Кто-то из руководителей складывая немалые суммы в собственный карман, кто-то под шумок приватизировал театры…
Великий артист
Этот актёр снялся почти в шести десятках картин, сам поставил 11, снялся в 17-ти телеспектаклях, поставил 11 спектаклей, сам сыграл в 53-х. В театре и кино Юрий Соломин своих героев – разведчиков, учёных, аристократов, следователей и прокуроров – наделял лишь одному ему присущим достоинством, честностью и обаянием. Он был верен Малому театру и возглавлял его 36 лет.
Детство
Юрий появился на свет 18 июня 1935 года в Чите. Родители, Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна преподавали музыку в городском Доме пионеров. С раннего детства Юру преследовало одно воспоминание, которое долгое время казалось ему лишь страшным сном: ему было всего два года, когда однажды, в канун нового года он выбежал в коридор дома, где жил с родителями, бабушкой и дедом, и увидел, что его деда, Анания Моисеевича уводят какие-то люди. Мама плакала, провожая отца, а бабушка быстро собирала вещи в чемодан. Из тюрьмы дед так и не вернулся. С тех пор новогодние праздники в семье не отмечали.
Почти через полгода после начала войны, 12 декабря 1941-го в семье родился Виталий. Первым в Дом пионеров на музыкальные занятия и в танцевальный кружок пошёл Юра, а когда подрос Виталик, они стали ходить вместе. Мама хотела, чтобы старший сын стал доктором, а он уже в восемь лет решил, что пойдёт в актёры. Во время войны в Чите было развёрнуто несколько госпиталей, куда с фронта везли раненых. Как-то Юра в одном из них прочитал стихи, и получил в награду кусок сахара, что в те времена для 7-летнего пацана было просто королевской наградой.
Театральное училище
В 1949-м 14-летний Юра посмотрел документальный фильм, рассказывавший про Малый театр, про его историю и великих актёров, и с тех пор решил, что работать он будет только в этом театре. (Он тогда ещё не знал, что актёры в театрах не работают, а служат). После окончания школы в 1953-м году Юрий отправил документы в театральное училище им. Михаила Щепкина при Малом театре. Родители отнеслись к выбору старшего сына по-разному: отец поддержал, а мама просто смирилась. Проблема была в деньгах: во-первых, учёба в творческом вузе стоила 500 рублей в год, и, во-вторых, до Москвы ещё нужно было добраться: билет от Читы в столицу стоил приличных денег. Вторую проблему решил отец, работавший в то время хормейстером во Дворце культуры Забайкальской железной дороги, и ему раз в год полагался бесплатный проезд в любой конец страны и обратно, но ему разрешили взять билеты в одни конец на двоих. Через десять дней пути отец и сын приехали в Москву, и Юрий впервые увидел Малый театр.
В том году приёмную комиссию возглавляла великая актриса Малого театра, сталинский лауреат и Народная артистка СССР Вера Пашенная. На вступительных экзаменах Соломин, как был после дороги, закопчённый паровозным дымом, читал стих Маяковского о советском паспорте, но почему-то развеселил всю комиссию, особенно, Пашенную. Юрий так пыжился, произнося пафосный текст, так комично лез в свои широкие не первой свежести штаны, чтобы извлечь красную паспортину, что комиссия умирала от смеха. Он был уверен, что с треском провалился, утром пошёл в училище, чтобы забрать документы и ехать домой, но в приёмной комиссии ему сказали, что он прошёл во второй тур. Дальше было уже проще: он сразу приглянулся Пашенной и был зачислен в «Щепку», получил койку в общежитии и стал столичным жителем. Чтобы добыть деньги на прожитьё и оплату учёбы Юрий подрабатывал на железнодорожных станциях, ночами разгружая вагоны, а утром, едва успев забежать в общежитский душ, бежал на занятия и репетиции студенческого театра. Оплату за обучение отменили только в 1956-м, когда Юрий учился на предпоследнем третьем курсе.
