Актер Георгий Менглет: биография, роли в театре, первые роли в кино, дочь актриса и личная жизнь

Вчистую «переиграл» трёх честных и насквозь положительных майоров народных любимцев, зародив сомнение в том, что добро всегда симпатичнее зла…

Большой, добрый, спокойный, шутливый

В кино он играл не много: за всю жизнь успел сняться лишь в шести картинах, зато театральных ролей наберётся больше сотни, 73 из которых – в театре сатиры, и почти половина этих спектаклей, чтобы их увидело больше зрителей, перенесли на телеэкран. Играл Георгий Менглет карьеристов, бюрократов и взяточников, глубоко презираемых и порицаемых в советском обществе, но по-актёрски своих героев он любил. Ему было интересно размышлять над их характерами, анализировать их поступки.

Актер Георгий Менглет: биография, роли в театре, первые роли в кино, дочь актриса и личная жизнь

Детство

Родился Георгий 17 сентября 1912 года в Воронеже. Отец, Павел Владимирович, был служащим, мать, Екатерина Михайловна – занималась домашним хозяйством и воспитанием единственного сына. Необычная для русской провинции фамилия пошла от прапрадеда, офицера наполеоновской армии, попавшего в плен и осевшего в России.

В 1919-м Жора пошёл в первый класс Воронежской трудовой школы № 11. Звёзд с неба он не хватал, много времени отнимал футбол, который он полюбил с детства и на всю жизнь. Учился он весьма средне, а по математике так вообще сплошь «неуды», за что родителей частенько вызывали к завучу, но они сына не ругали, понимали, что у них растёт гуманитарий.

Когда Жора учился в 9-м классе, старшеклассников посылали на месяц по окрестным сёлам для ликвидации неграмотности. Жора тоже поехал, и организовал в деревне кружок художественной самодеятельности, чем отвлёк молодёжь от пьянства, хулиганства и вредных мыслей. Председатель комбеда даже уговаривал директора школы оставить Жору ещё на пару месяцев, тем более, что и с обучением селян грамоте у него всё было в порядке – люди охотно шли к нему на занятия. Решили, что сентябрь он ещё в деревне поработает, а учиться начнёт с октября.

Драмкружок

Примерно за год до этих событий в школе организовали драмкружок – они тогда были почти в каждой школе по всей стране. Ставить решили «Горе от ума» очень популярного в советской школе Александра Грибоедова. Дети под руководством учителей и при живом участии родителей соорудили в школьном актовом зале декорации, пошили костюмы. Жоре было 16, когда он впервые в своей жизни вышел на сцену, и первый и последний раз в своей жизни сыграл Чацкого – потом, уже став профессионалом, он упрашивал режиссёров поставить этот спектакль, но взаимопонимания не нашёл.

Актер Георгий Менглет: биография, роли в театре, первые роли в кино, дочь актриса и личная жизнь

Центральный техникум театрального искусства

В семье Жоры все были далеки от искусства, и известие о том, что сын хочет стать лицедеем, особого восторга у родителей не вызвало – ну что это за профессия? Да и успеха добиваются единицы. Однако Георгий был настойчив, и родители, в глубине души надеясь, что ничего у него не выйдет, махнули рукой – ты уже взрослый, поступай, как знаешь. В Воронеже актёрству учиться было негде, и в 1930 году 18-летний Георгий отправился в столицу, но подать документы в высшее учебное заведение не рискнул – у него ведь за плечами кроме школьной художественной самодеятельности ничего не было, этого могло не хватить. Возвращаться же домой, несолоно хлебавши, под насмешки школьных приятелей и укоризненные взгляды родителей ой как не хотелось. В Центральном техникуме театрального искусства – будущем ГИТИСе конкурс был тоже не маленький, но Георгий его выдержал, и был зачислен в класс выдающегося театрального педагога профессора Андрея Петровского, который по совместительству был лавным режиссёром двух театров – Большого и сатиры.

На втором курсе Петровский поставил «Ревизора», и, признавая талант Менглета, доверил ему роль прохвоста Хлестакова. На «производственной» практике второкурсники играли в массовке в театре сатиры. На сцену выходили на пару минут помолчать, постоять или посидеть, но даже эти малюсеньки роли Петровский тщательно отрабатывал с каждым студентом. В спектакле «Люди и свиньи» Менглет играл средних лет интеллигента в бородке и очках, который на станции во время короткой остановки, что-то лопоча по отходящий поезд, тщетно пытался пробиться сквозь полупьяную гомонящую толпу к буфетной стойке и купить бутылку ситро. Роль для участника самодеятельности, но Петровский был очень скрупулёзен даже в мелких деталях и, добиваясь абсолютной достоверности, буквально изводил репетициями не только актёров, игравших главные роли, но и статистов.

Легкомысленный и безответственный поступок

В 30-е годы в филиале Большого театра по понедельникам давали сборные спектакли, играть в которых приглашали звёзд первой величины из всех московских театров. Играли «Горе от ума», «Ревизора», «Преступление и наказание» и другие классические постановки. В тот понедельник, когда в театре сатиры Менглет выходил на сцену в «Людях и свиньях», в филиале Большого шло его любимое «Горе от ума». Менглет мог попросить Петровского его заменить, и, скорее всего, мэтр пошёл бы навстречу молодому актёру. Менглет же поступил легкомысленно и безответственно: он самовольно вместо себя «ввёл» в спектакль своего младшего сокурсника Сашу Ширшова, будущего заслуженного артиста Таджикской ССР. Ширшов согласился не сразу – боялся, что когда всё выплывет, им обоим не поздоровится. Менглет же очень хотел попасть на Грибоедова, и нашёл нужные аргументы. Он приплёл, что Петровский занят, и вечером в театр не придёт. Они несколько раз порепетировали, Менглет счёл, что Ширшов вполне готов к тому, чтобы заменить его, благословил коллегу, и с почти спокойным сердцем отправился в филиал Большого театра.

После спектакля, переполняемый восторгами и сомнениями – а сможет ли он так же играть – Георгий побрёл пешком к себе в общежитие на Стромынку. В четырёхместную комнату набилось человек двадцать, дышать было нечем, но Менглета смутило то, что все молчали, напряжённость, стоявшую в комнате, казалось, можно было потрогать руками. Ширшов почти плакал. Георгий даже подумал, что кто-то умер. Оказывается, Петровский в театр пришёл, после спектакля собрал труппу, и спросил, кто играл того интеллигента на станции, «кто приклеился к бородке?» Ширшов сознался, и «сдал» Менглета. На следующий день Менглет струсил, и, предвидя грандиозный скандал, в техникум не пошёл. Но вечером деваться было некуда: в сатире был спектакль в постановке Петровского «Крещение Руси», где Менглет играл стражника князя Владимира Ясно Солнышко, и не выйти на сцену было никак нельзя. Когда спектакль закончился, Петровский вызвал Менглета. Тот, как был с огромной рыжей бородой и в шлеме, так и пошёл, но копьё предусмотрительно оставил.

Петровский, продемонстрировав лишь малую толику своего недюжинного актёрского мастерства, минут десять на одном дыхании распекал молодого актёра, разносил в пух и прах, топтал и размазывал, постоянно осведомляясь, кто в этом театре главный – он, профессор Петровский, или какой-то недоучка Менглет. Тот пытался что-то вставить, но где там! В финале сцены Петровский выгнал Менглета, но пока только из кабинета. Назавтра Петровский отобрал у Менглета роль Хлестакова, и отдал ему Ивана Растаковского. Дело этим не закончилось: Петровский репетировал со всеми, а с Менглетом даже не разговаривал, демонстрируя ему своё презрение. Тот был в отчаянии, понимал, что так дальше нельзя, но сам бросать техникум не собирался.

Близилась сессия. Менглет опасался, что экзамен по актёрскому мастерству он Покровскому не сдаст, а это означало неминуемое исключение из техникума и, скорее всего, с «волчьим билетом» – никто бы не стал ссориться с Покровским – кто там знает, что придёт в голову гения. Но внезапно после первомайской демонстрации Петровский Георгия простил, обнял при всех, похвалил за то, что не сломался, не стал лебезить и вымаливать прощения, и поставил зачёт по мастерству без экзамена. Менглет этот урок усвоил на всю жизнь, и впредь старался не совершать таких необдуманных поступков. Однажды уже в Ленинграде он едва не сбежал со спектакля на матч ЦДКА, фанатом которого он был всю жизнь, с питерским «Динамо», но вспомнил Петровского, и остановился.

В 1931-м, чтобы получить больше актёрской практики и заработать денег – техникумовская стипендия была не велика, а даже скромная жизнь в Москве была, наоборот, дорога, Менглет поступил в труппу историко-революционного театра, а уже через год после выпускных экзаменов в техникуме стал штатным артистом театра сатиры у Покровского.

Семья

В 1933-м Георгий женился на своей однокурснице Валентине Королёвой, которая была на год старше него. В 1935-м у них родилась дочь Майя, тоже ставшая актрисой, только с кино у неё отношения сложились лучше, чем у отца – она сыграла в 17-ти картинах.

Актер Георгий Менглет: биография, роли в театре, первые роли в кино, дочь актриса и личная жизнь

Менглет Майя Георгиевна

Второй учитель

Вторым великим учителем Менглета был выдающийся режиссёр Алексей Дикий, много сделавший для становления советского театра. Менглет был потрясён спектаклем «Блоха» по повести Николая Лескова «Левша». Дикий поставил спектакль и сыграл там роль Платова. В 1934 году Дикий организовал театрально-литературную мастерскую, и Менглет поступил туда по конкурсу. В начале пути была небольшая роль в постановке «Ревнивый старик» по Сервантесу. Первой крупной ролью Менглета у Дикого был приказчик Сергей в «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову. В 1936 году студию Дикого в Москве закрыли, а ему предложили переехать в Ленинград и возглавить Большой драматический театр им. Горького. Дикий согласился, но попросил отпустить с ним нескольких актёров из студии, в том числе и Менглета. За год Дикий поставил четыре спектакля, в двух из которых – «Матросы из Каттаро» и пушкинской «Русалке» – играл Менглет. Ещё одним спектаклем, в котором Менглет выходил на сцену БДТ, были «Аристократы» Николая Погодина в постановке Бориса Тамарина.

Сталинабад

В августе 1937-го Дикого арестовали, и через год дали 5 лет. Менглет и те, кто приехал вместе с ним из Москвы были тут же уволены из БДТ. Но Менглету пришла в голову счастливая мысль продолжить дело Дикого, а для этого создать драматический театр где-нибудь на периферии, желательно, в национальной республике, где русский зритель был, а русского театра не было. Это был хорошо выверенный план – русскую культуру надо было продвигать на национальные окраины, и замысел Менглета сработал: ему предложили открыть русский драматический театр в Сталинабаде – так в те годы называлась столица Таджикской СССР Душанбе. Союзный Наркомкульт выделил приличные деньги, а вот своего помещения у театра долгое время не было, и для репетиций и спектаклей они получили сцену гарнизонного дома офицеров.

Душанбе в переводе с таджикского означает «Понедельник», но сыном понедельника Менглет не стал: за пять лет он поставил два спектакля и сыграл в 23-х. В 1940-м из Москвы пришло распоряжение о присвоении театру имени Владимира Маяковского.

Первая роль в кино

В 1942-м Менглет впервые появился на экране: в антифашистском сатирическом киносборнике Сергея Юткевича, Климентия Минца и Марии Итиной «Швейк готовится к бою» он сыграл чешского коммуниста Вацлава Решанека. Одним из партнёров Менглета был его одногруппник Александр Ширшов, тот самый, которого Менглет «подставил» перед Петровским. Через год Менглет сыграл князя Александра Васильчикова в драме Альберта Гендельштейна «Лермонтов». В маленьком эпизоде в картине дебютировала 8-летняя Майя. Оба фильма снимались в Сталинабаде. В 1943 году Менглет удостоился звания Народного артиста Таджикистана.

Актер Георгий Менглет: биография, роли в театре, первые роли в кино, дочь актриса и личная жизнь

Несмотря на большую занятость в театре и съёмки в кино, Менглет в Сталинабаде бывал не часто. С благословения республиканских властей в 1943 году он организовал и возглавил 1-й фронтовой театр Таджикской ССР. Известный сатирик Борис Ласкин и Николай Рожков написали для театра сценарий, а Сергей Юшкевич поставил театрализованный концерт «Солом, друзья!» в котором Менглет играл несколько ролей и с которым объехал все фронты. В 1946 году его наградили недавно учреждённой медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Актер Георгий Менглет: биография, роли в театре, первые роли в кино, дочь актриса и личная жизнь

Афиша фронтового театра Таджикской ССР. Спектакль-отчёт «Салом, друзья!», 1943 год.

