Один из самых знаменитых боевых лётчиков Молодчий Александр Игнатьевич

А закончилась война — назначили командиром полка. Тут бы и в Академию, но ему дали дивизию. Ещё долго пришлось долётывать самолёты военного времени, пока не пришли им на смену четырёхмоторные дальние бомбардировщики Ту-4. За ними последовал бурный «приход» тяжёлых реактивных самолётов. Появилась и атомная бомба. И всё это в спрессованное время. Напряжение лётной жизни в те годы было невероятным.

Но, вот, Андрей Николаевич Туполев выкатил новый корабль — межконтинентальный стратегический бомбардировщик Ту-95. Это — аж до Америки и обратно !

Государственное руководство приняло решение сформировать авиадивизию. Стал вопрос и о её командире. Случай тут особый — выдвижением не обойтись, если по штату даже командиры полков — генералы. Среди множества прекрасных и опытных командиров дивизий предпочли Александра Молодчего — умелого, инициативного, самого молодого и талантливого генерала.

Ему одновременно пришлось и огромный, сверхклассный аэродром доводить до ума и принимать первые корабли — носители ядерного оружия. Полёты вокруг аэродрома и на коротких маршрутах длились недолго. Вскоре, сколотив вокруг себя группу наиболее крепких экипажей, комдив повёл их к Северному полюсу, за полюс, в Атлантику, где лежали ближайшие пути к вероятному противнику. Потом подросли другие экипажи. Дивизия наливалась крепкой боевой силой, формировала новые эскадрильи и полки, стала на ядерное дежурство.

Но вот пришло время и высоким наукам. В 1959 году, после окончания Академии Генерального штаба, Александр Иванович был назначен командиром дальневосточного корпуса Дальней авиации. Корпус крупный, рассредоточенный на половине России — 2 дивизии стратегических бомбардировщиков, одна дивизия — дальних и несколько отдельных полков. На огромных оперативных просторах есть где развернуться. Молодчий тренирует свои полки на океанских и заполярных маршрутах, на незнакомых полигонах, отрабатывает дозаправку топливом в полёте. Да и сам, меняя типы машин, вдруг устремляется, во главе боевых групп, то к дальним рубежам Тихого океана, то к северным широтам, а по завершении тех рейдов не редко садится на береговых или островных тундровых аэродромах — Чекуровка, мыса Шмидта, острова Врангеля…

Крепкий был корпус у Молодчего — собранный, слётанный — ни погода, ни время суток ему не помеха. Комкор неутомим, работает много — ищет новые пути повышения боеготовности. Он инициативен и настойчив, но не во всех своих начинаниях находит поддержку у нового Командующего Дальней авиации. В споре с ним постепенно возникает острейший конфликт, в котором, как показало время, прав оказался Молодчий. И трудно сказать, чем ещё он мог завершиться, если бы не вмешалось случайное обстоятельство — Молодчий приболел, прихватило сердце. Отлежаться бы — и дело с концом. Но командующий этот случай не упустил — направил на Восток целую бригаду врачей со строгим предписанием — списать «мятежника». И те не ослушались.

А «мятежнику» всего 45 лет! Он и в 70 был крепок как орешек и только позже, потеряв Александру Дмитриевку, — с юности свою супругу, которую всю жизнь любил нежно и преданно, — немного сдал. Но недуги не укротили его нравственную силу.

Несмотря на свою «географическую» оторванность, он не только хорошо сведущ в авиационных событиях, но и, как прежде, строг в своих взглядах на явления общественной жизни и непримирим в суждениях о человеческих поступках. Написал несколько книг воспоминаний о своей фронтовой деятельности. Его хорошо знают и высоко чтут в авиационной среде, в лётном братстве. А недавно поднялся в небо новенький сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 «АЛЕКСАНДР МОЛОДЧИЙ»…

Генерал — полковник авиации Василий Решетников.

( Из материалов журнала «Авиация и Космонавтика».  2000 год, № 8. )

*     *     *

Р А Т Н Ы Й    Т Р У Д

 

Резкий вой сирены нарушил тишину воскресного утра. Тревога !

Младший лейтенант Молодчий, захватив с собой небольшой чемодан, побежал на аэродром. И сразу же всё, что было намечено на этот выходной день, отодвинулось куда-то на задний план…

В ту весну сигналы сирен часто раздавались в гарнизонах в самое различное время — и днём, и ночью, и в будний, и в воскресный день. Вся наша армия напряженно училась. Учебно — боевая тревога становилась смотром боевой готовности. Поэтому в войсках относились к ней как к неизбежной необходимости, хотя и не всегда приятной. Так было и в то утро. Никому не хотелось думать, что это надолго.

Приняв от техников самолёты, опробовав моторы и доложив о готовности к вылету, лётчики привычно расположились неподалёку от самолётных стоянок в ожидании дальнейших распоряжений. Высказывались самые различные предположения насчёт того, как скоро может последовать отбой. Некоторые говорили, что сейчас будет отдан приказ на вылет, и тогда уже, конечно, дел хватит на весь день без остатка. Другие считали, что вылета не может быть, так как совсем недавно уже вылетали по тревоге на бомбометание и задание выполнили хорошо. Но на этот раз отбоя тревоги не последовало. В жизнь каждого советского человека в то памятное воскресное утро вошла война.

