Звезды забытого генерала

Есть генералы, офицеры и даже солдаты, обласканные славой, о которых и в войну, и после писали газеты, снимались фильмы, в честь них ставились памятники, создавались дома-музеи. Мы никогда не забудем и имена воинов, отдавших жизнь на поле боя, и тех, кто денно и нощно ковал для победы грозное оружие — изобретателей пистолета-пулемета Шпагина, самолетов — Ильюшина, Яковлева, создателей танка Т-34, «Катюши».

Казалось бы, наша совесть чиста. Однако надо признать, что многие из тех, кого можно поставить рядом с признанными героями, оказались незаслуженно забыты. Скромность этих людей не меньше их заслуг, ведь они никогда не тре­бовали для себя наград и почестей.
Настало время, когда им стоит воздать должное.

Звезды забытого генерала
Всякий, кому доводилось проезжать по Ленинградскому шоссе в Москве, наверняка видел памятник в виде огромных бетонных перекрещенных балок. Так отмечен рубеж, до которого дошли немцы глубокой осенью 1941 года. На фотографиях, показывающих Москву тех горьких дней, можно заметить эти же конструкции в их реальном виде — изготовленные из стальных балок, железнодорожных рельсов.
Это знаменитые противотанковые ежи, с помощью которых защитники столицы готовились остановить резвые немецкие танки. Именно «ежи» были избраны авторами памятника в качестве символа непреодолимого заграждения. Кстати, это единственный в стране, если не во всей Европе, монумент, изображающий противотанковое инженерное препятствие.

Звезды забытого генерала
Ирония истории — памятник ежу есть, а вот его изобретателю… к сожалению, даже мемориальной доски нет на стене дома, где он жил. Его имя — Михаил Львович Гориккер.

Противотанковые ежи известны со времен Древнего Рима

Вермахт был остановлен на ближних подступах к столице героизмом ее защитников, применивших все доступные средства — от противотанковой артиллерии до знаменитых бутылок с зажигательной смесью, которые сегодня у нас совершенно безосновательно называют на американский манер «коктейль Молотова».
Одну из основных ролей в остановке немецких танков сыграли противотанковые заграждения — надолбы, рвы. Ежей же только под Москвой было установлено более 37 тысяч 500 штук. И это не считая самих улиц столицы.
После первого же знакомства с противотанковыми ежами немцы уже не решались спорить с ними, хотя поначалу лихим панцер-зольдатен казалось, что бесконечные линии выставленных на мерзлой земле металлических «звездочек» не представляют собой никакой угрозы, танк с разгона раскидает их и дви­нется дальше. Однако оказалось, что бесхитростное с виду устройство обладает свойством истинно «русского коварства». Еж не просто препятствует дальнейшему движению стального чудовища, он останавливает его, лишает возможности двигаться, делая легкой добычей.
Немногие представляют себе суть действия противотанкового ежа. Кажется, что перед нами заграждение, известное со времен галльских походов Юлия Цезаря. Еще тогда древние саперы брали три прочных деревянных кола, заостренных с обоих концов, скрепляли их крест-накрест с помощью веревок и расставляли на поле, чтобы затруднить движение вражеской пехоты и кавалерии. Пока воины растаскивали «рогатки», протискивались между ними, шло время, и строй фаланги нарушался. В этот момент можно было контратаковать.
С изобретением колючей проволоки эти рогатки стали оплетать. Их останавливающие возможности настолько возросли, что в Первую мировую это повлекло за собой изобретение танков: машин, сочетающих в себе пулеметный огонь, броневую защиту и гусеницы, обеспечивающие преодоление пехотных проволочных заграждений. То есть, танк был создан именно для того, чтобы проложить пехоте дорогу среди рогаток и проволоки.
Противотанковый еж своей формой похож на ту самую рогатку, в общих чертах повторяет ее конфигурацию, естественно, отличаясь материалом — сталь вместо дерева. Однако на этом сходство исчерпывается.
Принцип работы совершенно иной. Изюминка изобретения заключается в том, что высота ежа рассчитана так, чтобы в лежачем положении он был несколько выше клиренса танка. Вот эту-то изюминку и нашел генерал Гориккер. В ней вся суть изобретения, сделавшая его поистине легендарным.

Словно жук на булавке…

Приближаясь к ежу, танкист пребывает в уверенности, что танк просто подомнет его под себя либо сдвинет. Но еж податлив и под ударом лобовой брони начинает перекатываться, уходя под днище. При этом его высота увеличивается, поскольку одна из трех балок поднимается в вертикальное положение. Танк уходит на еже вверх, сцепление гусениц с грунтом резко уменьшается и машина повисает, словно жук на булавке. Инерция движения танка заставляет ежа перекатиться вновь, он возвращается на все три точки опоры, принимая устойчивое положение.
Все. Танк завис и теперь не имеет достаточного сцепления с грунтом. Попытки слезть с ежа приводят только к тому, что гусеницы все больше и больше выбрасывают из-под себя землю. При этом нередко рога попадают между гусеничной лентой и катками, пробивают днище. Еж начинает уродовать ходовую часть танка, рвет гусеницу.
Итак, еж сделал свое дело. Танк неподвижен и представляет собой отличную мишень для противо­танковой артиллерии. В этом-то и состоит предназначение данного препятствия.
Становится понятным, почему, после того как немецкие танкисты познакомились с ежами, они отказывались от атаки, только увидев впереди грозную конструкцию.