«Бессонная ночь» (1960)
Семья
На первой же лекции Юрий увидел девушку, которая, опоздав, забежала в аудиторию и села на единственное свободное место как раз рядом с ним. Девушка была старше него на 4 года, звали её Ольгой Андриановой, они моментально влюбились друг в друга, на четвёртом курсе поженились, и прожили вместе 60 лет. В 1965 году у них родилась дочь Дарья.
«Музыканты одного полка» (1965)
«Погоня» (1965)
Брат
В 1959-м, спустя 10 лет после Юрия в Москву приехал Виталий, и Юрий, к тому времени актёр Малого, несмотря на то, что особо близких отношений у братьев никогда не было, помог ему подготовиться к экзаменам. Виталий очень робел, и на первый экзамен его едва ли не за руку отвела жена Юрия Ольга. Комиссию снова возглавляла Пашенная. Впервые увидев намётанным взглядом Виталия, она спросила, есть ли у него брат Юрий, и получив утвердительный ответ, она сразу же рекомендовала его на курс трёхкратному сталинскому лауреату Михаилу Анненкову.
Первые роли в кино
В том же году, когда Виталий поступил в «Щуку», известный режиссёр Исидор Анненский пригласил Юрия в производственно-лирическую драму «Бессонная ночь» и сразу на главную роль инженера Павла Каурова. Картина, но, главное, дебютная работа Соломина были весьма жёстко раскритикованы в журнале «Искусство кино». После этого Соломин сыграл ещё в нескольких не слишком удачных фильмах, в том числе, «Сердце матери» и «Верность матери» Марка Донского. Виталий в это время сыграл главные и большие роли в таких картинах, как «Председатель» Алексея Салтыкова, «Любимая» Ричарда Викторова, «Женщины» Павла Любимова, «Старшая сестра» Георгия Натансона, «Крепкий орешек» Теодора Вульфовича, и стал, в отличие от Юрия, узнаваем на улице.
«Сердце матери» (1965)
«Верность матери» (1966)
«Весна на Одере» (1967)
У Юрия в театре дела складывались не очень: свою первую главную роль Хлестакова в «Ревизоре» по Николаю Гоголю он получил только через 9 лет после прихода в Малый театр. Спектакль прошёл с большим успехом, критика восторгалась игрой Соломина, и это означало, что к нему, наконец-то пришло долгожданное признание не только публики, но и коллег.
«Адъютант его превосходительства»
В 1968 году известный режиссёр Евгений Ташков пригласил Юрия на небольшую роль офицера штаба генерала Ковалевского в 5-серийном телефильме «Адъютант его превосходительства». Главную роль советского разведчика капитана Павла Кольцова должен был играть Михаил Ножкин. Однако, увидев Соломина в офицерском мундире, Ташков моментально всё переиграл, и отдал ему главную роль. Сказать по правде, я не совсем представляю, как брутальный Ножкин сказал бы: «Видишь ли, Юра…».
«Адъютант его превосходительства» (1969)
«И был вечер, и было утро…» (1970)
«Даурия» (1971)
Премьера фильма состоялась в 1969 году, и уже после первой серии улицы пустели, а те, у кого не было телевизора, просились в гости к обладателям «голубого экрана». Когда стало ясно, что живым Кольцов не выберется, женщины рыдали, словно потеряли близкого человека. После этого фильма Юрий Соломин стал настоящей звездой советского кино: он активно снимался по два – пять фильмов в год. В 1971 году Юрий Соломин стал Заслуженным артистом РСФСР. В том же году в героическом фильме Виктора Трегубовича «Даурия» братья Соломины впервые сыграли вместе. На съёмках этого фильма Виталий упал с лошади и получил травму спины, которая впоследствии и свела его в могилу.
«Инспектор уголовного розыска» (1971)
«Дерсу Узала»
В 1974 году всемирно известный японский кинорежиссёр Акира Куросава пригласил уже Народного артиста РСФСР Юрия Соломина на главную роль Владимира Арсеньева в совместной советско-японской двухсерийной картине «Дерсу Узала». Съёмки потребовали от Соломина больших физических усилий: добиваясь достоверности, Куросава предпочитал работать в условиях, максимально приближенным к тем, о которых писал Арсеньев, хотя в амурскую тайгу предпочёл не забираться и снимал в центре России. В 1975-м «Дерсу Узала» получил «Оскара» как лучший иностранный фильм, демонстрировавшийся в США. О том, что стал оскаровским лауреатом, Соломин узнал через несколько лет, да и то случайно: на церемонию вручения статуэтки поехали люди из Госкино, не имевшие отношения к созданию картины.
«Дерсу Узала» (1975)
«Блокада» (1974, 1977)
Бесплатных пирожных, как известно, не бывает: с приходом популярности женщины стали буквально осаждать Юрия, его сердце пытались завоевать первые красавицы Советского Союза и дочери первых лиц страны, а он всю жизнь любил одну единственную свою женщину.
«Хождение по мукам»
В 1975 году Василий Ордынский пригласил Михаила Ножкина играть Рощина, а Юрия на роль Ивана Телегина в 13-серийный телефильм «Хождение по мукам». Это была уже вторая экранизация романа Алексея Толстого: в первой, 3-серийной, снятой Григорием Рошалём в 1957 году Телегина играл Вадим Медведев, а Рощина – Николай Гриценко, и понятно, что сравнения исполнителей были неизбежны. (На мой взгляд зрителя, пара Ножкина и Соломина была лучше). Съёмки проходили в Крыму в разгар туристического сезона, и артистов караулили на каждом шагу, причём, мужчинам приходилось отдуваться за двоих: исполнительницы ролей сестёр Булавиных – Кати и Даши Светлана Пенкина и Ирина Алфёрова были, по сути, дебютантками, и их почти никто не знал в лицо. После успешного показа «Хождений по мукам» Юрий сравнялся по популярности с братом, и это равенство на время сблизило Юрия и Виталия, а в 1979-м они сыграли вместе в оперетте Яна Фрида «Летучая мышь». Но Юрию не нравилось, что вся Москва обсуждает роман Виталия с молодой актрисой Малого театра и уже известной киноактрисой Еленой Цыплаковой, которая была младше него на 17 лет, и на этой почве братья часто ссорились.
«Хождение по мукам» (1974-1977)
Гастроли в Киев
Когда Малый театр поехал на гастроли в Киев, у Юрия внезапно начались желудочные боли. Доктора его, жену и руководство театра успокоили: мол, простое пищевое отравление, и, на всякий случай, сделали обычное при таком диагнозе промывание желудка. Невнимательность врачей едва не стоила Юрию жизни: вечером прямо на сцене он потерял сознание, «скорая» привезла его в ближайшую больницу, где дежурные хирурги сделали срочную операцию, и буквально вытащили Соломина с того света: у него был перитонит. Упади Юрий в обморок чуть позже, его бы не спасли.
«Летучая мышь» (1978)
«Обыкновенное чудо» (1978)
После Хлестакова Юрий семь лет ждал нового образа в театре. В 1973-м режиссёр Пётр Васильев поставил в Малом «Пучину» Александра Островского, где Юрий сыграл главную роль Кирилла Кисельникова, которому было 22 года, а Соломин был на 16 лет старше.
«Берег его жизни» (1984)
«ТАСС уполномочен заявить…» (1984)
Режиссёр
В 1981-м Юрий Соломин как режиссёр поставил двухсерийный телефильм «Скандальное происшествие в Брикмилле» по пьесе весьма модного в те годы в СССР английского писателя Джона Пристли и сыграл в нём главную роль банкира Джорджа Кэттла. Спустя четыре года Соломин поставил трёхсерийный телефильм «Берег его жизни», о русском путешественнике Николае Миклухо-Маклае, вновь сыграв там главную роль. Любимыми ролями в кино Юрий считал Леопольда Штубе в картине Алексея Салтыкова «И был вечер, и было утро», и небольшую роль гестаповского гауптштурмфюрера Геттеля в фильме Виктора Георгиева «Сильные духом» про легендарного разведчика Николая Кузнецова, снятом в 1967 году.
