В 1991 году мундир Кожедуба продали американцам

8 июня 1920 года родился один из самых результативных пилотов второй мировой войны, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Он уничтожил на своем истребителе 62 самолета противника, в том числе первый немецкий реактивный истребитель МE-262.  При этом его самолет никогда не был сбит.

Как часто в истории нам представляют отлакированных героев, которые никогда не совершали ошибок, а стойко и мужественно шли к своей цели. И в этом заключается главная ошибка: необходимо со всей тщательностью и скрупулезностью показывать все тернии, через которые прошли люди, чтобы,  в конце концов, стать образцом мужества. Судьба Ивана Кожедуба мало ему благоволила. С самого детства его жизнь была подвержена тяжелым испытаниям. А дорога в небо казалась изначально не такой счастливой, как в итоге оказалась.

В 1991 году мундир Кожедуба продали американцам

Нежданный младенец

Кто мог предполагать тогда в 1920  году, после неурожая и страшного голода, что этот белоголовый младенец, родившийся у истощенной матери станет героем самой страшной войны XX века. А тогда в селе Ображиевка, где проживали Кожедубы, от засушливой жары пересох ручей, разделяющий на две части оскудевшую от голода деревенскую улицу. Надо было думать, как прокормить шестерых детей, отец из последних сил выбивался, чтобы его маленькие ребята не погибли от голода, он нанимался работать на местную фабрику, а вечерами занимался вместе с матерью обычным крестьянским трудом и спешил в церковь, где работал старостой. Приучал он к нелегким испытаниям и своих детей. Отец старался, чтобы они обучались грамоте, читали книжки. Ивану досталась от старшей сестры книга, по которой старшие его братья научили смышленого малыша первым буквам. Он стал читать в шесть лет.

Волю закалял отец

Но отец старался закалить в нем волю. Уже стал легендой случай, который Иван впоследствии рассказывал. Отец заставил его идти в темную ночь сторожить фруктовый сад. А когда сын его спросил: «Зачем сторожить деревья, когда воров не было в округе?» На этот вопрос отец ему ответил, что так он готовит его к будущим испытаниям в жизни, которые, возможно, будут намного труднее, чем темная ночь в саду. Это была истинной правдой.

Однажды вместе со своими друзьями они решили порыбачить на Десне. Поднялся сильный ветер, лодка перевернулась — два мальчика оказались в воде. Друг Ивана утонул, а он сам, ухватившись за ветку дерева, вконец обессилел и разжал руки в тот момент, когда его старший брат Александр подплыл на баркасе и успел втащить брата на лодку.

 Нечего равняться на журавля

Иван повторил судьбу молодого поколения того времени: семь лет он просидел за школьной скамьей, а потом его отправили учиться на рабочий факультет Шосткинского химико-технологического техникума.

Свою первую встречу с крылатой машиной, Иван описал в своей книге так: он играл в кегли, когда услышал нарастающий в небе шум мотора. Он бросил свое занятие и стал ждать приближения самолета, а когда его увидел, то на него напала оторопеть. Тогда предприимчивые летчики предлагали покататься на самолете за плату, но Иван это сделать не решился, ему казалось, что это – какое-то чудо, а пилоты — сказочные, нереальные люди.

В 1991 году мундир Кожедуба продали американцам

Он пошел в местный аэроклуб, чтобы записаться в курсанты, но там ему ответили, что набор уже закончился. Иван вернулся домой, а на следующий день снова пошел к уже знакомым воротам и настойчиво потребовал его взять учиться. Видя упорство молодого человека, его зачислили в штат с обязательным условием – он должен догнать остальных учащихся по теоретической части до начала полетов. Иван не спал по ночам, но вовремя освоил всю теорию, став лучшим учеником.

Впрочем, о своих летных успехах отцу он не признавался потому, что его брату на просьбу сына о полетах ответил ему, что за журавлями ему не стоит гоняться в небе. Услышав такие слова, Иван в горести задумался. Его родной матери, которая защищала его, своего «последыша» от сурового отца, рядом уже не было: она умерла от непосильного бремени крестьянского труда, когда Иван начал только-только учиться в техникуме. Теперь не кому было ему поделиться своими самыми сокровенными мечтами о небе.

