Он был символом поколения Франции, которая пыталась забыть о своей неблаговидной роли во Второй Мировой войне…
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель…
До 37-ми лет этот актёр не дожил десяти дней. За 17 лет творческой жизни Жерар Филипп успел сыграть в шести сотнях спектаклей, сняться в 32 картинах. По словам большого друга Советского Союза писателя коммуниста Луи Арагона, который был другом и Филиппа, он оставил после себя образ весны и молодости, он был утешением для тех, чьи сердца созданы для страстей, а головы – для мечтаний, он сочетал в себе талант, мужество и красоту. Он был символом послевоенного поколения Франции, которая пыталась забыть о своей неблаговидной роли во Второй Мировой войне. В СССР показали всего 6 фильмов с участием Жерара Филиппа, которые посмотрели больше 100 млн. человек, он стал любимцем советских женщин.

Детство
Жерар Альбер Филип родился 4 декабря 1922 года на вилле «Синант» в Канне, который в то время был спокойным провинциальным курортным городишкой на Лазурном берегу с узкими улочками и небольшими домиками, характерными для Прованса. Фешенебельных отелей ещё не было, в Канны приезжали люди среднего достатка. Отец, Марсель Филипп, по образованию юрист, оставил адвокатскую практику, занялся бизнесом, купил несколько крупных земельных участков в Провансе и небольшой отель Parc Palace в Грассе. Мать, Мария Элиза «Мину» была младше мужа на год. Её родителями были кондитер из Шартра и чешская эмигрантка из Праги, так что, Филипп был на ¼ славянином. Когда Жерар родился, отцу было 28, матери – 27 лет, и у них уже был годовалый сын Жан. Жерар был застенчивым мальчиком, и эти черты сохранились у него и потом. Став звездой, он оставался внутренне скромным, и часто те, кто не знал его, считали, что скромность эта показная и напускная. Но напускной, скорее, была его бравада, за которой он прятался от всех. Отец хотел, чтобы сыновья получили юридическое образование и продолжили его дело.
В 1928-м 6-летнего Жи-Жи, как звали его дома, отвели в среднюю школу Станислас, где уже учился Жан, и когда началась Вторая мировая война, у него уже был аттестат о среднем образовании. В том же 1940 году всё семейство переехало в Грасс. Марсель Филипп, убеждённый национал-социалист, член французской лиги «Огненный крест», активно сотрудничал с оккупантами. Жерар отца не поддержал, но и в Сопротивление не пошёл.
«Есть ли здесь чистая вода? Я жажду!»
Жерара юриспруденция и бизнес не очень-то привлекали, он подумывал о том, чтобы стать артистом, и ещё учась в школе, брал уроки актёрского мастерства. Юноша был невероятно красив и обаятелен, и он это знал. Когда ему исполнилось 18, он уже решил отправиться в Париж, но там были немцы, и он, поддавшись давлению отца, стал учиться на юридическом факультете в Ницце. В столицу Франции он попал в 1942-м благодаря матери, которая была знакома с режиссёром Марком Аллегре. Тогда казалось, что фашисты не такие уж кровожадные, и Жерар поступил в Национальную консерваторию драматического искусства. Во время учёбы в театре Эбер Жерар сыграл Ангела в спектакле «Садом и Гоморра». Каждый вечер ангел возникал перед зрителями в белоснежных одеждах, и, обращая к залу своё безмятежное лицо, вопрошал: «Есть ли здесь чистая вода? Я жажду!» Спектакль имел успех, давался больше 200-т раз. Как-то к нему в гримёрку зашла сама Марлен Дитрих, и сказала, что в Париже ему делать нечего, нужно ехать в Голливуд, только там он сможет завоевать настоящую славу, и зарабатывать настоящие деньги, а не оккупационные марки, но Жерар совету звезды кино не внял. Ещё большую известность Жерар получил после того, как сыграл заглавную роль в пьесе Альбера Камю «Калигула», его заметили режиссёры, и стали звать в кино: в 1943-м он сыграл эпизод в картине «Девушки с набережной», которую поставил тот самый Марк Аллегре, который посоветовал Филиппу поехать в Париж.
Семья
В 1942-м Жерар встретил жену дипломата Франсуа Фуркада, они сразу влюбились друг в друга, хотя Николь была далеко не красавицей. В 1946-м Николь оформила официальный развод, они поженились, свидетелем на свадьбе был друг Жерара режиссёр Рене Клер, снявший Жерара в четырёх фильмах. Филипп звал жену Анн, в 1954-м у них родилась дочь Анн-Мари, они купили дом на берегу Уазы, два года спустя родился сын Оливье.
Побег отца
В 1945-м за сотрудничество с оккупантами Марселя Филиппа приговорили к смертной казни, но он сумел бежать во франкистскую Испанию, и, поговаривали, что не без помощи сына. Братья потом часто ездили к отцу в Барселону, где он преподавал французский язык – денег на собственный бизнес у него не было, потому что всё конфисковали на родине.

