Критика в газетах
Однако покровительство вождя не спасло фильм от критики. В газетах появилось немало разгромных статей, где по крупицам разбирали работу режиссера и актеров. Режиссеру доставалось больше всего. Причем Любовь Петровну преимущественно хвалили, а вот Леонида Утесова, сыгравшего роль пастуха, большей частью подвергали критике: журналисты того времени не знали о том, что этот фильм задумывался специально для Утесова, но ему досталась волею кинематографической судьбы не главная роль. Да и награды – Орловой досталась внушительная премия, а Утесову фотоаппарат – тоже были не равнозначными.
Идеальное звучание
Обычные люди полюбили Орлову за ее огромное трудолюбие: всю жизнь она каждое утро становилась у балетного станка. Она тренировалась упорно и нещадно, чтобы добиться идеального звучания своих каблучков в кинематографе. Актриса смогла найти ту невидимую грань, которая приносила другим людям, взирающим на нее с экрана неизъяснимое ощущение счастья. Шагая с сумкой почтальона в фильме «Волга-Волга» она, накануне съемок фильма, примерно в течение трех месяцев действительно работала почтальоном и разносила обычным людям письма и газеты, вызывая у них большое удивление. А в ходе подготовки фильма «Светлый путь» встала около ткацкого станка и сумела овладеть профессией ткачихи, чтобы потом виртуозно петь и вправлять в станок нити. Лжи в своей работе Орлова не допускала. Недаром за она была дважды удостоена Сталинской премии. Первый раз в 1941 году, второй – в 1950 году.
Лицо актрисы нужно распознать
Орлова стала олицетворение добра, счастья и света. Именно таким смог показать ее лицо Григорий Александров, который учил операторов правильно работать с Орловой. Если посмотреть первые кинопробы актрисы, то можно со всей очевидностью убедиться, насколько они были неудачными. Сама Любовь Петровна показывала впоследствии свои неудачные фото своей подруге – актрисе Рине Зеленой и говорила, как ей было сложно на первых порах: режиссеры отказывали ее снимать, находя, что на носу у нее горбинка, а щеки получаются впалыми и обезображенными. До Александрова Орлова смогла сняться только в двух эпизодических ролях, больше ее не приглашали. Григорий же смог поставить камеру так, чтобы лицо Орловой засияло.
Ее эпоха как нельзя лучше сочеталась с тем, что после аскетизма гражданской войны, 30-е годы наполнялись весельем: открывали рестораны, пели цыгане, звучал джаз. И на этой волне фильмы с участием Орловой стали дополнительными символами социалистической страны, сохранившиеся до наших дней.
Три любви Орловой
Личная жизнь Орловой складывалась не столь безоблачно и весело, как в ее фильмах. Через ее судьбу прошла суровая реальность. Первый муж – Андрей Берзин, возглавлял одно из главных советских учреждений, занимающихся земельными вопросами, был арестован в 30-х годах. И если первый раз он все же вернулся к жене, но повторный арест разлучил их на долгие годы. Он отбывал наказание в лагерях, о его судьбе Орлова осмелилась спросить лично у Сталина, когда была на одном из приемов, посвященных выходу фильма. Он ее просьбу удовлетворил. Орлова была принята сотрудником НКВД, который рассказал ей о том, что ее муж в лагере отбывает наказание.
Она увиделась со своим мужем уже после смерти вождя, когда была сама замужем за Александровым: Берзин побывал у нее в гостях, они проговорили несколько часов, а потом он поехал к себе на родину, в Латвию, где умер от неизлечимой болезни.
Неизвестный импресарио
Второе серьезное любовное увлечение Орловой было связано с австрийским импресарио Францев. Впрочем, эта связь длилась всего лишь меньше года и не стала для актрисы судьбоносной.
Они говорили друг другу «вы»
О личной жизни актриса любить не говорила, но окружающие всегда с долей зависти наблюдали, как Орлова и Александров называют другу друга на «вы». Это больше всего поражала людей. В эпоху ельциновских реформ стали в прессе всплывать разоблачительные статьи, в которых утверждалось, что Александров и Орлова спали в раздельных спальнях и намекали на гомосексуальные наклонности режиссера, забывая о том, что у него от первой жены был рожден сын Дуглас, названный в честь американского героя. Да и дворянское происхождение Любовь Петровны тоже давало о себе знать в этом деликатном вопросе: ведь раньше в России в дворянских семьях была совершенно другая культура отношений между супругами. В частности, муж и жена спали отдельно, чтобы сохранить прелесть своих отношений. Родные и близкие актрисы говорят о том, что эти два человека горячо и искренне любили друг друга, заботились о сохранении нежности в отношениях.
Наследство Орловой внук в 90-х годах отдал за бесценок
После череды ярких и неоднозначных комедийных фильмов, наступила череда неудач. Ряд фильмов Александрова, где снималась Орлова, на широкий экран не выпустили из-за низкого художественного мастерства. Нареканий игра актрисы не вызывала, а вот режиссера обвинили в непрофессионализме.
Многие зрители до сих пор помнят лицо пожилой актрисы, которое появлялось рядом с Петром Вельяминовым в фильме «Скворец и Лира», который также подвергли профессиональной абстракции. Но эти неудачи актрису не сломили. Ей было чрезвычайно неприятно наблюдать, как уходит режиссерская звезда ее мужа, но она не сдавалась, переключилась на работу в драматическом театре. Но больше всего она запомнилась почитателям озорной девчонкой, которая свежим вихрем ворвалась в жизнь советских людей и скрасила ее своей неповторимой радостью.
Она умерла от рака поджелудочной железы в 1975 году, а богатейшее творческое наследие – фотографии, переписка, киноленты – оказались в эпоху безвременья 90-х годов разграблено. Оставшееся наследство было продано за бесценок ушлому адвокату, имевшему влияние на внука Александрова, который отдавал даром бесценное наследие своей семьи, думая, что она никому уже не интересна. Он глубоко заблуждался. Пройдут годы — звезду Орловой люди не забудут.
Специально для AesliB, Полина Ефимова