В 1946 г. была опубликована повесть Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» – рассказ о том, как в марте 1942 г. лейтенант Алексей Мересьев, чей самолет был сбит в бою, выпрыгнул с парашютом над занятой врагом территорией. При падении он повредил ноги, идти не мог, но восемнадцать суток полз по заснеженному лесу, пока не выбрался к своим. Чтобы Мересьев не умер от гангрены, в госпитале ему ампутировали ступни обеих ног. Однако Мересьев добился разрешения летать и вернулся в строй.
Уже через год на экраны вышел фильм с одноименным названием с замечательным Павлом Кадочниковым в роли летчика Мересьева. И повесть, и фильм потрясла советских людей. Еще большим потрясением было то, что фронтовой корреспондент газеты «Правда» Борис Полевой своего Героя не выдумал, что такой летчик на самом деле был, и звали его тоже Алексеем, только фамилия его была не Мересьев, а Маресьев, он действительно летал без обеих ног, сумел спасти двоих летчиков, сбил 7 самолетов противника. За эти подвиги 24 августа 1943 г. Алексей Петрович Маресьев был удостоен высшей награди Родины – Золотой Звезды Героя Советского Союза.
В Чуйской области, Жайылском районе республики Киргизия, в шестидесяти километрах от столицы Бишкека есть город Кара-Балта – в переводе с киргизского – «черный топор». Город небольшой, живет там не больше пятидесяти тысяч жителей – киргизов, русских, мусульман, христиан и других наций и конфессий. Во времена Советского Союза там построили один из крупнейших в Азии комбинат по переработке урановой руды. Сейчас многие предприятия закрыты, но, тем не менее Кара-Балта дает 2/3 промышленного производства всей Чуйской долины.
На Цетральной улице города находится православное Свято-Казанское мужское Архиерейское подворье. В июне 2016 в подворье появился неофит – монах, нареченный после пострига именем Киприан. В миру инок Киприан носит имя Валерия Анатольевича Буркова, он тоже Герой Советского Союза, он тоже был летчиком, и у него тоже нет обеих ног.
Валера родился 26 апреля 1957 г. в Шадринске – небольшом городе Курганской области, на полдороге между Курганом и Челябинском, в семье Анатолия Ивановича и Зинаиды Михайловны Бурковых. Его отец его был военным штурманом: в 1956 г. он окончил Шадринское авиационное училище штурманов, в 1969-м, когда сыну было 12, – Военно-воздушную академию им. Гагарина, преподавал в Челябинском высшем авиационном командном училище штурманов – знаменитом на всю страну ЧВАКУШ, в которое через несколько лет поступит и окончит его сын. (К слову сказать, два моих одноклассника поступали в это училище, но летать стал только один. Второй не прошел медкомиссию, и стал офицером по техническому обслуживанию самолетов на земле. Но это так, лирическое отступление).
В 1964 г. Валера пошел в первый класс. Учился хорошо, в школе вступил в комсомол. В 1974-м он окончил школу и поступил в ЧВАКУШ, из которого выпустился в 1978-м. После училища лейтенанта Буркова направили служить в дальнюю авиацию, затем на Дальний Восток перевели. Летал он на двухмоторном турбореактивном многоцелевом самолете Ту-16, который был разработан в конструкторском бюро Андрея Николаевича Туполева и пришел на смену морально и технически устаревшему четырехмоторному поршневому Ту-4. Крейсерская скорость Ту-16 – 850 км/час, практическая дальность полета с полной загрузкой – без малого 6 тысяч километров. То есть, экипаж мог находиться на маршруте более 7 часов подряд, а с дозаправкой в воздухе – еще больше. Экипаж Ту-16 различных модификаций состоял из 6–7 человек, столь длительные беспосадочные полеты требовали богатырского здоровья и недюжинной физической подготовки. Тем удивительнее было, что в 1981 г. очередная врачебно-летная экспертная комиссия обнаружила у старшего лейтенанта Буркова очень тяжелое заболевание – легочный туберкулез. В то время в Афганистане уже шла необъявленная война, и Валерий Бурков подал несколько рапортов о переводе его в Афганистан, однако вместо Афгана его по состоянию здоровья списали с летной службы, но из авиации не уволили, а направили в военный госпиталь на излечение. В госпитале Валерию Буркову было присвоено очередное воинское звание капитан.
Военные медики хорошо знали свое дело, и сумели поставить на ноги молодого, но уже достаточно опытного летчика. Получив разрешение летать, Валерий Бурков возобновил свои попытки попасть в 34-й САК – смешанный авиакорпус, который воевал в Афганистане, и где с лета 1981-го начальником оперативно-разведывательного отдела служил его отец, полковник Анатолий Бурков. Нет, сын не рвался к папаше под крыло, не искал, где попроще, поспокойнее, он просто хотел видеть небо под крылом своего самолета. Отец тоже не очень-то стремился к тому, чтобы устроить сына на тепленькое и безопасное место в штабе – он просто хотел, чтобы сын стал настоящим летчиком. И настоящим человеком. Да и нет во время войны безопасных мест, даже в штабах: 12 октября 1982 года Анатолий Иванович Бурков с целью подготовки важной боевой операции вел воздушную разведку расположения сил противника. Вертолет МИ-8, в котором находился полковник Бурков, был сбит с земли переносным зенитно-ракетным комплексом «Стингер».
