Молдаванин с Кубани

19 апреля 1954 г., через девять лет после Победы и 11 лет после освобождения Краснодарского края от фашистской оккупации, в селе Молдаванское Крымского района в молдаванской семье родился Александр Максимович Райлян. Место, где человек родился, люди, среди которых он вырос, оказывают влияние на его судьбу, на его дела и поступки.

Молдаванин с Кубани

Село основали молдаване, которые в конце позапрошлого века убежали из нищей Бессарабии, совсем недавно вошедшей в состав Российской империи, и у Санкт-Петербурга до этого захолустья на южных границах империи попросту не доходили руки. Место для поселения было выбрано не спроста: до большой станицы Крымской было 6 верст, до Екатеринодара, административного центра Кубанской области – 110 верст, до центра Черноморского округа, города и крупного черноморского порта Новороссийска – 50 верст. В 1888 г. рядом пустили железную дорогу. В общем, молдаване не прогадали: расположение села давало очень хорошие перспективы для торговли, плодородные земли и прекрасный климат способствовали развитию сельского хозяйства. Приезжие были людьми трудолюбивыми, они привезли с собой семена кукурузы, которую раньше на Кубани не сеяли, саженцы фруктовых деревьев и винограда, и заложили основу для развития виноделия в этом районе.

После Октябрьской революции и окончания Гражданской войны Советский Союз едва ли не каждый день ждал повторения иностранной интервенции против первого в мире государства победившего пролетариата. Партийное руководство и военное командование уже тогда понимали, что грядущая война будет войной маневренной, с прорывом крупных масс войск на большую глубину территории противника, а, значит, это будет война моторов. Решающее место в этой войне будет принадлежать броневикам, танкам, самолетам: у кого их будет больше, у кого они будут совершеннее, тот и победит. Другим важнейшим фактором, обеспечивающим успех в будущей войне, будет железнодорожный транспорт. Для того, чтобы все это получить, нужны были домны, прокатные станы, электростанции, заводы, фабрики, железнодорожные магистрали, рельсы. Чтобы все это построить в кратчайшие сроки, нужна была индустриализация и электрификация всей страны. В мае 1929 г. в Москве Пятый Всесоюзный Съезд Советов принял Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, положивший начало индустриализации. Однако многие виды оборудования в Советском Союзе не выпускали, и для закупок за границей нужны были золото, валюта, произведения искусства, до которых были падки зарубежные толстосумы, церковная утварь, и другие средства. Одним из таких средств было зерно. Для получения зерна в 30-е годы была проведена коллективизация крестьянства.

Северо-Кавказского край, населенный, по большей части, зажиточным казачеством, давал существенную долю в общесоюзном сборе зерна, и там началась сплошная, то есть, поголовная коллективизация, сопровождавшаяся борьбой за искоренение кулачества как класса. Первое время колхозы не могли обеспечить явно завышенных планов сдачи зерна государству, но зерно для импортных закупок нужно было здесь и сейчас, поэтому специальные отряды выгребали из амбаров и сусек все зерно подчистую, не оставляя ничего ни для пропитания крестьян, ни семян. Немудрено, что в крае начался голод. В 1942-г. на территории края развернулись упорные бои – немецкие войска двинулись на Кавказ, и почти на полтора года оккупировали село Молдаванское, Крымский район и весь Краснодарский край. В районе развернулось партизанское движение, правда, со своей спецификой: лесов в крае почти нет, а в виноградниках скрываться от карателей ох как не просто, из-за отсутствия строевого леса даже блиндаж оборудовать было крайне затруднительно. Поэтому крупных партизанских соединений, таких как в Белоруссии, Западной Украине и на Брянщине, где создавались целые партизанские республики, в Краснодарском крае не было. Партизаны действовали мелкими группами, испытывая, к тому же, серьезные трудности со снабжением, и не могли нанести врагу ощутимого урона.

Летом 1943 г. после кровопролитных боев советские войска освободили край. В селе Молдаванском находится могила Героя Советского Союза Олега Тихоновича Тарана погибшего в боях за станицу Крымская.

Родители Александра Райляна пережили в деревне и коллективизацию, оборону Кавказа, и немецкую оккупацию, и бои за освобождение Кавказа. В 1961 г. Саша Райлян пошел в первый класс. Учился он хорошо, много помогал родителям по хозяйству: работа в деревне всегда есть, что зимой, что летом – огород вскопать, прополоть, урожай собрать, законсервировать на зиму, скотину на выпас отогнать. Насколько это было возможно там, где нет ни стадиона, ни приличного спортзала – а про тренажеры в те годы и слыхом не слыхивали, занимался спортом. Летом ходил на рыбалку – речка Гечепсин хоть и маленькая, но рыбы там было вдоволь.

Еще в школе Александр задумался о том, чтобы связать свою дальнейшую судьбу с армией. Он хотел летать, и перед получением паспорта, на приписке в военкомате сказал, что хочет идти в летное училище. Здоровьем парня Бог не обидел, оценки в школе были хорошие, и в военкомате думали не долго: направление в училище Александр Райлян получил. Хотя поблизости, в Краснодаре и в Ейске были летные училища, окончив десятилетку, он отправился сдавать экзамены в Саратов, в ВВАУЛ – высшее военное авиационное училище лётчиков. До 1973 г. выпускники этого училища офицерских погон не получали. В 1971 г. состоялся первый набор курсантов, которые после окончании училища получили офицерское звание, и Райлян, пройдя врачебно-летную экспертную комиссию и успешно сдав экзамены, попал в этот набор. Училище было трехгодичным, в 1973-м состоялся первый выпуск вертолетчиков–офицеров, лейтенант Райлян вышел из стен училища через год, в 1974-м.