Малый театр
В середине 80-х худрук Малого Михаил Царёв разрешил Виталию Соломину поставить на малой сцене театра пьесу Льва Толстого «Живой труп». Главную роль в этом спектакле исполнял сам Виталий. Но перед самой премьерой Царёв спектакль вдруг забраковал, потом решение своё отменил, но с условием, что главную роль сыграет Юрий. Тот хотел спасти режиссёрский дебют брата, и согласился, но вокруг все шептались, что всю эту ситуацию вокруг спектакля инспирировал Юрий, а его якобы желание помочь брату – это всего лишь хорошая мина при плохой игре. Насколько достоверна такая версия, теперь уже никто не скажет. Фактом остаётся то, что Виталий ушёл в театр им. Моссовета, а вернулся в Малый, когда после смерти Царёва его возглавил Юрий, и сам Виталий стал играть главную роль в «Живом трупе», скорее её опровергает. При худруке Юрии Соломине Виталий поставил чеховских «Иванова», «Дядю Ваню» и совершенно не характерный для академического театра мюзикл «Свадьба Кречинского» по Александру Сухово-Кобылину.
«В начале было слово» (1992)
Малый театр Юрий, став Народным артистом СССР, возглавил в 1988 году, когда на пенсию ушёл многолетний руководитель Михаил Царёв. Соломина не назначали сверху, а актёры единогласно избрали на общем собрании. Время для любого театра – Малый исключением не был – было не самым лучшим: люди стали меньше ходить в театр, театры стали меньше ставить новые спектакли, и люди ходили в театр ещё меньше. Это был замкнутый круг, и, чтобы вырваться из него, чтобы выжить, театральные помещения стали сдавать под бутики, салоны, рестораны, и казино. Кто-то из театральных руководителей ловил рыбку в мутной воде, складывая немалые суммы за аренду в собственный карман, кто-то под шумок приватизировал театры. Юрия Соломина никто в подобных гешефтах упрекнуть не мог: он умудрялся крутиться, и не сдал коммерсантам ни метра священной территории, хотя ему предлагали баснословные деньги за кусочек театра в самом центре Москвы, на него давили и даже угрожали. В Малом всегда платили не много, но Соломин ни разу не задержал зарплату.
В 1990-м Соломин вынужденно оставил кабинет в Малом театре и переехал в кабинет министра культуры РСФСР. Впрочем, задержался он там чуть больше, чем на год, и вернулся: не понравилась ему чиновничья доля в рассыпающейся стране.
Тяжёлая утрата в жизни
27 мая 2002 года Юрий Мефодиевич стоял, отвернувшись лицом к стене, подняв руки над головой, и не произнося ни слова: в этот день умер Виталий. Этот уход стал одной из самых тяжёлых утрат в жизни Юрия. Окружающие знали, что братья не были близкими друзьями и общались, в основном, в театре. Юрий в тот момент понимал, что не успел сказать брату что-то важное и услышать такой же важный ответ, и теперь знал, что никогда не скажет и не услышит. После смерти брата Юрий убрал из репертуара все его спектакли, долго не объяснял этот свой поступок, а потом сказал, что не представлял себе эти постановки без Виталия и боялся кого-либо вводить.
«Горе от ума» (2002)
«Московская сага» (2004)
В середине 2000-х Малому театру понадобился капитальный ремонт: специалисты утверждали, что если ничего не делать, фундамент здания съедет в подземную реку Неглинка. Вероятно, в тот момент Соломин пожалел, что он не министр культуры, но деньги на ремонт, всё же, добыл, и после пятилетней реконструкции театр снова принял зрителей. В 2019 году Минкульт РФ, признавая заслуги Соломина в руководстве театром, подписало с ним контракт на пожизненное руководство Малым театром.
«Исаев» (2009)
11 января 2024 года у себя дома Юрий Соломин умер.
автор: Николай Кузнецов