Советские военные историки вполне справедливо называют войну в Корее в 1950-1953 гг. первым крупным военным конфликтом непосредственно между армиями Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Военно-воздушные силы Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) не имели численного перевеса над самолетным парком Южной Кореи. Еще немного усилий и сухопутные войска Корейской народной армии (КНА) вот-вот полностью установят контроль над полуостровом. Но помешали американцы. Они ввели осенью 1950 г. в Корею свои войска. Перелом был не в пользу КНДР и ей грозило полное уничтожение. Уже к концу октября 1950г. американские войска контролировали 90% территории страны. Тогда же в конфликт вмешались «китайские народные добровольцы» (КНД), на самом деле – бойцы регулярной Народно-освободительной армии Китая. КНДР устояла. Совместными усилиями корейская и китайская армии вынудили американские, и южнокорейские подразделения отойти к югу и даже заняли Сеул. В помощь наступавшим прибыла военная авиация Дальневосточного округа ВС СССР. Советские пилоты не сидели сложа руки. 1 ноября 1950 г. 6 истребителей МИГ-15 атаковали американские поршневые «Мустанги», которые патрулировали границу между Кореей и Китаем по реке Ялуцзян. Преимущество советской авиации было явным, и американцы отказались принять бой и ушли на свою базу. Активность американской авиации пошла на убыль. 8 ноября 1950 г. 70 самолетов США В-29 приступили к бомбежке моста через р.Ялуцзян. Эта переправа была стратегического значения – по ней проходило пополнение личным составом и снабжение всем необходимым КНД в Корее. «29-х» прикрывали «Мустанги» и реактивные истребители. В бой ринулись советские МИГи. Сначала американцы отвлекли их от своих «летающих крепостей» – бомберов. В результате воздушной схватки обе стороны потеряли по одному самолету. Благодаря вмешательству советских авиаторов мост не был полностью уничтожен, а получил незначительные разрушения. После этого боестолкновения военных самолетов СССР и США стали постоянными. В это же время по указанию руководства Советского Союза в Маньчжурии формируется 64-ий отдельный истребительный корпус (ИАК), которым командует генерал И.Белов. Советские МИГи по таким техпараметрам, как скорость, маневренность, вооружение опережали американские Ф-80 и Ф-84. Но новый «американец» Ф-80 имел некоторые преимущества над МИГами – это в аэродинамике, наличием автоматических радиодальномеров и высотных костюмов для пилотов. Ему-то и удалось как-то сбить советский МИГ, только «поступив на службу» в Корее. Советские летчики добивались результативности благодаря боевому опыту, стойкости, героизму и выносливости. О бытовых условиях боевой службы наших и американцев мы умолчим.
Следует заметить, что американской и советской стороне не удалось полностью решить поставленные задачи. Авиация США должна была уничтожать военные объекты Северной Кореи, инфраструктуру помощи со стороны КНР. Советские ВВС должны были всеми силами препятствовать этому. Снабжение КНД было стабильным. Но советской авиации не удалось оказать существенную воздушную поддержку войскам Северной Кореи и КНД в том, чтобы полностью занять Корейский полуостров. СССР пытался построить в Корее аэродром для передислокации сюда 64-го ИАК. Но американцы своими мощными авианалетами не позволили этого сделать.
По советской статистике наши потеряли в Корее 335 самолетов, сбили 1097 американских. В США считают, что потеряли в Корее 1041 самолет, сбили советских – 792. В начале войны по результативности в лидерах была советская авиация. В 1950-51 гг. на 1 сбитый советский самолет приходилось почти 8 американских. В 1953г соотношение 1:2. Т.е советские потери значительно возросли. США продолжали наращивать количественную составляющую своей авиагруппировки и это, вне самого сомнения, грозило советской авиации более значительными потерями. Но 27 июля 1953г. Корейская война закончилась. Что интересно, официально об этом, с высоких трибун, заявлено не было. Уставшие воевать, оставшиеся в живых, советские и американские летчики, собрав, кто вещевые мешки, кто саквояжи, отправились наслаждаться миром в свои родные пинаты. Надолго ли?
автор: Борис Ляшко