Александр Молодчий считал, что теперь он не может ни одного дня оставаться в Воронеже, и его место там, на фронте. Однако в гарнизон стали прибывать лётчики из Гражданского Воздушного Флота. И ему, совсем молодому командиру звена, приказали обучать этих лётчиков полётам на бомбардировщике. Конечно, в другое время можно было бы только гордиться столь почётным поручением. Но в те дни Молодчему казалось это совсем неподходящим делом. К тому же большинство лётчиков, которым он помогал освоить бомбардировщик, явно превосходили своего учителя по опыту лётной работы. Некоторые из них были «миллионерами», то есть налетали уже миллион километров, а иные провели в воздухе уже по нескольку тысяч часов на самых различных типах самолётов. «Ученики» осваивали незнакомую для себя боевую машину очень быстро и легко, и поэтому несложность его обязанностей как инструктора разочаровывала Молодчего ещё больше.

Но ничего не поделаешь, приказ есть приказ, и младший лейтенант Александр Молодчий с утра и до поздней ночи поднимался в воздух, чтобы дать затем разрешение на самостоятельный полёт очередному «миллионеру».

Наконец в июле, после недолгой поездки в Москву по вызову Ставки, в Воронеж вернулся командир — полковник Н. И. Новодранов. По его приказанию группа лётчиков, которая осваивала бомбардировщик конструкции Ермолаева, построилась. Полковник был предельно краток.

— Я назначен командиром авиационного полка, — сказал он. — Вы все войдёте в его состав. Главная задача для каждого сейчас — овладеть полётами на бомбардировщике в ночных условиях. Но летать будем не отсюда, а с другого аэродрома.

И личный состав вновь организованного авиационного полка вылетел в Ростов для тренировки в полётах ночью. Освоение новой машины проходило в сжатые сроки. Младший лейтенант Молодчий сразу показал незаурядное мастерство. Поэтому в первую же ночь командир разрешил ему летать самостоятельно и в качестве инструктора контролировать других лётчиков полка. Лётчики овладевали полётами по приборам, учились летать в составе группы самолётов ночью.

Особая дружба связала Молодчего с ленинградцем Сергеем Куликовым, простым, хорошим парнем, умелым штурманом. За участие в боях на Халхин — Голе Куликов был награждён орденом Красной Звезды. Перед войной его назначили на должность штурмана эскадрильи. Весь свой трудный и славный боевой путь друзья прошли плечом к плечу, выручая и поддерживая друг друга. Вскоре лётный экипаж пополнился ещё двумя комсомольцами: стрелком — радистом А. Ф. Панфиловым и воздушным стрелком А. И. Васильевым.

Через некоторое время полк особого назначения начал свою работу. Александр Молодчий не без оснований рассчитывал, что ему и его друзьям одним из первых в полку доверят выполнение боевых заданий. За время тренировочных полётов все члены экипажа хорошо усвоили учебную программу. Каково же было их разочарование, когда выяснилось, что первые боевые задания поручены тем, кто имел наибольший налёт, то есть преимущественно лётчикам Гражданского Воздушного Флота. Они летали главным образом ночью, действуя в глубоких тылах врага, преодолевая расстояния, которые считались рекордными для того времени. Вот почему военным лётчикам, в том числе и Молодчему, не имевшим ещё достаточного опыта в длительных ночных полётах, приказали продолжать тренировки, чтобы научиться уверенно вести самолёт по заданному маршруту ночью только по приборам.

Упорные тренировки продолжались почти каждую ночь. И вот наконец Александру Молодчему приказали готовиться к боевому заданию. В первый раз экипаж вылетал днём. Цель, по которой предстояло нанести бомбовый удар, — вражеский гарнизон в Демянске. Проложен по карте маршрут, изучен район полётов и все подходы к цели, ещё раз уточнены все детали, проверена подготовленность каждого…

Всех охватило необычайное волнение. Боялись, что погода может ухудшиться и тогда вылет будет отменен. А погода и в самом деле не предвещала ничего хорошего. Однако страхи оказались напрасными. Командир дал разрешение на вылет, хотя метеорологические условия и не были благоприятными. Экипаж Молодчего точно вышел на цель и сбросил бомбы. Первое задание выполнено. И хотя оно оказалось несложным, лётчики запомнили его надолго. С тех пор и началась боевая страда Александра Молодчего.

После десятка полётов днём начали летать за линию фронта и ночью. Если считать по листкам календаря, то времени после первого боевого полёта прошло совсем немного. Но на войне счёт иной. Опыт и зрелость бойца измеряются не временем, а количеством схваток с врагом, числом сражений.

Быстро росла слава комсомольского экипажа и его командира. Александр Молодчий летал вдохновенно и страстно. Он был неутомим. Никакие препятствия не останавливали его на пути к цели. Бомбами, сброшенными Молодчим, уничтожено много вражеских солдат и офицеров, взорвано складов боеприпасов, бензохранилищ, немало подожжено железнодорожных эшелонов, разрушено переправ и мостов.

Ратный труд славных лётчиков — комсомольцев, их самоотверженность, героизм и мужество были отменены по заслугам. Уже в октябре 1941 года все члены комсомольского экипажа удостоились высоких правительственных наград. Его командиру — Молодчему присвоено высокое звание Героя Советского Союза. С. И. Куликов был награждён орденом Ленина. А. Ф. Панфилов и А. И. Васильев — орденами Красной Звезды.

Боевая работа продолжалась непрерывно. Взамен прежних Ер-2 полк получил более совершенные самолёты Ил-4.

Заместитель командира эскадрильи А. И. Молодчий одним из первых в части вылетел в бой на новом самолёте. Все дальше и дальше в тыл врага пролегают его маршруты. Боевая дружба экипажа проходит через все испытания и трудности. Ещё в первых боевых полётах штурман Куликов убедился, что его командир отлично пилотирует самолёт в самой сложной обстановке, не теряется, умеет проявить сметку и хитрость, чтобы обмануть врага неожиданным маневром. В свою очередь, Молодчий по достоинству оценил своего штурмана.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB