Владимир Кручинин. Погиб за испанский Сталинград

13 октября 1936 года, механик-водитель танка БТ-5 Владимир Кручинин, чье имя сегодня высечено на памятной доске Ростовского электровозоремонтного завода, вместе с Первым интернациональным полком вступил в первый бой против испанских фашистов. Танк был подбит. Целый день советский экипаж отстреливался и сумел выйти из окружения. В этом бою Владимира ранило, он остался жив.

Владимир Кручинин. Погиб за испанский Сталинград

В начале 1936 года в Советском Союзе начали формироваться танковые бригады из числа добровольцев. Отбирали не всех. Учитывалась профессиональная подготовка, опыт вождения танков разных модификаций в разных полевых условиях. Во внимание также принималась производственная и служебная характеристики. А они у Владимира Кручинина были положительные.
Его судьба была похожа на судьбы многих ростовских мальчишек, которые рано поняли, что нужно помогать родителям и вместе с ними становились у станков, работали подсобными рабочими в цехах. Кстати, и сегодня на Ростовском электровозоремонтном заводе работают потомки тех, кто в далекие годы по зову сердца добровольцем уходил на финскую, испанскую, Великую Отечественную войну.

Другой вкус испанской воды

Сборы были недолгими: в заплечный рюкзак клали самое необходимое, ложку, кружку, документы, смену белья, Все это стягивалось в тугой узел, закидывалось за плечи, и отправлялся человек уже далеко от своего родного дома, от родных заводских стен. И только там, на войне, в редкие минуты затишья Владимир Кручинин по-настоящему понял, как все же хорошо было там, в мирной жизни, когда после заводского гудка они шли дружной толпой к заводской проходной, обменивались шутками, пытались познакомиться с заводскими девчонками, пили холодную воду из городских фонтанчиков. Больше всего Володя вспоминал на войне этот удивительный вкус донской воды. Там, в Испании, куда прибыла бригада танкистов, привкус у воды был совершенно другой, пахло войной.

Первая танковая бригада

Володя прибыл в Испанию среди других 350 танкистов, в которых больше всего нуждалась воюющая Испания: в отрядах сопротивленцев почти не было механиков-водителей, а те, что были, обладали небольшим опытом вождения и не могли противостоять противнику. Поэтому советский Союз в октябре 1936 года направил первых 80 танкистов под командованием Семена Кривошеина. Изначально планировалось, что эти первые танкисты начнут обучение испанских специалистов, но вышло так, что советские танкисты практически сразу вступили в бой в районе Мадрида. Военная обстановка менялась с каждым часом и времени на обучение испанских экипажей не оставалось. Через месяц, в ноябре было принято решение об отправке на испанский фронт очередную группу советских танкистов под руководством Дмитрия Павлова.

Владимир Кручинин. Погиб за испанский Сталинград
Так была сформирована первая в Испании танковая бригада, в которой воевал Владимир Кручинин.
Танки, на которых пришлось воевать, были разными: Т-26, БТ-5. Но все же основными танками, которые с успехом прошли боевое крещение в боях стали БТ-5. Первую партию – 50 танков — доставил в Испанию корабль «Кабо Сан-Аугустин», который вышел из Севастополя в июле 1937 года. Вместе с ними была группа сопровождающих танкистов. Большая же часть танкистов отправлялась в Испанию в основном из Ленинграда, куда собирались со всех концов Советского Союза механики-водители. Приехал туда из Ростова и Владимир Кручинин.

Выпестованный революцией и отцом

Он родился в Ростове в 1912 году, в простой семье железнодорожного рабочего и они все жили в районе, который горожане называли Лендворец. До революции здесь находилось знаменитое Затемерницкое поселение рабочих: река Темерник разделяла город на две части. На одной стороне жили состоятельные горожане, а на другой теснились рабочие кварталы и промышленные предприятия.
До сих пор здесь кое-где сохранилась старинная тротуарная плитка и дома, построенные в конце XIX века. Этот район обладал несомненным местным колоритом, расположившись на высоком холме, он получил свое название Лендворец за активные революционные движения, которое со всей силой проявилось здесь в 1902 году. Началась знаменитая Ростовская стачка, выпестованная, в том числе, и в заводских цехах Главных железнодорожных мастерских.

Владимир Кручинин. Погиб за испанский Сталинград
Из заводских ворот выходили разгневанные рабочие, чтобы свергнуть старый режим и обрести для себя и своих детей новую, свободную власть. После революционных событий железнодорожные мастерские, где работал Владимир, были переименованы в Ростовский электровозоремонтный завод имени Ленина (сокращенно РЭРЗ), имя которого было в то время легендой.

Простой путь рядового танкиста

Рабочий путь Владимира Кручинина был очень простым. Он закончил восемь классов школы и пошел учиться на заводское фабричное училище, а по его окончании отправился работать паровозоремонтный завод, так тогда именовался РЭРЗ. Здесь же он стал одним из тысячи участников добровольного комсомольского движения по строительству Магнитогорского металлургического комбината. Получив из заводского отдела кадров путевку на стройку, он попрощался с родными и поехал строить один из самых огромных заводов страны. Когда эта стройка закончилась, отправился со своими товарищами в Москву, на строительство стадиона «Динамо». А когда вернулся домой в Ростов, его ждала повестка в армию, он был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию в 22-летнем возрасте.
На дворе стоял 1934 год. До его главной войны, на которой он сложил свою светлую голову, оставалось еще два года.
После принятия присяги, Владимира отправили на обучение вождению танками разной модификации, а по окончанию учебы он попал в 13-ую механизированную бригаду. Владимир Кручинин стал одним из самых опытных механиков-водителей в бригаде. Это было решающим фактором при отборе кандидатов-добровольцев на войну в Испанию.
Отец Володи был одним из самых активных участников революционного движения, он часто рассказывал своему сыну, как организовывалась и проходила борьба против угнетателей рабочего класса. И когда началась война в Испании за свободу народа, в стороне Владимир оставаться не мог. Ведь свобода простого народа вошла в его кровь навсегда. И он поехал бороться в Испанию за свободу таких же простых людей, каким он был сам.
Советский народ не мог остаться безучастным в то время, когда испанский народ сражался против фашиствующего режима Франко. Тысячи добровольцев отправлялись в далекую Испанию, чтобы погибнуть.

Первый боевой экипаж

Владимир Кручинин вместе со своими однополчанами сначала прибыл в Арчен, город, окруженный горами, и чтобы проехать к нему, пришлось пробираться по узкой извилистой дороге, которая петляла, огибая горы. В Арчене находился базовый лагерь республиканцев, где размещался учебный центр сопротивления. Здесь уже вовсю шла работа по формированию нового танкового соединения, получившего название Первый интернациональный отдельный танковый полк. Так как у испанцев не хватало механиков-водителей и командиров танков, то большинство танков были укомплектованы советскими военными.
Владимир Кручинин вошел в состав Первого интернационального танкового полка, став механиком-водителем. Ему шел 25-ый год и он был одним их самых опытных танкистов. Пока шло формирование полка, Владимир занимался обучением испанских военных премудростям вождения танка БТ-5. Изначально в Испанию направлялись танки другой модификации – Т-26, но они плохо себя показали: подвеска и гусеничный движетель работали не надежно. Поэтому было принято решение использовать в войне танков БТ-5, которые показали себя с лучшей стороны.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB