Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

В такие моменты он тщательно гримировался, чтобы не узнали, прятал костыли в багажник, и «бомбил» по ночам…

Богатырь

За свою не очень долгую творческую жизнь этот большой во всех смыслах актёр снялся почти в восьми десятках фильмов. Вероятно, из его современников никто не мог, да и сейчас не сыграет Ермака Тимофеевича, Петра Великого, Михайло Ломоносова, Фёдора Шаляпина лучше него. Сам Виктор Степанов в шутку называл себя памятником.

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

Детство

Виктор родился 21 мая 1947 года на крохотном Курильском острове Парамушир в 170 милях от Петропавловска-на-Камчатке и в 550 – от Южно-Сахалинска. Площадь острова едва превысила 2 тыс. кв. км, длина составляла 120, а ширина – 30 км, и японцы, жившие на острове до 1945 года, называли его Широким (если 30 км широкий, какой же тогда узкий?). В 1945 году в ходе Курильской десантной операции остров заняла Красная Армия, деревня Касивабара стала называться Северо-Курильском и получила статус города, хотя в то время на всём острове проживало не больше 3 тыс. человек. Родители Виктора прибыли на остров за год до рождения сына.

Вите было три года, когда погиб отец, мама увезла пятерых детей к своим родителям в Сердобск в ста километрах от Пензы. Сыну мама уделяла не много времени, всё воспитание легло на бабушку и деда: они отвели его в первый класс, они же были и на выпускном вечере. Он никогда не мечтал о театре и кино, считал их балаганом и баловством – мужик должен заниматься реальным делом: пахать землю, стоять у мартена, рубить уголёк, работать на заводе, водить грузовик.

«Кулёк»

Со временем точка зрения Виктора на театр изменилась кардинально. У него от природы был прекрасный баритон, и он мог стать оперной звездой, если бы кто-то поставил ему голос. Понимая, что одного умения петь под гармошку на завалинке у дома для поступления в консерваторию маловато, Виктор поехал в Ростов-на-Дону и поступил в музыкальное училище. Проучившись год, он понял, что выбрал не ту профессию, и, чтобы не попасть в армию, пошёл, куда брали – на режиссёрский факультет института культуры в Тамбове, или «Кулёк», как пренебрежительно называли его студенты престижных театральных ВУЗов. Но Виктор не унывал, да и до бабки с дедом было всего 200 км, и почти каждые выходные он от студенческой столовки уезжал в Сердобск.

Окончив институт, Виктор так никогда режиссёром не стал, а всю жизнь был актёром – сначала по распределению попал в Тамбовский драмтеатр, после «отработки» уехал в почти родной Южно-Сахалинск, где играл в областном драмтеатре, потом перебрался на материк в Новгород. Сыграть Степанов мог кого угодно, и всякий раз создавал яркий запоминающийся образ, но самой любимой осталась роль Кактуса в детской сказке. Этот неразговорчивый и симпатичный, несмотря на колючки, персонаж всё время жаловался, что его обижают пчёлки и ромашки. Могучий актёр, по его словам, готов был плакать и смеяться над своим Кактусом.

Подальше от цивилизации

В начале 80-х кочевать по провинциальным театрам и общежитиям Степанову надоело, лицедейство не приносило уму профессионального удовлетворения, и он решил пожить годик-другой в какой-нибудь деревне подальше от цивилизации, только чтобы обязательно на речке: не то, чтобы он рыбалку любил, а просто река придаёт дополнительную красоту. Он нашёл на Новгородчине село, снял домик, где пожилая хозяйка обещала его кормить, перевёз нехитрый холостятский скарб. В лицо его никто не знал, автографами не докучали, и первое время он просто сибаритствовал, бродил по полям и лесам, собирал ягоды себе и хозяйке, топил баню, вечерами заглядывал на деревенские танцы и посиделки. Но вскоре безделье дачника ему наскучило, он пришёл к директору школы и попросился в учителя истории – он с детства любил этот предмет, неплохо знал материал и умел увлечь своими рассказами. Директор невероятно обрадовалась, и приняла нового историка с удовольствием: учителей катастрофически не хватало, и историю читала химичка. Через год Степанов понял, что очень соскучился по театру, простился с хозяйкой дома, с директором школы и успевшими полюбить его учениками, и уехал в Тамбов.

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Иван Павлов. Поиски истины» (1984)

Первые роли в кино

Первый раз в кино Степанов сыграл, когда ему было за 30 в эпизоде в фильме не очень известного режиссёра Вадима Гаузнера «Комедия ошибок» по Вильяму Шекспиру, но роль была столь крохотной, что в титрах для него места не нашлось. Через шесть лет вышло сразу два фильма с участием Степанова: у Виктора Трегубовича в фильме «Прохиндиада или бег на месте» всё повторилось: небольшой эпизод и титры без него, зато в картине Карена Геворкяна и Владимира Македонского «Иван Павлов. Поиски истины» Степанов сыграл довольно большую роль отца главного героя. Возможно, с этого и началась его слава.

Михаил Ломоносов

Степанова для кино по-настоящему открыл 46-летний Александр Прошкин, снявший к тому времени уже восемь картин. Он видел Степанова то ли в тамбовском театре, то ли в фильме «Иван Павлов», и поначалу обратил внимание только на богатырскую стать актёра, что для роли Михаила Ломоносова было очень важно. Посмотрев на Степанова несколько раз, Прошкин понял, что тот не просто большой человек, но и большой артист, и вызвал из Тамбова никому не известного актёра. После проб он пошёл в худсовет «Мосфильма» утверждать Степанова, а там спросили: «Саша, это кто? Его же никто не знает, и сразу – на главную роль? Мы не провинциальная киностудия, чтобы снимать, кого попало!» Но Прошкин стоял на своём: «Кто ещё в Союзе может сыграть такую глыбину, как Ломоносов? Деньги на фильм выделены, время идёт, а актёра на главную роль нет. Дайте мне его, и я откажусь от Степанова». Худсовет примолк, потому, что равного Степанову гиганта в то время в СССР не было.

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Михайло Ломоносов» (1984-1986)

Берясь за сценарий Леонида Нехорошева и Олега Осетинского Прошкин понимал, насколько трудно будет воплотить образ великого русского учёного и реформатора науки: никто точно не может сказать, как на самом деле выглядел Ломоносов, ведь единственный доподлинно известный его прижизненный портрет кисти австрийского художника Георга Преннера бесследно исчез в 1917 году, а все портреты, висящие в музеях и картинных галереях, это копии по большей части неизвестных художников. Поэтому Прошкину пришлось весь образ Ломоносова придумать, практически с нуля и продумать до деталей и мелочей.

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Михайло Ломоносов» (1984-1986)

Приехав из заштатного Тамбова в снобистскую Москву, Степанов ничуть не стушевался, почти сразу стал своим, в друзья не набивался, но для каждого на съёмочной площадке – что для кинозвезды, что для гримёра и осветителя у него было нужное слово, жест или шутка. С чувством юмора у него всё было в порядке, но шутил он по-доброму, не обидно. На чужие шутки Степанов тоже не обижался, а шутили над ним часто: специально для роли Ломоносова он, и без того огромный, набрал 30 кг веса, и стал похож на скалу. Костюмы для фильма ему шили, а где взять повседневную одежду такого размера? Как же над этим не посмеяться?

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Отряд специального назначения» (1987)

Снимали «Михайло Ломоносова» почти четыре года, первые три серии показали в 1984-м, последние три – в 1986-м. После выхода первых серий телезрители изнывали от нетерпения и забрасывали редакцию письмами: когда будет продолжение? Успех был огромный, а Степанов моментально стал звездой и Заслуженным артистом РСФСР.

«Холодное лето 53-го»

Через год после Ломоносова Прошкин пригласил Степанова на не главную, но очень важную роль поселкового участкового старлея Манкова в картину «Холодное лето 53-го». Фильм буквально прогремел на всю страну, получил Госпремию, но Степанов остался без награды. Тем не менее, московские театральные режиссёры его признали, и стали наперебой звать в свои театры. Но Степанов в 1990-м поехал в Ленинград и поступил в труппу театра им. Ленинского комсомола. В этом театре Степанов сыграл лишь одну роль: в «Браво, Венеция!», но театр дал ему комнату в коммуналке – после гостиниц и общаг это было первое настоящее своё жильё Степанова. Он был почти счастлив, и двери его комнаты были открыты для всех.

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987)

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Вам что, наша власть не нравится?!» (1988)

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Дежа вю» (1989)

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Лестница» (1989)

«Война на западном направлении»

В 1990 году Тимофей Лещук и Григорий Кохан пригласили Степанова в Киев на главную роль генерал-майора Фёдора Чумакова в картину «Война на западном направлении» по наделавшей в конце 60-х много шума книге фронтовика Ивана Стаднюка «Война». Степанов работал здорово, но сам фильм отдалённо напоминал «Живых и мёртвых» Александра Столпера по Константину Симонову, но до его уровня явно не дотягивал. Однако именно там, в Киеве Степанов случайно познакомился со своей единственной женой. Это был настоящий подарок судьбы, и Наташа стала до конца жизни его ангелом-хранителем. Она хотела стать актрисой, а была на Киевской киностудии ассистентом режиссёра, который и попросил её отнести знаменитому актёру сценарий нового фильма. Она пришла к нему в гостиницу, потом он ей позвонил, и пока был в Киеве, они просто гуляли по городу. Потом она летала к нему на съёмки, и вдруг его озарило, что это и есть его женщина на всю жизнь. Наташа была на 20 лет младше Степанова, и первое предложение выйти за него замуж отвергла, но потом передумала: кто бы перед его обаянием устоял. Как-то, приехав к больному гриппом Виктору в Ленинград, обратно в Киев она уже не вернулась. Целый год Наташа не могла перейти на «ты» и обращалась к нему по имени и отчеству. Когда они поженились, Степанов уехал в Киев, обретя в лице Наташи и подругу, и жену, и мать, а позже – медсестру и няню. Он звал её Натусей и Мамиком, а ей стоило строго-ласково сказать: «Витюша», и он становился шёлковым.

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Война на западном направлении» (1990)

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Неизвестные страницы из жизни разведчика» (1990)

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Бухта смерти» (1991)

«Ермак»

Режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский, знаменитые своими сериалами «Тени исчезают в полдень» и «Вечный Зов», подбирая актёров на фильм «Ермак», никого, кроме Степанова на главную роль не видели. Но тут к ним как снег на голову свалился американский продюсер, заявивший, что вложит в картину большие деньги, если Ермака Тимофеевича будет играть голливудская мегазвезда Арнольд Шварценеггер. Режиссёры предложили компромисс: денег чуть поменьше, и Арнольд сыграет большую, но не главную роль атамана Ивана Кольцо. Шварценеггер был согласен, но тут воспротивились его импресарио: в соответствии с многолетним контрактом он должен был играть только главные роли.

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Ричард Львиное Сердце» (1992)

«Ермака» снимали 10 лет. В картине было много конных сцен, и в наиболее опасных Степанова подменял каскадёр. Однако в тот роковой осенний день 1994 года в сцене погони актёр, переоценив свои силы, решил всё сделать сам, упал с лошади и ударился спиной о землю. Дня три он отлёживался в номере, когда встал, к докторам не пошёл, понадеялся, что пронесёт. Про травму он вскоре забыл, жил полной жизнью, продолжал съёмки, веселился с друзьями. Спустя полгода после инцидента Степанов упал в бане и сломал шейку бедра. Сделали операцию, поставили искусственный сустав.

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Ермак» (1996)

Съёмки «Ермака» близились к завершению, Степанов себя не берёг, продолжал работать, словно боялся чего-то не успеть. После операции он передвигался только на коляске, поэтому для съёмок крупных планов его то к дереву прислоняли, то на лавку сажали. Когда снимали сцену гибели Ермака, дублёр ушёл в запой. В эпизоде горел лес, и после пары дублей он догорал, а денег на новый пожар, уже не было. Степанов встал с коляски, и спасал и лес, и дублёра, и всю картину, но его искусственный тазобедренный сустав сломался. Замена сустава стоила 4 тыс. долларов, но таких денег у Степановых не было. За 10 лет, что снимали «Ермака», деньги, выделенные на него, обесценились, страховки или выплаты за увечья контрактами вообще не предусматривались. Им повезло: в поезде по дороге в Киев, молодой человек – новый русский – узнал известного артиста, и спросил, почему он хромает. Узнав, в чём дело, он молча достал из барсетки 5 тыс. баксов. На эти деньги Степанову поставили новый сустав.