После этого командование ВВС наложило строжайший запрет на отправку Валерия Буркова в Афганистан, и откомандировало его в Челябинск, поближе к матери и младшему брату Анатолию, которым было очень тяжело после гибели мужа и отца. Служил капитан Бурков в районном центре управления воздушным движением, занимал подполковничью должность, что практически гарантировало присвоение в скором времени внеочередного звания майор, а там и до подполковника рукой подать. Одним словом, перспективы для карьерного роста были весьма заманчивыми, но офицер рассудил, как офицер и сын офицера, и спустя год после приезда в Челябинск подал очередной рапорт об отправке в Афганистан, где в то время становилось особенно жарко.
И – о чудо – те, кто пару лет назад категорически запрещал перевод Буркова в Афганистан, решение изменили, возможно, сказалась острая нехватка опытных офицеров, но в конце 1983 г. капитан Бурков получил долгожданное назначение, и в январе следующего года прибыл в 50-й смешанный авиаполк в Афган.
Несмотря на то, что служил Валерий Бурков в авиации, его рабочее место было на земле. Но не на аэродроме или в штабе. Должность его, чрезвычайно ответственная и опасная, называется «передовой авиационный наводчик», по сути дела, корректировщик авиационного огня: находясь на земле, в самой гуще событий, он должен был по радио наводить самолеты и вертолеты на цели. Работа требовала буквально филигранной, ювелирной, хирургической точности и высочайшего мастерства. Летчику с приличной высоты и на большой скорости очень трудно разглядеть точечную цель, определить, кто укрылся за горным валуном – свой или чужой. Тот, кто корректирует огонь с земли, должен думать и за себя, и за летчика, он должен понимать, что и как пилот видит из кабины своего самолета или вертолета, рассчитывать время прохождения радиосигнала до экипажа, время на осмысление командиром полученной информации и принятия им решения, время для маневра перед открытием огня и время, которое нужно ракете для того, чтобы поразить цель. Думать так может только специалист высочайшего класса, тот, кто сам летал, находился в кабине, и видел землю сверху. Специалистов таких во всех армиях мира можно по пальцам перечесть, за ними идет настоящая охота не только на поле боя, но и тогда, когда они находятся далеко от войны, за них – живых или мертвых – готовы платить гигантские деньги.
Александр Межиров, поэт фронтовик, в своем очень пронзительном стихотворении писал об артиллерии, которая бьет по своим, потому что разведка не верно сообщила ориентиры.
Для того, чтобы авиация била только по чужим, и не била по своим, и нужен передовой авиационный наводчик. Василий Бурков был очень хорошим наводчиком, летчики очень уважали его, ценили и знали, что его командам с земли можно доверять на все сто. Бурков принял участие во многих операциях, несколько раз вызывал на себя огонь, и остался жив лишь чудом. За свои умелые профессиональные действия он был награжден орденом Красной Звезды, в 26 досрочно стал майором.
23 апреля 1984 г. в ходе операции в Пандшерском ущелье 70-я отдельная мотострелковая бригада, в боевых порядках которой находился майор Бурков, овладела горой Хавуагур. Бурков заметил неподалеку пещеру, и, пока намаявшиеся бойцы отдыхали и принимали пищу, решил посмотреть, что там находится. В пещере был хорошо замаскированный и прекрасно оборудованный дот, до верху набитый оружием и боеприпасами. Осмотрев все это богатство, которое было брошено поспешно отступившими душманами, майор Бурков пошел к выходу, и наступил на противопехотную мину, оставленную «духами». Взрывом Валерию Буркову оторвало правую ногу, сильно повредило правую руку и левую ногу.
Истекающего кровью майора Буркова на вертолете доставили в Кабул, в военный госпиталь, где хирурги несколько дней боролись за его жизнь, трижды вытаскивали его с того света. Возможно, побывав за чертой, он решил служить Богу. Самого Валерия спасли, но доктора были вынуждены ампутировать обе ноги. Из Кабула Валерия Буркова переправили в Ленинград в Военно-медицинскую академию им. Кирова, где он провел больше полугода. Но, даже лишившись обеих ног, Бурков добился восстановления в кадрах, поступил и в 1988 г. окончил, как и отец, Военно-воздушную академию им. Гагарина. Во время учебы в академии Валерий женился, у него родился сын. К летной службе майора Буркова не допустили, но опыт боевого офицера разбазаривать никто не собирался, и майора Буркова направили служить в Главный штаб ВВС, там он стал полковником.
17 октября 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев своим указом присвоил Буркову Валерию Анатольевичу звание Героя Советского Союза.
В 90-е Валерий Бурков работал советником Президента России по вопросам инвалидов. В 1998 г. окончил Военную академию Генштаба, но генерала так и не получил.
В 2004-м Валерия Буркова избрали депутатом Курганской областной думы, с 2005 возглавил некоммерческий фонд своего имени, созданный для помощи военнослужащим инвалидам. В 2007-м переехал в Москву.
В 2000-м Валерий Бурков окончательно утвердился в своем стремлении отдать жизнь службе Богу. Давая Валерию благословение на постриг старец Илия наказал, чтобы инок носил на облачении Золотую Звезду Героя, которая привела инока к Богу. Инок Киприан всегда помнит об этом наказе старца Илии. Он много ездит по России, встречается с молодежью, рассказывает о своей жизни, о войне, о мире и о Боге.
автор: Николай Кузнецов