Отец все же узнал о его увлечении потому, что начались каникулы в техникуме, где учился сын, а он все равно рвался в Шостки, где находился аэродром. Иван вставал с рассветом, чтобы успеть к занятиям. Отец отговаривать своего сына от увлечения не стал.

Наследник героев

Ивана призвали в ряды Красной Армии, где он смог настоять на продолжение своей учебы в знаменитой Чугуевской школе военных летчиков, где до революции готовили пехотных офицеров. По количеству Георгиевских кавалеров это училище было среди первых в Российской империи, выпускники сражались на Шипке, на русско-японской войне, в годы первой мировой войны. А сам город Чугуев считался во времена Ивана Грозного надежным  пограничным форпостом, основанным еще во времена татаро-монгольского ига.  Воинские традиции нескольких поколений российских воинов были в буквальном смысле сконцентрированы в этом городе и своими духовными корнями придавали новому поколению солдат душевные силы для ратных подвигов.

В 1991 году мундир Кожедуба продали американцам

На фронт его не брали

Иван Кожедуб в школе пилотов прошел полугодовое обучение по ускоренной программе: в 1940 году летчиков старались уже поставить в строй как можно быстрее. Но Ивана оставили в училище, в нем разглядели талант педагога и он стал обучать курсантов с такой строгостью и требовательностью, что получил от них прозвище «Триждыдуб». Он не обижался.

Когда началась война, все его настойчивые рапорты об отправке на фронт, получили отказ. И только в 1942 году Иван, наконец, смог первый раз вылететь на боевое задание по приказу командира 240-го истребительного авиаполка майора Солдатенко. Вскоре полк получил новый самолет Ла-5, но Кожедуб остался не доволен новой машиной: оснащенная пятью баками для топлива, она была тяжеловесной и уступала по скорости самолетам противника, боекомплект тоже был недостаточным.

Первый бой

Состоящий очередной вылет по охране аэродрома, оказался для Ивана настолько неудачным, что его на какое-то время отстранили от полетов, а потом разрешали подняться в воздух от случая к случаю.

В тот злополучный день произошло вот что: Кожедуб потерял из вида своего ведущего, а потом увидел приближающиеся самолеты, которые он сначала принял за своих, а когда намеревался уже открыть огонь, захотел убедиться, что его самого не атакуют. А его атаковали – в хвосте уже пристроился самолет противника, который нанес выстрел фугасно-осколочным снарядом, который попал в кабину летчика. Иван с трудом начал сажать свой самолет, а тут еще советские зенитчики, не разобравшись в «каше» воздушного боя, открыли по его самолету огонь, приняв за немецкий истребитель.

В 1991 году мундир Кожедуба продали американцам

После этого молодого летчика надолго лишили неба. Он стал анализировать свои ошибки, чертить бесконечные схемы боя, перенимая методику ведении сражения у Александра Покрышкина. Так на земле он продолжал учиться летать. А бои шли жестокие.

6 июля 1942 года Иван сбил  первый пикирующий бомбардировщик Юнкерс-87 над деревней Завидовка, на следующий день поразил второй в районе станции Гостищево.

Сбил два самолета в один день

Через несколько дней, 9 июля над Красной Поляной Кожедуб сбил истребитель  Bf.109 и такой же самолет противника уничтожил в небе над деревней Покровка.

Навигационная линейка Кожедуба

В бою над Курской дугой вырабатывался особый почерк ведения самолета, присущий Кожедубу. Он овладел наукой высшего пилотажа, выполняя «горки», пикирование на предельной скорости. Всегда носил с собой навигационную линейку типа НЛ-7 – ее длина 23 сантиметра — для того, чтобы со всей тщательностью производить радиус разворота самолета по крену и скорости, находить оптимальное сочетание скорости атаки, прокладывать курс с учетом бокового ветра. Сегодня эта линейка является частью экспозиции, посвященной легендарному летчику в музее Вооруженных сил.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB