В конце XIX века в захолустном городке Вологодской губернии Усть- Сысольск на левом берегу речки Сысола жила семья Малышевых. Глава семьи Александр Николаевич был человеком образованным: он окончил учительский институт в Санкт-Петербурге, и в Усть-Сысольске работал сначала учителем, а потом дорос до директора городского училища, которое считалось одним из лучших в Вологодской губернии. Супруга его Елена Константиновна происходила из мещан. Жили Малышевы в деревянном доме неподалёку от училища. В семье мирно уживались атеизм мужа и набожность жены: Елена Константиновна не пропускала ни одной церковной службы. 16 декабря 1902 года у супругов родился четвертый ребёнок, которого назвали Вячеслав. Вообще-то детей было шестеро, но двое умерли в раннем возрасте от скарлатины.
Спустя два года после рождения Вячеслава Александру Николаевичу предложили работу в Псковской Губернии, в Великих Луках, и директор народных училищ Вологодской губернии отпускал его очень неохотно, сожалея, что теряет такого ценного специалиста. В детстве Славик был любознательным и инициативным ребёнком. От матери он унаследовал очень настойчивый твёрдый характер, а от отца свои таланты. Юноша отличался организаторскими способностями, был старостой класса, железнодорожного технического училища, куда он поступил в 1920 году, проработав до этого два года в городском суде. В училище Вячеслава избрали председателем студкомитета. Он организовал научно-технический кружок и сам же его и возглавил. Проходя производственную практику в железнодорожном депо, Вячеслав впервые задумался над тем, чтобы увеличить мощность паровозов, хотя при тогдашнем состоянии верхнего строения пути и всего путевого хозяйства это было просто невозможно. После окончания в 1924 году училища Вячеслав работал помощником машиниста, вступил в партию. Вернувшись в 1927-м после года службы в армии, стал работать машинистом на Московско-Курской железной дороге. В своем дипломном проекте в МВТУ им. Баумана, он предложил создать тепловоз мощностью 2 тыс. лошадиных сил. Проект надолго опередил свое время: в Советском Союзе тепловозов и меньшей мощности не строили. И, надо сказать, хорошо, что не строили: когда началась война, дизельного топлива не хватало для танков и кораблей, а в паровозах в качестве топлива можно было использовать хоть дрова, хоть угольную пыль. Потеря мощности, конечно, была очень существенной, но такой паровоз хотя бы 5-10 вагонов тащил вместо пятидесяти, а тепловоз без солярки попросту стоял бы на приколе.
Получив диплом о высшем образовании, Малышев поступил на Коломенский паровозостроительный завод. Завод был одним из старейших в Российской империи. В довоенное время своё название он оправдывал лишь частично: помимо паровозов серий СУ и ИС – Иосиф Сталин, что, конечно же, накладывало на коллектив особую ответственность, на нём выпускались тепловозы и электровозы, дизельные моторы и подводные лодки типа «Щука». В Коломне проявился организаторский талант Малышева, умение подметить новое, верно расставить приоритеты, зажечь людей смелой идеей, сплотить их для решения сложных задач. Эти качества позволили ему за четыре года пройти путь от рядового конструктора до директора завода. И быть бы ему наркомом путей сообщения, если бы этот пост прочно не занимал член Политбюро давний соратник Сталина Лазарь Каганович.
Однако Сталин на молодого директора внимание обратил и в самом начале 1939-го впервые вызвал его к себе и буквально ошарашил предложением возглавить только что созданный наркомат тяжёлой промышленности. Малышев растерялся, стал отказываться, но Сталин убедил его в том, что такие предложения дважды в этом кабинете не делаются и от них не отказываются, а потом ещё и магарыч в шутку попросил.
Взлёт Малышева после встречи с вождём был стремительным и ярким: в 37 лет он возглавил одну из самых тяжёлой в прямом и переносном смысле отраслей социалистической индустрии, стал народным комиссаром тяжёлого машиностроения, вошел в ЦК партии. В подчинении бывшего директора завода находилось 86 заводов, 5 научно-исследовательских и 4 учебных института, 12 техникумов, в общей сложности несколько сот тысяч человек.
Новый нарком очень не терпел незнания техники. Как-то на одном из заседаний, которое он вёл, один из директоров завода отчитывался перед ним, Малышев задал ему вопрос технического порядка, директор не смог на него ответить, начал что-то мямлить, попытался отделаться общими фразами, на что Малышев жёстко этого директора отчитал, и, более того, дал ему ряд технических понятий.
Наркомтяжпром Малышев возглавлял чуть больше года – в апреле 1940-го, его назначили одновременно заместителем председателя Правительства СССР и наркомом среднего машиностроения, в ведении которого находились по большей части оборонные предприятия. Приняв дела, новый нарком стал внимательно изучать состояние дел на танковых заводах страны. Литература, так или иначе связанная с танками, горами лежала на столе Малышева, он хорошо знал наличный танковый парк страны, все модели средних и лёгких танков. Инженер, конструктор, организатор – все эти качества сделали его важнейшим человеком страны.
Незадолго до того, как Малышев возглавил Наркомсредмаш закончились испытания среднего танка А-32 с четырёхсотсильным дизельным мотором В-2 и 76,2 мм пушкой, разработанного конструктором Михаилом Кошкиным на харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна, который в документах Наркомсредмаша значился как «Завод № 183». После завершения испытаний Комитет Обороны при СНК Союза ССР постановил запустить танк в серийное производство и присвоить ему наименование Т-34. Разворачивать производство танка на Сталинградском тракторном заводе и заводе № 183 пришлось Малышеву.
Одновременно с этим нужно было следить за тем, чтобы на Кировском заводе в Ленинграде увеличивалось производство тяжёлого танка КВ-1 боевой массой 43 тонны с пушкой 76,2 мм. Танк уже успел повоевать с Финляндией, с учётом замечаний из частей о боевом применении в его конструкцию внесли изменения. Там же, на Кировском заводе начинался выпуск, по сути, сверхтяжелого, танка КВ-2, боевой массой 52 тонны, оснащенного короткоствольной гаубицей калибром 152 мм. К началу Великой Отечественной войны танковые заводы страны, руководимые Малышевым, направили в механизированные корпуса около двух тысяч Т-34, КВ-1 и КВ-2.
Когда Германия напала на Советский Союз, главной целью работы Малышева было дать армии как можно больше танков. Так случилось, что в самый первый день войны Малышев был проездом на Урале. Обстановку на фронте тогда никто не знал, предвидеть, что немцы за несколько месяцев захватят огромные промышленные районы Украины, Белоруссии и Прибалтики, поэтому речи об эвакуации промышленности на Восток речи ещё не было, но Малышев собрал в свой салон-вагон на Свердловском вокзале партийных руководителей области и заявил им, что оборонные заводы страны будут эвакуированы на Урал – в Свердловск, Нижний Тагил, Челябинск.
С начала войны не прошло и десяти дней, когда Малышев приехал в Горький на завод «Красное Сормово» где реконструировались прежние и строились новые цеха для выпуска танков Т-34. В первые месяцы войны Красная Армия потеряла более 15 тысяч танков, а промышленность эти потери восполнить не могла. 11 сентября 1941 г. Наркомсредмаш был реорганизован в Наркомат танковой промышленности, и Малышев был назначен наркомом. Малышев сумел перебазировать на Урал и в Западную Сибирь основные танковые и дизельные заводы из Ленинграда, Москвы, Сталинграда и Харькова. Благодаря его кипучей энергии и напору часть заводов из других наркоматов также начали выпуск танков, например, завод «Красное Сормово», который подчинялся Наркомату судостроительной промышленности.
В июне 1942 г., когда Красная Армия потерпела жестокое поражение на юге и начала отступать к Сталинграду и Кавказу, Сталин потребовал от Малышева резко увеличить выпуск Т-34. Малышев задание выполнить не смог, потому что не хватало оборудования, силумина для дизелей В-2 – Советский Союз потерял алюминиевые заводы на Украине и в Тихвине, единственный оставшийся алюминиевый завод в Каменске Челябинской области не мог увеличить выплавку алюминия из-за острой нехватки электроэнергии. Но главное, не хватало квалифицированных кадров, на подготовку которых требовалось полгода. За невыполнение задания Малышева сняли с поста наркома, но ненадолго. Когда в 1943 г. у немцев появились «тигры» и «пантеры», против которых Т-34 были бессильны, нужно было их срочно модернизировать, Малышева вернули на его прежнюю должность. К 1944-му ему удалось наладить выпуск танков Т-34-85 у которого и пушка была мощнее, и броня толще, и башня удобнее для работы, и приборы наблюдения лучше.
По воспоминаниям Георгия Жукова все военные планы, которые разрабатывали Генштаб и Ставка, обсуждались в присутствии Малышева, поскольку от работы его наркомата зависел итог военной операции. Несмотря на огромную занятость, Малышев старался почаще встречаться с танкистами, приезжавшими с фронта. Он выслушивал и, по возможности, учитывал их замечания к танкам, часто ездил на полигоны, где испытывались новые машины, провожал на фронт новые танковые соединения.
5 августа 1944 г. Вячеславу Малышеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Среди его наград четыре ордена Ленина, ордена Суворова и Кутузова I степени, две Сталинские премии, одной из которых он был удостоен за развитие атомного проекта.
В декабре 1945-го Малышева назначили членом научно-технического совета спецкомитета по молекулярному разделению изотопов урана. Перед испытанием водородной бомбы Малышев сам проверял готовность отдельных подразделений к испытаниям. 12 августа 1953 г. на Семипалатинском полигоне состоялись испытания первой советской водородной бомбы. Члены Правительства и высший генералитет ждали этого момента. Более того, это было обставлено достаточно торжественно. Поэтому все сидели не так уж далеко от эпицентра взрыва, и наблюдали за происходящим. После взрыва Малышев поехал в сам эпицентр и получил очень сильную дозу облучения.
20 февраля 1957 г. Малышев умер от лучевой болезни. Урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене.
Первоклассные тепловозы и паровозы, танки и пушки, ядерное и термоядерное оружие, морские торпеды, первая атомная субмарина, первый атомный ледокол и первый искусственный спутник земли. Во всем этом есть частица разума и горячего сердца Вячеслава Александровича Малышева.
Сегодня город Усть-Сысольск, где родился Вячеслав Малышев, называется Сыктывкар и является столицей Республики Коми. В городе бережно хранят память о своем замечательном земляке. В микрорайоне «Орбита», строительство которого началось в 70-х годах прошлого века, есть улица Вячеслава Малышева. Возле школы № 25, носящей имя Малышева, сооружён единственный в России мемориал Малышеву, в котором установлен единственный памятник, изготовленный на заводах Сыктывкара. Другой мемориал уже на Украине, в Харькове, на машиностроительном заводе им. Малышева. Именем Малышева названы улицы в Челябинске, Копейске, Коломне, Великих Луках и Москве.
автор: Николай Кузнецов