Во время эвакуации в сторожевой катер, на котором уходила Валентина, попал снаряд, катер моментально затонул, а Валентина оказалась в воде…
Её называли всесоюзной мамой
На типаж этой актрисы сценаристы главных ролей не писали, зато она была востребована всегда: пока внешне прекрасные актрисы годами ждали свою роль и воротили нос от предложений, где их красота была показана недостаточно ярко, она, совсем не фигуристая красавица с ногами от зубов, с очень сложным, неуживчивым характером, снималась практически без пауз, и сыграла за 45 лет почти в сотне картин. Среди сыгранной Валентиной Телегиной ролей больших наберётся, дай бог, три-четыре, а остальные – эпизоды, но её знала вся страна. Она всегда играла одну роль, которую очень любила – простую русскую женщину, но все эти женщины были всегда разные и всегда с изюминкой. Она была Народной артисткой и артисткой из народа. Ей верили безоговорочно, потому что рядом почти с каждым человеком жила такая женщина, одних её героинь от всей души любили, других так же искренне ненавидели.
«Помни имя своё» (1974)
Детство
Валентина родилась в казачьем Новочеркасске 23 февраля 1915 года, и всегда говорила, что у неё внутри живёт донская казачка. Натура у девочки была творческая, учась в девятилетке, она выступала в художественной самодеятельности, а руководитель драмкружка говорила, что у девушки талант, и настоятельно рекомендовала Вале после школы учиться на артистку. Валентина поехала в Ленинград и поступила сразу на второй курс института сценических искусств в мастерскую знаменитого педагога и режиссёра театра им. Пушкина Леонида Вивьена: ему очень понравилась одарённая веселая, озорная девушка. Проучившись год у Вивьена, Валентина перевелась в техникум сценических искусств к не менее знаменитому Сергею Герасимову, и он первый раз позвал Телегину в кино: она сыграла в маленьком эпизоде в кинокомедии «Люблю ли тебя?», снятой в 1934 году на «Ленфильме». В 1937-м Геннадий Казанский и Максим Руф сняли Телегину в картине о комсомольцах золотоискателях с говорящим названием «Тайга золотая», но роль была очень маленькая, в титры Телегину не включили.
«Комсомольск»
Через год Герасимов пригласил Телегину на довольно большую роль в героический «Комсомольск». Особого комфорта для съёмочной группы никто не создавал, они, как и строители жили в холодных щелястых бараках с удобствами на улице, питались плохо, медицины и лекарств не было, на съёмочную площадку ходили, проваливаясь по пояс в полыньи, простужались и мучались животом. Герасимов даже переписал роль именно под Телегину, дав её героине Моте другую фамилию, чтобы получилось ещё смешнее: она была Шестаковой, а стала Котёнковой, вернее, Котенковой. С этой роли и до последних дней Телегина в советском кино стала воплощением всего простонародного. Когда ей предлагали очередной сценарий, она шутила: все тётки – мои. В 1939-м Герасимов снова не смог обойтись без Телегиной: в картине «Учитель» она играла Степаниду Лаутину, дочь председателя колхоза и сестру главного героя. В 1941-м в блокадном Ленинграде Герасимов начал снимать один из первых в СССР фильмов о Великой Отечественной «Непобедимые». Телегина в этой картине играла роль дружинницы, но в титрах её нет. Заканчивали картину уже в эвакуации в Алма-Ате. Через 10 лет в фильме Герасимова «Сельский врач» Телегина играла санитарку тётю Пашу.
«Комсомольск» (1938)
«Учитель» (1939)
Родилась Валентина в небольшом городке, но всю жизнь прожила в двух столицах – сначала в Ленинграде, потом в Москве, и та деревенская простецкая внешность, которой её наградила природа, была лишь рабочим инструментом. В повседневной жизни Телегина была обычной городской дамой, но частенько вела себя как её экранные героини: была шумная, весёлая, всех строила и организовывала. При всей своей внешней простоте, она была весьма интеллигентна, много читала, хорошо разбиралась в литературе, театре и музыке. Её подругой была знаменитая актриса Зоя Фёдорова. После войны они часто собирались большими компаниями в квартире Телегиной на Дорогомиловской улице, чтобы расписать пульку. Но главное, что все знали: к Валюшке, как называли её друзья, можно было днём и ночью прийти за советом и помощью, она никогда не откажет, в лепёшку разобьётся, но человека обязательно выручит.
«Член правительства»
В 1939 году вышел фильм Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Член правительства». Главную роль в картине играла Вера Марецкая, которая была старше Телегиной на 9 лет, но Телегина, которой на момент съёмок не исполнилось и 25-ти, не боялась казаться старше. Крестьянская одежда, походка, мимика и говор уже были отличительными чертами актрисы. Фамилия её героини тоже была Телегина. Валентина почти всегда играла без грима, но она как-то рано постарела: молодой её в кино никто не помнит.
«Член правительства» (1939)
«Возвращение» (1940)
Драматический театр Балтийского флота
На выпускных экзаменах Телегина играла в спектаклях по пьесам Горького «Последние» и Афиногенова – «Далёкая». После окончания техникума Телегину распределили в труппу Нового театра, который в будущем станет театром им. Ленсовета. В 1940-м она перешла в созданный в 1934 году драматический театр Балтийского флота, который в тот момент располагался в Таллине – столице новой союзной Эстонской республики, где находилась главная база Балтфлота. Режиссёром театра служил Александр Пергамент, и Валентина написала ему много писем. Возможно, их связывало нечто большее, чем просто служебные отношения, однако женой Пергамента стала Евгения Церебилко, будущая заслуженная артистка Эстонской ССР.
«Секретарь райкома» (1942)
Великая Отечественная
Когда началась война, театр эвакуировали в Ленинград, где началось формирование фронтовых концертных бригад. Телегину зачислили в первую бригаду и отправили на остров Сааремаа Моонзундского архипелага, откуда в августе 1941 года советские самолёты летали бомбить Берлин. Выступать там было невозможно: прознав о секретных аэродромах, враг беспощадно бомбил острова с воздуха и обстреливал с моря. Во время эвакуации в сторожевой катер, на котором уходила Валентина, попал снаряд, катер моментально затонул, а Валентина оказалась в воде. Плавала Телегина хорошо – в детстве она со сверстниками много времени проводила на реке Аксай, на берегу которой стоит Новочеркасск, и несколько часов продержалась в холодной воде, пока её, одну из немногих подобрал другой катер. Из Ленинграда Телегина уехала в Алма-Ату, сыграла там партизанку Дашу в картине Ивана Пырьева «Секретарь райкома», но потом всё равно добилась, чтобы её включили в состав фронтовой бригады, с которой объездила весь Ленинградский фронт, выступала на кораблях Балтфлота, много раз попадая под обстрелы и бомбёжки.
«Юный Фриц» (1942)
Когда война закончилась, Валентина из Ленинграда переселилась в Москву, получила квартиру, стала штатной актрисой киностудии «Мосфильм, и в театре больше не играла, отдав всю себя кинематографу.
«Весна» (1947)
«Поезд идёт на восток» (1947)
«Драгоценные зёрна» (1948)
Личная жизнь
О личной жизни Телегиной известно не много. Свою дочь Надежду она родила после войны. Кто был отцом Нади доподлинно неизвестно – Валентина говорила, что была замужем за лётчиком, но никаких данных о замужестве и лётчике нет. Отношения с дочерью складывались сложно, и Надя стала главной болью Валентины. Пока мать была в киноэкспедициях, дочь в квартире в центре Москвы устраивала пьянки такие многолюдные и шумные, что соседи были вынуждены вызывать милицию. Валентина была человеком прямым и скорым на расправу, и когда она приезжала домой, они с дочерью часто ссорились, и мать даже выгоняла Надежду из дома.
«Кубанские казаки» (1949)
«В степи» (1950)
«Сельский врач» (1951)
Брат
О своих семейных проблемах Валентина почти не говорила. В 1957 году в жизни Телегиной произошла очень странная история, которая отняла у неё несколько лет жизни. Во время войны она потеряла младшего брата. О том, что его угнали в Германию, определили в разведшколу, и после войны он под фамилией Кондрашов работал в ФРГ, она, конечно не знала, да и не могла знать. После того, как брата взяли с поличным и он во всём сознался, его выслали в СССР, хотя, казалось бы, должны были осудить в Германии или депортировать в США. На пресс-конференции, которую даже записали на плёнку и показывали как кинохронику, разоблачающую происки врагов, Телегин рассказал, что по заданию американской разведки в Западном Берлине была создана специальная шпионская группа, одним из членов которой он был, подробно описал цели и технику своей работы. Удивительно, что в СССР Телегина не осудили за измену Родине ему сразу дали советский паспорт с московской пропиской, он поселился у сестры, но ему очень не нравилась советская действительность. Валентина много с ним разговаривала, и очень страдала от того, что они друг друга не понимали.
«Спортивная честь» (1951)
«Море студёное» (1954)
«Матрос Чижик» (1955)
«Дело было в Пенькове»
В 1955 году Станислав Ростоцкий снял картину «Земля и люди», где Телегина играл крестьянку Марковну. Спустя два года на экраны вышел его фильм «Дело было в Пенькове», в котором Телегина сыграла одну из своих звёздных ролей – неопределённого возраста противную самогонщицу Алевтину, вечно сующую нос в чужие дела и распространяющую по деревне, где все у всех на виду, слухи и сплетни.
