовольными остались. Пришлось вмешаться в финансовый процесс Михалкову-старшему.
Но все обошлось. Ситуацию разрулили, хотя Никиту обвиняли во взяточничестве. Серьезных выводов не последовало.
Вообще, съемки картины были сродни чему-то праздничному. Во-первых, Михалков пригласил на главные роли малоизвестных на тот момент актеров, угадав в них настоящих великих исполнителей: Райкин, Кайдановский, Богатырев. Он не ошибся.
Богатырев стал практически, любимым актером режиссера. Он много снимал его в своих фильмах. Даже в дипломной работе Юрий Богатырев сыграл у Михалкова.
К режиссеру на съемки приехала невеста – Татьяна Шигаева. На тот момент успешная манекенщица. И Михалков сделал ей предложение. Свадьбу сыграли, не отрываясь от производственного процесса.
Собралась отличная команда молодых профессионалов. Каскадеры почти не задействованы. Актеры стремились все сыграть сами. Почему-то сложные условия съемок создавали чистый актерский кураж. Группа раскрепостилась, что и было нужно режиссеру.
Актеры могли утонуть, сплавляясь на плотах по Аргуну. Течение там сильное. Шилов и Каюмов с трудом удерживались на бревнах. 40 км/час– это не просто так. Если ноги до коленки попадают в реку, сразу чувствуется короткий удар.
Упадешь – унесет водоворотом. Да и температура …Лед, одним словом. Судорога перехватывает мышцы. Сильно простуженный Райкин заболел фурункулезом.
Директор картины вызвал специалиста по плотам. Тот соорудил что-то такое…ну …плот, наверное. Местные жители чуть в обморок не попадали. Плоты по реке в жизнь не ходили. Горные воды такой роскоши не принимают.
Очень трудно шел процесс съемок, когда актеры были на плоту. Трое догоняли есаула, укравшего золото. Река сбивала с ног. Пришлось обращаться к дублерам.
Размышлизмы
Сам Михалков снимался в роли отрицательного героя Брылова. Но какой обаятельный и улыбчивый был есаул. Отъявленный бандит, стоявший во главе головорезов. Циничный, жестокий, но с претензиями на мечту о возврате к прошлому. Он хотел быть помещиком в собственной усадьбе.
Мне все время кажется, что актер Михалков играет одну роль из фильма в фильм. Романтический герой. Где-то жестокий, где-то сострадательный, где-то справедливый. Но всегда романтик. Его историю в кинокартине решила пуля.
Главный герой (Юрий Богатырев) верил в идеологическое перерождение. Светлый образ Шилова в самом начале фильма испачкан подозрениями близких товарищей. Со всей страстью революционного романтика Шилов стремится отыскать правду.
И внедряется в бандитскую группировку. Но и там он стремится оставаться самим собой в любых сложных ситуациях. Его собственная правота спасает от пуль, от страха, от лжи.
Оператор Лебишев привнес в кинокартину объем и масштабность замыслу режиссера. Камеры парили в воздухе, а ведь тогда «дронов» еще не было. Но камеры буквально кружили над героями фильма, создавая динамику кадра.
Многослойные смены красок от черно-белого до цветного кадра…Память героев проходит, как архивные съемки, встроенные в сюжет. Гениальная музыка Эдуарда Артемьева сделала картину живой. На нее нет влияния времени.