История страны в одной биографии

Так кто же такой генерал Гориккер? Его судьба не менее интересна, чем его изобретение. В биографии Михаила Львовича отразилась история нашей страны двадцатых — сороковых годов.
Родился Михаил Львович в 1895 году. В Первую мировую 19-летним пареньком попал на фронт. Воевал честно и отважно, тому свидетельством два солдатских Георгиевских креста. В Гражданскую войну он — проверенный и надежный большевик. О том свидетельствуют его должности — ни много ни мало комиссар госпиталей Юго-Западного фронта, комиссар командных курсов тяжелой артиллерии, комиссар пехотных командных курсов. В конце войны Гориккер — уже главный инспектор Политуправления Красной Армии по военно-учебным заведениям. Должность высокая, престижная и необременительная.

Звезды забытого генерала
Но Михаил Львович делает в своей жизни крутой поворот. Вместо того чтобы благоденствовать там, где вполне можно обходиться старым багажом знаний, он в 1929 году поступает простым слушателем в военную академию моторизации и механизации. Начальник над всеми военными академиями сел за парту простым учеником! В 1933 году он заканчивает академию по первому разряду и получает звание военного инженера мотомехвойск РККА. На фотографии в академическом дипломе — Гориккер с одним ромбом в петлице и эмблемой технического состава. Уйти с высокой должности, сменить два или три комиссарских ромба на один ромб военного инженера — это поступок, на который мало кто решится.
По окончании академии Михаил Львович назначается начальником Московского танко-технического училища. Не так уж много было в армии военных инженеров с высшим образованием, чтобы оставлять его на вторых ролях.
В 1938 году училище передислоцируется в Киев. В 1940 году в первом списке учрежденного в Красной Армии нового звания Михаилу Львовичу было присвоено звание генерал-майора технических войск.
Начало войны. Гориккер — командующий обороной Киева. Тяжелая ответственность и острейшая нехватка сил и средств для создания прочного оборонительного рубежа подталкивают мысль генерала. Он работает круглосуточно, днем издает приказы по городу, а ночью мастерит что-то странное из клея и спичек, непо­нятные маленькие конструкции.
3 июля 1941 года на полигоне Сырец Киевского танкового училища придуманная и сконструированная Михаилом Львовичем «шестиконечная противотанковая звездочка Гориккера” доказывает свою эффективность. Спустя три месяца под Москвой их уже 37 500.
Противотанковому препятствию солдаты быстро присваивают название «еж», которое закрепляется потом и в официальных документах. А изобретателю в знак благодарности торжественно вручают… фотоаппарат!

Что было потом?

Отходящие от Москвы немцы, бросая вышедшие из строя пушки, танки, автомобили, хозяйственно увозили с собой попавшие в их руки ежи. Велико же было удивление красноармейцев, когда, ворвавшись в Германию, они встретили своих старых знакомых: своё ущербное противотанковое препятствие — бетонные надолбы, называемые хвастливо «зубы дракона», немцы дополняли противотанковыми ежами.
А генерал продолжал выполнять свои обязанности, не требуя за это ни наград, ни славы. В годы войны и после занимал командные долж­ности на фронтах и в центральном аппарате Министерства обороны. В 1950 году ушел в отставку. По здоровью. Из-за многочисленных ран, полученных во всех войнах, из-за трех инфарктов, из-за постоянных волнений и стрессов.
Человек проявляется не только в масштабных, судьбоносных делах, но подчас в самых обыденных, казалось бы, неприметных.
Оказавшись «вне дел», Михаил Львович не смог сидеть сложа руки. Огромные многометровые липы, тополя, клены, создающие сегодня во дворе дома, где он жил, приятную прохладную тень, пар­ковую тишину и уют, 55 лет назад, еще маленькими саженцами, были посажены его руками.
Когда в скорбный октябрьский день 1955 года Министерство обороны предоставило автобусы для желающих проводить генерала в последний путь, не хватило машин. Сотни простых людей, подчас бедных стариков и старушек, живущих по соседству, пришли проститься с очень добрым человеком. Оказалось, многим из них он помогал, доставал дефицитные лекарства, просто делился, чем мог, с совершенно незнакомыми людьми.
Они называли его «наш генерал». И еще — «сыночек».

источник: www.tampereclub.ru

AesliB