«Девушка с маяка» (1956)
«Павел Корчагин» (1956)
«Дело было в Пенькове» (1957)
В собственной жизни Телегина стать идеальной родительницей не смогла. Зато у нескольких поколений кинозрителей она ассоциировалась с классической русской матерью. Она и на съёмочной площадке всех окружала материнской теплотой и заботой ещё до команды «Мотор!». В 1969 году молодая актриса Раиса Рязанова, позже сыгравшая Тосю в оскароносной картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», пробовалась на главную роль в фильме «День и вся жизнь». Режиссёр Юрий Григорьев требовал, чтобы она плакала в каждом новом дубле, но на третьей попытке слёзы у Рязановой закончились. Тогда Телегина, свой эпизод давно отыгравшая, помогла начинающей актрисе, и у той слёзы полились ручьём. В довершение ко всему, Телегина устроила сына Рязановой Данилу в садик, который был во дворе её дома.
«Дом, в котором я живу»
В 1957 году вышла драма «Дом, в котором я живу». В этой картине все личные и профессиональные черты Телегиной слились в уникальный образ матери в общечеловеческом масштабе. Когда она прочитала сценарий, то сразу же поняла, что во что бы то ни стало должна сыграть эту роль. Лев Кулиджанов и Яков Сегель сильно рисковали, приглашая комедийную актрису Телегину на драматическую и даже трагическую роль, ведь она потеряла мужа, а старший сын с войны вернулся инвалидом. Много лет спустя Кулиджанов говорил, что другой актрисы в роли Клавдии Кондратьевны, матери трёх братьев Давыдовых, он не представляет, и не понимает, зачем перед съёмками тратил время на пробы. Кулиджанов и Сегель угадали в Телегиной большую драматическую актрису.
«Дом, в котором я живу» (1957)
«Дом, в котором я живу» (1957)
«Олеко Дундич» (1958)
«Стучись в любую дверь» (1958)
«Баллада о солдате»
В сценарии фильма «Баллада о солдате» роль безымянного шофёра была написана для мужчины. Когда съёмки были в самом разгаре, режиссёр Григорий Чухрай решил, что играть эту эпизодическую роль должна Валентина Телегина. В этом не было никакой натяжки: во время войны в тылу многие женщины, заменив мужчин, ушедших на фронт, крутили баранки старых разбитых полуторок. Валерий Ежов написал для Телегиной длинный монолог, но она попросила оставить лишь несколько фраз. В этом коротком эпизоде Телегина сыграла целую судьбу: у неё на фронте был сын, у неё было уставшее лицо – она не спала вторые сутки, с экрана смотрели, доставая до самой печёнки, печальные, полные отчаяния голодные глаза.
«Баллада о солдате» (1959)
«Прощайте, голуби» (1960)
Одним из подлинных шедевров, сыгранных Телегиной стала заключённая Кораблёва в снятом в 1960 году Михаилом Швейцером фильме «Воскресение» по одноимённому роману Льва Толстого.
«Человек идёт за солнцем» (1961)
В 1961 году Валентина Телегина получила звание Заслуженной артистки РСФСР, в 1974-м она стала Народной РСФСР.
«Живые и мёртвые»
В 1964-м в фильме Александра Столпера «Живые и мёртвые» по роману Константина Симонова Телегина сыграла тётю Пашу, которая пришла в одну из частей московского народного ополчения, просила взять её санитаркой, сказала, что не только будет перевязывать раненых, но и лучше молодых вынесет их с поля боя.
«Живые и мёртвые» (1963)
«Сказка о потерянном времени» (1964)
«Три тополя на Плющихе» (1967)
Телегина прожила всего 64 года. Здоровье подорвала война, купание в холодной воде Балтики, голодные послевоенные годы, непутёвая дочь и брат, вернувшийся из-за границы. Её диагнозов хватило бы на целый стационар: бронхиальная астма, диабет, больное сердце, слабые сосуды. Её реже приглашали сниматься, но когда звали, и она соглашалась, работала с полной отдачей. До последнего дня она хотела работать. Она даже написала собственный сценарий, но не нашла того, кто бы снял по нему фильм. Последней ролью Телегиной стала повар в пионерлагере тётя Паша в музыкальном фильме «Завтрак на траве», снятом Николаем Александровичем в 1979 году. Озвучить роль Телегина не успела, и сделала это Елена Максимова.
«Телеграмма» (1971)
«Завтрак на траве» (1979)
4 октября 1979 года Валентина Телегина умерла.
автор: Николай Кузнецов