«Дьявол во плоти»
В 1946 году вышли фильмы Жоржа Лакомба «Страна без звёзд» и «Идиот» Жоржа Лапмена, в котором Филипп играл князя Льва Мышкина. Критики в один голос утверждали, что Жерар создал настоящий славянский образ, а его огромные глаза призывали к доброте. Картину показали за границей Франции, и она сделала Филиппа звездой мирового уровня. В том же году режиссёр Клод Отан-Лара пригласил Филиппа в картину «Дьявол во плоти». Кто знает, как бы сложилась судьба Жерара, если бы он не сыграл роль молодого студента, горячо влюблённого первый раз в жизни. Это был фильм о Первой мировой войне, и вся история любви развивалась в военной и послевоенной Франции. По сюжету фильм напоминает «Летят журавли» Михаила Калатозова: девушка не дождалась любимого с фронта, и полюбила другого. Главную женскую роль играла такая же молодая, как и Жерар, Мишлин Пресле, с которой Филипп учился в консерватории и был в хороших отношениях. Когда Мишлин пригласили в Голливуд, она звала его с собой, но Жерар был уже женат, и снова остался в Париже. В то время во Франции начался период, который в СССР назовут «малокартиньем»: у государства просто не было денег на кино, а частники сомневались, что смогут «отбить» свои деньги в натерпевшейся стране, но Филипп был уверен, что без работы не останется, и не ошибся: его снимали в 2-х-3-х картинах в год.

«Пармская обитель»
В 1949 году режиссёр Кристиан-Жак снял Филиппа в главной роли в романтическом фильме «Пармская обитель» по роману Стендаля, в котором Жерар играл Фабрицио дель Донго. Ему приходилось драться кулаками и на шпагах, без дублёра скакать на лошади, перепиливать стальную тюремную решётку, и спускаться по канату с 18-метровой башни. Это был первый фильм с Филиппом, который увидели в СССР. Советский зритель был потрясён искренностью героя и глубиной его чувств, и запомнил надолго.

Народный театр Франции
В 1950-м Филипп пришёл к руководителю Народного театра Франции Жаку Вилару, и скромно, не как звезда, которую нужно уговаривать, сказал, что хочет служить в этом театре. Вилар согласился, и предоставил возможность Филиппу реализовать свой сценический талант. Вместе они создали несколько блестящих спектаклей – «Сид», «Принц Гомбургский», «Мамаша Кураж и её дети», «Ричард III», «Лорензаччо». Филипп играл людей сильных духом и характером. Для показа своих спектаклей Вилар выбрал папский дворец в Авиньоне.


«Красота дьявола»
В том же году на экраны вышел фильм Рене Клера «Красота дьявола», в котором Жерар играл Мефистофеля и молодого Фауста. То, что для немца Гёте послужило сюжетом для трагедии, легло в основу отличной французской комедии. Беспечный Фауст, получив от демона внешность Филиппа, бросил науку, и умчался вдаль с хорошенькой цыганкой.

«Фанфан-тюльпан»
В августе 1951-го Кристиан-Жак начал съёмки французского вестерна «Фанфан-тюльпан». В роли солдата удачи Фанфана Жерар раскрылся как весёлый, обаятельный, полный энтузиазма проказник, которому море по колено. В СССР «Фанфана» показали в 1955-м, глядя на экран зритель понемногу стал забывать про немцев в Париже, и стал верить, что французы действительно взяли Бастилию. Говорил Фанфан завораживающим голосом прекрасного артиста и певца Владимира Трошина.

«Красное и чёрное»
В 1954-м на экранах появился новый фильм Рене Клера «Ночные красавицы», где Филипп играл молодого композитора Клода, у которого сны причудливо переплетались между собой, и создавали некую альтернативную реальность. В том же году Клод Отан-Лара снял 32-летнего Филиппа в роли 19-летнего Жюльена Сореля в картине «Красное и чёрное» по Стендалю, и на крупных планах, опрометчиво снятых оператором Мишелем Кельбером, было отчётливо видно, что Жюльен уже далеко не первой свежести. В СССР картина попала уже через год, озвучивал Филиппа известный актёр и мастер дубляжа Виктор Рождественский. Спустя четыре года Филипп играл у Отан-Лара главную роль в фильме «Игрок».

