Один из самых знаменитых боевых лётчиков Молодчий Александр Игнатьевич

На любой вопрос командира о месте самолёта сразу же следовал исчерпывающий ответ. Иногда обстановка заставляла лётчика изменять курс по 10 — 15 раз, и штурман незамедлительно учитывал все эти многочисленные маневры.

Слаженность экипажа особенно наглядно проявилась в дальнем полёте на Кёнигсберг. Задание выполняла группа из нескольких самолётов. Молодчий летел ведущим. У линии фронта на высоте более 7000 метров их встретили грозовые облака. Молодчий дал экипажам команду действовать самостоятельно. Решили обходить облачность с севера. Несколько раз пришлось менять курс и высоту. Но пробить слой кучевых облаков не удавалось. Так и шли в облаках: попали в сильный снегопад. Снег пробивался в кабину, стало мокро, приборы заиндевели, самолёт болтало.

Лететь в таких условиях было очень тяжело. Лишнее движение сделал — устал. Но, несмотря ни на что, экипажи дошли до Кёнигсберга, этого арсенала гитлеровской армии. Дошли и нанесли удар по врагу. Полёт от цели снова проходил в облаках, в снегопад, в болтанку. Поднялись до 8000 метров. Облакам не было видно конца. У стрелка — радиста перестал поступать кислород из баллона, начало сказываться кислородное голодание. Молодчий тоже устал. Снова пришлось обходить грозу. Наконец уже над своей территорией, у Торжка, облачность вдруг кончилась, и экипаж увидел восходящее солнце.

Сели в Клину. Бензина оставалось в баках всего около 15 литров. Экипаж пробыл в воздухе 9 часов 22 минуты, из них свыше 7 часов — в облаках. Чтобы понять, каких неимоверных усилий стоило всем, и прежде всего лётчику, это задание, следует вспомнить, что на самолётах тогда ещё не было многих точных приборов, которые устанавливаются теперь и помогают в длительных полётах вне видимости земли, не было на Ил-4 и автопилота. Поэтому лётчик ни на секунду не мог бросить штурвал самолёта. Воля к победе, выдержка, мастерство всех членов экипажа определили успех. Каждый из них сделал всё, что мог. Взаимная поддержка удесятеряла их силы. Недаром именно после этого полёта Александр Игнатьевич Молодчий сказал о Куликове: «Золотой у меня штурман». С неменьшим правом могли сказать эту фразу члены экипажа о своем лётчике и командире.

Молодчий не просто отличался высоким лётным мастерством. Он неутомимый новатор, постоянно ищущий новые способы действий, новые тактические приёмы. Это он явился инициатором применения светящих авиационных бомб для освещения цели перед нанесением бомбового удара. Особенно эффективно он применил их 11 июля 1942 года при налёте на железнодорожный узел Брянск, который имел весьма сильную противовоздушную оборону. Самолёт Молодчего вышел в район Брянска на высоте 2300 метров. Когда он заходил на цель, противник огня не открывал. Это дало штурману возможность спокойно произвести боковую наводку и сбросить бомбы. Они попали в железнодорожный эшелон. В тот же момент Куликов сбросил 4 светящие бомбы. Дальнейшая маскировка врага теперь уже являлась бессмысленной. Сразу вспыхнули десятки прожекторов, с земли открыли по самолёту ураганный огонь. Но поздно! Станция была освещена как днём. Наши бомбардировщики, шедшие за самолётом Молодчего, нанесли меткие и сильные удары по цели.

Самолёт Молодчего был подбит. Машина плохо слушалась рулей, и лётчику с большим трудом удавалось удерживать её в горизонтальном полёте. Когда затем на стоянке осмотрели самолёт, все были удивлены, как можно было на нём вообще держаться в воздухе. 60 пробоин насчитали механики на израненном бомбардировщике. Осколками зенитных снарядов пробило бензобаки, фюзеляж, плоскости… И тем не менее самолёт долетел до аэродрома, как бы специально для того, чтобы наглядно доказать свои изумительные боевые качества, прочность конструкции, а также великолепное мастерство и волю советского лётчика, чья твёрдая рука не дрогнула ни на секунду на штурвале.

Экипаж мог быть вполне удовлетворен итогами этой боевой ночи: враг понёс большие потери. В результате массированного удара были закупорены основные выходы железнодорожного узла к линии фронта. Инициатива Александра Игнатьевича Молодчего в этой операции была отмечена командиром авиационной дивизии в специальном приказе от 13 июля 1942 года:

«Заместитель командира эскадрильи Герой Советского Союза капитан Молодчий исключительно самоотверженно, с большим мастерством… подсвечивал цель, в результате чего эскадрилья, а за ней и весь полк имели возможность прицельно бомбардировать освещенную цель».

За отличную боевую работу в ту ночь командир соединения объявил экипажам во главе с Молодчим благодарность.

Вскоре произошло ещё одно знаменательное событие: часть была преобразована во 2-й Гвардейский авиационный полк авиации дальнего действия. Эту высокую честь личный состав заслужил своими самоотверженными делами. За год экипажи полка совершили 2500 боевых вылетов, из них 1786 ночью. На военно — промышленные объекты и живую силу врага было сброшено более 3000 тонн бомб. В воздушных боях экипажи сбили 24 истребителя противника, 2 лётчика удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 172 человека были награждены орденами.

Во всех этих славных делах во имя Родины немалая доля принадлежала экипажу Героя Советского Союза Молодчего. Днём и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях громили ненавистных захватчиков Молодчий и его боевые друзья. Они накопили боевой опыт, совершив многие десятки боевых вылетов на бомбардирование скоплений войск и боевой техники противника в различных районах за линией фронта, налёты на железнодорожные узлы, на занятые врагом аэродромы, а также в глубокий вражеский тыл — на Кёнигсберг, Данциг и другие города.

Теперь каждому из них по плечу было любое задание. Но самым трудным был полёт на бомбардирование Берлина. Накануне вылета полк получил на пополнение новые машины. На одной из них должен был лететь Молодчий, поскольку его прежний самолёт был повреждён огнём зенитной артиллерии. Всю ночь неутомимые техники готовили бомбардировщик к дальнему полету. Обычно в таких случаях, прежде чем отправляться в дальний путь, принято предварительно опробовать машину в воздухе, чтобы узнать её лётные качества, количество расходуемого горючего, масла и так далее. На этот раз времени для облёта не оставалось. Ограничились перелётом с центральной базы на промежуточный аэродром, расположенный в 90 километрах от линии фронта, и примерно подсчитали фактический расход бензина и масла.

Аэродром, с которого предстояло вылететь на вражескую столицу, для предельно нагруженных бомбардировщиков оказался весьма неудобным: грунт ухабистый, вязкий, сразу за краем лётного поля начинался лес. Лётчику приходилось взлетать «с подрывом», то есть движением штурвала насильно отрывать машину от поверхности аэродрома. Это опасно, поскольку самолёт ещё не успевал набрать нужную скорость. Но недаром Молодчий считался одним из самых искусных лётчиков во 2-м Гвардейском полку. Он мастерски произвёл взлёт предельно загруженного бомбардировщика. Перед линией фронта самолёт вошёл в облака.

Недалеко от Кёнигсберга экипаж Молодчего вышел в район ясной погоды. Уже видны сильные очаги пожаров. Стреляют зенитки. Самолёт стал набирать высоту: 6500, затем 6700 метров… Натруженно гудят моторы. Каждая сотня метров высоты требует большого терпения от лётчика. К тому же Молодчий, чтобы экономить горючее, старался не давать максимальные обороты моторам. Наконец решили прекратить набор высоты. Позже, над Берлином, Молодчий подумал, что им следовало всё же забраться повыше, — такая лавина зенитного огня обрушилась на бомбардировщик над целью.

Конечно, все члены экипажа изучили систему противовоздушной обороны вражеской столицы. Им хорошо было известно, что город обнесен тремя поясами зенитных орудий всех калибров, в каждом поясе — до 1000 орудий и обслуживающие прожекторы к ним. Вокруг города — аэродромы ночных истребителей, а над ним — сотни привязных аэростатов, незаметных для самолётов, летящих ночью. И всё же действительность намного превзошла ожидания.

К Берлину экипаж Молодчего вышел первым. Это было видно по тому, как вдруг, заслышав гул самолёта, на земле включили зенитные прожекторы. Вот вспыхнули и начали шарить по небу их фосфорические голубоватые лучи. Ближе, ближе… Вот один из них скользнул по фюзеляжу самолёта, и сразу на помощь ему устремился другой, третий. Лётчик резко снизился и направил самолёт в спасительную темноту. Правда, при этом пришлось потерять метров 300 высоты. Зато прожекторы погасли. Ночь была лунная, тёмный массив затаившегося города хорошо просматривался сверху. Штурман Куликов вывел самолёт на боевой курс. Ещё несколько мгновений, и он нажал кнопку бомбосбрасывателя. Серия мощных фугасных бомб отделилась от самолёта и устремилась вниз. Теперь там сразу всё пришло в движение. Сотни прожекторов включились и начали лихорадочно шарить в небе, вспышки снарядов гроздьями повисли вокруг самолёта. Экипажу никогда ещё не приходилось подвергаться такому обстрелу.

Уйти от лучей прожекторов практически было невозможно. Молодчий поглубже опустил сиденье, включил полный свет в кабине, чтобы не быть ослеплённым прожекторами, и повёл самолёт, ориентируясь только по показаниям приборов. 14 минут летели сквозь огонь врага. И когда наконец вырвались из зоны противовоздушной обороны, все облегчённо вздохнули. Теперь командир экипажа приказал стрелку — радисту дать радиограмму в Москву: «Задание выполнено, возвращаемся домой». В ответ поступило два коротеньких слова: «Все ясно».

Через 9,5 часов пребывания в воздухе экипаж Молодчего возвратился на свою базу…

В период контрнаступления Советской Армии под Сталинградом 2-й Гвардейский полк дальних бомбардировщиков, в котором служил А. И. Молодчий, активно помогал нашим наземным войскам, нанося удары по резервам, железным дорогам ж аэродромам противника. Экипаж Молодчего в то время совершал по 2 боевых вылета в ночь.

190 тысяч километров пролетел самолёт Молодчего над территорией врага, свыше 200 тонн бомб сбросил он на его различные военные и промышленные объекты. Александр Игнатьевич Молодчий на выдающиеся заслуги в борьбе с фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и геройство был награждён второй медалью «Золотая Звезда». Штурману экипажа Сергею Ивановичу Куликову присвоено звание Героя Советского Союза.

автор статьи А. Киселёв.

( Из материалов сборника — «Люди бессмертного подвига, том 2».  Москва, 1975 год. )

источник: airaces.narod.ru

AesliB