После войны

Приехав после войны в Москву, Менглет недолго прослужил в театре им. Вахтангова, и в конце 1945 года вернулся туда, где и началась его профессиональная артистическая жизнь – в театр сатиры, которым в то время руководил Николай Горчаков. В 1956 году Менглету присвоили звание Народного артиста РСФСР.

В 1957 году театр сатиры возглавил Валентин Плучек, с которым Менглет потом проработал много лет. В «сатире» работал и Марк Захаров, поставивший «Доходное место» Александра Островского и вместе с Александром Ширвидтом – ставший хитом и снятый телевидением «Проснись и пой!» венгерского драматурга Миклоша Дьярфаша.

Уход из семьи

В 1961-м, когда дочери было 26 лет, Менглет ушёл из семьи и женился на своей коллеге, артистке театра сатиры Нине Архиповой, которая была младше него на 9 лет, и у которой от двух браков было трое детей – старшей дочери был 21 год, младшим сыну и дочери – 8.

Актер Георгий Менглет: биография, роли в театре, первые роли в кино, дочь актриса и личная жизнь

В 1963-м, через 20 лет после своей первой киноработы Менглет снялся в трёхсерийной телевизионной комедии Михаила Григорьева «Короткие истории». С 1968-го по 1981 год Менглет играл Мамонта Маломальского в культовом «Кабачке 13 стульев», но там он был, простите за каламбур, на вторых ролях, и я на него внимания не обратил, хотя он был уже Народным артистом СССР.

Актер Георгий Менглет: биография, роли в театре, первые роли в кино, дочь актриса и личная жизнь

«Следствие ведут ЗнаТоКи»

Моё знакомство с Георгием Менглетом началось в 1975 году, когда Центральное телевидение показало 3-серийный фильм «Ответный удар» из невероятно популярного сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» по сценарию Ольги и Александра Лавровых. Менглет играл главного злодея Евгения Воронцова, директора городской свалки, через которую «отмывались» огромные деньги. О том, что на Воронцове пробы ставить негде, стало очевидным буквально с первых минут появления Менглета в кадре, но именно такую задачу поставили перед ним сценаристы и режиссёр фильма Юрий Коротенко – в то время многие детективы снимали так, чтобы зритель начинал презирать преступника, едва увидев его. В этом фильме обаятельный Менглет и Валерий Носик, кладовщик Федя Ферапонтиков, правая рука Воронцова, вчистую «переиграли» трёх честных и насквозь положительных майоров народных любимцев Знаменского, Томина и Кибрит в исполнении Георгия Мартынюка, Леонида Каневского и Эллы Леждей, тем самым, зародив сомнение в том, что добро всегда симпатичнее зла.

Актер Георгий Менглет: биография, роли в театре, первые роли в кино, дочь актриса и личная жизнь

«Победа»

В 1985 году Евгений Матвеев снял фильм «Победа» в котором Менглет играл подлого и беспринципного Уинстона Черчилля. Менглету снова не повезло: несмотря на то, что картина вышла к 40-летию победы, невзирая на проведённую, как всегда с большой помпой Всесоюзную премьеру, «Победа» особой зрительской любви не снискала – её посмотрело чуть больше 20 млн. человек, а лидера проката 1985 года «Самую обаятельную и привлекательную» Геральда Бежанова – вдвое больше.

Актер Георгий Менглет: биография, роли в театре, первые роли в кино, дочь актриса и личная жизнь

Менглет практически до конца своих дней продолжал работать в театре сатиры, собирая полные залы. Не оставила его и любовь к футболу: ради матча, своего любимого ЦСКА он был готов на всё, но только не на то, чтобы пропустить спектакль.

Актер Георгий Менглет: биография, роли в театре, первые роли в кино, дочь актриса и личная жизнь

Умер Георгий Менглет 1 мая 2001 года на 89-м году жизни. Жена Нина Архипова ушла через 15 лет в 94 года. Похоронены они вместе на Кунцевском кладбище.

автор: Николай Кузнецов

AesliB