«Царевич Алексей»

Потом травмы пошли одна за другой: пришлось ставить искусственные суставы во вторую ногу и руку, но, несмотря на травмы, Степанов продолжал активно работать в кино. 1996-м питерский режиссёр Виталий Мельников, уже снимавший Степанова в пародийном фильме «Последнее дело Варёного» в роли сказочного бандита Варенцова, у которого, после того, как ему врезали по голове, внезапно проснулась совесть, пригласил его в фильм «Царевич Алексей». Степанов знал, что будет играть Петра I – эта роль была мечтой всей его жизни. И тут случился новый перелом ноги. Степанову не хотелось жить. Но режиссёр сказал, что у Петра был такой же перелом, что он будет ждать, пока Степанов сможет работать. И Мельников ждал: другого Петра он себе не мыслил. В этом фильме Пётр совершенно не похож на привычного всем императора из довоенного советского фильма Владимира Петрова по роману Алексея Толстого, где Петра играл Николай Симонов. Фильм Мельникова был не о государе, а об отце, о его любви к сыну.

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Царевич Алексей» (1997)

Степанов жил в Киеве, и на съёмки в Санкт-Петербург ездил на машине из экономии: на оплату частых поездок на поезде или номеров в гостинице денег у студии не было. Вместе с ним и Наташей ездил их любимый ротвейлер Обер, и постоянно лез в кадр. Пёс знал, что его любимый хозяин болен, и когда Степанова в очередной раз на «скорой» увезли в клинику, умер от разрыва сердца.

90-е

В 90-е жизнь во всём бывшем СССР была тяжёлой, а актёры – люди зависимые, когда нет съёмок, нет и денег. В такие моменты Степанов тщательно гримировался, чтобы не узнали, прятал костыли в багажник, и «бомбил» по ночам, а после работы расслаблялся традиционным способом: при помощи водки.

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Чистилище» (1997)

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Шизофрения» (1997)

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«День рождения Буржуя» (1999)

За 10 лет после травмы Степанов сыграл в тридцати фильмах, и не все роли были одинаково хороши – приходилась играть и проходные, но кто кинет в него за это камень? Сперва нужно было заработать на квартиру, потом понадобились огромные деньги на лечение. Соглашаясь на съёмки в заведомо слабых фильмах, оправдывался, что, помимо денег, они дают ему возможность потренироваться, чтобы поддержать мастерство и тонус – своего рода товарищеский матч.

Болезнь

Степанов дружил с послом России в Киеве Виктором Черномырдиным, и частенько его называли Виктором Степановичем, а Черномырдина – Виктором Фёдоровичем. Черномырдин, который сам болел раком, на свои деньги отправил Степанова в Германию, во Фрайбург, где ему поставили диагноз: саркома Юинга, то есть, рак костного скелета. Болезнь неизлечима, можно лишь немного продлить жизнь. Кто знает, поставь диагноз раньше, может, и прожил бы Степанов дольше. Он всеми силами и способами пытался обмануть болезнь. Временами у него это получалось, наступала ремиссия, иногда продолжительная, и ему казалось, что он выздоровел, иногда краткосрочная. Смертельная болезнь его не озлобила, он до конца оставался человеком. Кумиром Степанова был Павел Луспекаев – таможенник Верещагин из «Белого солнца пустыни». Свою последнюю роль он тоже играл, будучи, по сути, безногим.

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Вечера на хуторе близ Диканьки» (2001)

На съёмках «Доктора Живаго» Прошкина Степанов еле ходил. Во время работы над «Присяжным поверенным» Александра Горновского и Александра Пронкина съёмочная группа в буквальном смысле носила его на руках. Но перед камерой из беспомощного калеки он превращался в настоящего царского генерала. Это было за три месяца до его смерти.

Актёр Виктор Степанов: биография, первые роли в кино, Михаил Ломоносов и личная жизнь

«Егерь» (2004)

В декабре 2005 года Степанов настоял, чтобы их с женой обвенчали, но в то время был пост, венчаться нельзя. Он уговорил сделать это на Рождество, но не дожил – 26 декабря он умер.

автор: Николай Кузнецов

AesliB