Французы, а особенно француженки, обожали Жерара. Он получал тысячи писем от поклонниц, у театрального подъезда его ожидали толпы женщин разных возрастов и социального положения, готовых на всё прямо сейчас и чуть ли не на ступенях.

СССР
К концу 50-х Филипп реже стал сниматься в кино, предпочитал работать в небольших элитарных театрах в центре Парижа, часто ездил в США, Японию – путешествия по белу свету помогали ему шире понимать людей. В октябре 1955-го Филипп в составе многочисленной делегации приехал в СССР, где его любили, едва ли, не больше, чем на родине: в Москве начиналась Неделя французского кино. Французы ездили по Москве и Ленинграду, осматривали достопримечательности. В Большом театре Жизель для них танцевала Галина Уланова – Жерар был в восторге, а позже они встретились в Париже. Жерар вообще любил классическую драматургию и классический балет.

23 октября на московском стадионе «Динамо» – «Лужники» откроются в июне 1956-го – состоялся товарищеский матч футбольных сборных СССР и Франции, и Филиппу предоставили почётное право нанести первый удар. Судя по тому, как нежно Филипп приложился к мячу, в футбол он не играл даже в детстве во дворе. Матч завершился боевой ничьей – 2:2.

В 1955-м Рене Клер снял ещё один фильм с участием Филиппа – «Большие манёвры», а через год уже сам Филипп написал сценарий и поставил «Приключения Тиля Уленшпигеля» по Шарлю де Костеру, и разумеется, сыграл в картине главную роль
Кратковременность жизни
В 1958 году к Филиппу обратились за интервью, и он согласился ответить на вопросы. Тогда ещё никто не знал, что жить ему остаётся год, и позже, когда люди перечитывали интервью, им казалось, что Филипп предчувствовал скорый уход, а потому был искренен и предельно честен – он не играл и не кокетничал. Своим лучшим качеством он назвал гордость, и главным недостатком тоже была гордость. Он сказал, что застенчив, но с присущим ему юмором отказался отвечать, при каких обстоятельствах это проявляется. Больше всего в жизни его удивляла её кратковременность, а сожалел он об ушедшей молодости: он понимал, что есть роли, которые он в силу возраста никогда не сыграет. Он всегда мечтал сыграть Гамлета, но для этой роли он считал себя слишком молодым. В женщинах он ценил нежность, благородство и ясность ума. Жена Анн обладала всеми этими качествами. Она не была красавицей, но была нежна, благородна, обаятельна и умна. Вместе они прожили не долго, но она сумела создать для него ту атмосферу дома, которую он так ценил. На актрис, которые были рядом, он внимания не обращал, они для него были просто коллегами.

1959 год начался для Филиппа вполне благополучно: Роже Вадим пригласил его сниматься в своей новой картине «Опасные связи», у него был статус национальной святыни и незыблемое реноме примерного семьянина – чужую жену он увёл лишь однажды, а потом неверность играл только в кино и на сцене, не давая никаких поводов для сплетен и пересудов. Филиппа пригласил в гости лидер недавно победившей кубинской революции Фидель Кастро, Жерар с благодарностью предложение принял, слетал в Гавану, и получил, по истине, королевский приём от обожавшего его команданте.

Вскоре после приезда с Кубы Жерар уехал в Мексику к Луису Бюнюэлю на съёмки картины «Лихорадка приходит в Эль-Пасо». Снимали высоко в горах при сильной жаре. Вернулся он уже наполовину больным, и стал стремительно терять вес. Близкого конца он не чувствовал, до последнего момента уже в больничной палате читал Мольера, Бомарше и других французских классиков, и собирался играть Гамлета. 19 ноября 1959-го его выписали из больницы. 25 ноября Анн повела детей в школу, а он спокойно заснул, и больше не проснулся. Похоронили его в костюме Сида.

Так случилось, что три фильма, в которых снимался Жерар Филипп, позже были сняты в СССР. В 1958-м была первая часть «Идиота» Ивана Пырьева с Юрием Яковлевым в роли князя Мышкина, но на втору часть Пырьев просто не нашёл душевных сил. За год до этого в Ленинградском БДТ Георгий Товстоногов поставил «Идиота» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли.

В 1972 году Алексей Баталов снял фильм «Игрок», где главную роль играл Николай Бурляев, но картина осталась почти незамеченной.
В 1976 году Сергей Герасимов поставил 5-серийный телефильм «Красное и чёрное», в котором роль Жьльена сыграл 27-летний Николай Ерёменко младший, но он на юного Сореля походил больше, чем Филипп.
автор: Николай Кузнецов