Службу в военной авиации Александр Райлян начал, как и положено, с самых низов: летал сначала вторым пилотом на военно-транспортном Ми-8, потом, набравшись опыта, пересел в кресло первого пилота. Затем его перевели в Прикарпатский военный округ и назначили командиром звена.

Ми-8 – очень хороший вертолет, недаром же он является одним из самых популярных вертолетов мировой авиации. Машина оснащена двумя турбовальными двигателями, и если из строя выходил один мотор, экипаж мог продолжать полет и совершить посадку на ставшемся. Экипаж вертолета состоял из трех человек – 1-го и 2-го пилотов и бортмеханика. В Военно-Воздушные силы первые машины поступили в 1965-м. Вертолет мог нести 4 тонны груза или 28 десантников в полной боевой экипировке на расстояние до 600 километров со скоростью до 240 км/час, поднимаясь на высоту до 6 километров. Удобная грузовая аппарель в хвостовой части грузового отсека позволяла удобно и быстро производить погрузку и выгрузку различных грузов, а также десантирование бойцов посадочным способом. В конце 70-х – начале 80-х на вертолет стали устанавливать двигатели помощнее, и он получил наименование Ми-8МТ, хотя в классификации НАТО по-прежнему именовался весьма незатейливо – «Бедро».

В феврале 1983 г. Александра Райляна перевели в 40-ю армию на должность командира отряда вертолетов Ми-8МТ 2-й отдельной вертолетной авиационной эскадрильи. Рельеф местности в афганских горах существенно отличается от того, к чему Райлян привык в Карпатах, потому на первых парах пришлось не просто. Впрочем, Александр был уже опытным летчиком, в обстановке разобрался быстро и трудности, с которыми столкнулся на новом для себя театре военных действий, преодолел, ни разу не подставившись под душманские «стингеры», не допустив ни одной аварии, ни одного летного происшествия. За десять месяцев, проведенных в Афганистане, он без малого 300 раз высаживал из своего вертолета десантников, вылетавших на боевые операции, подвозил им боеприпасы и вывозил раненых.

В ноябре 1983 г. Александр Райлян вернулся в Прикарпатский ВО на ту же должность, с которой уходил в Афган – командира звена. Полк, в котором он служил, базировался на военном аэродроме Калинов, расположенном в Самборском районе Львовщины. Вскоре его повысили до замкомандира вертолетной авиаэскадрилии, а незадолго от второй командировки «за речку», он стал комэском.

В августе 1986 г. Райлян вновь прибыл в Афганистан и получил назначение на должность командира 2-й эскадрильи 335-го отдельного вертолетного полка. Почти за год – до июля 1987 г. он лично на «вертушке» Ми-8МТ выполнил более четырехсот боевых вылетов, из которых почти треть – ночью. В горах каждый ночной вылет – мало того, что смертельный риск, поскольку лететь приходится, практически, вслепую ведь осветительные приборы включать нельзя, ориентиров на земле нет никаких. Полет в горах на вертолете ночью – уже героизм, уже подвиг. Взлететь ночью и двигаться в горизонтальном полете по приборам, вроде бы, еще можно, но как в кромешной тьме совершить посадку на малюсеньком пятачке? И, тем не менее, количество взлетов было равно количеству посадок.

Во время боевых операций в нескольких афганских провинциях Райлян осуществил со своего вертолета высадку более шестисот бойцов, вывез более сотни раненых, перевез десятки тонн важных грузов.

Вертолетная эскадрилья под командованием Александра Райляна, в которой было 20 экипажей, за 10 месяцев 1986 — 1987 гг. выполнила около 6 тыс. боевых вылетов, высадила более 7500 десантников, перевезла почти 700 тонн различных грузов, вывезла с поля боя и из-под обстрела моджахедов порядка 300 раненых. За это время 2-я эскадрилья ночью летала чаще, чем все вертолетные части в Афганистане вместе взятые. Под грамотным и умелым командованием комэска Райляна эскадрилья не потеряла ни одного вертолета, среди летного состава раненые, конечно, были – война, как-никак, но не погиб никто. И это при том, что Ми-8 при всех его несомненных достоинствах, был все-таки низко и медленно летящей воздушной целью, а, значит, и удобной мишенью для огня с земли. Для того, чтобы в таких условиях избежать потерь личного состава и боевой техники требовалось высочайшее мастерство экипажей.

Молдаванин с Кубани

За такое умелое командование вверенным ему подразделением, 25 февраля 1988 г. Александр Максимович Райлян был удостоен звания Героя Советского Союза. Кроме Золотой Звезды грудь Александра Райляна украшают ордена Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», многие медали.

По окончании афганской командировки подполковник Райлян снова вернулся в ставший уже почти родным Прикарпатский военный округ, где командовал сначала эскадрильей, затем был заместителем командира транспортно-боевого вертолетного полка, на заочное отделение в академию им. Гагарина поступал уже, будучи командиром этого же полка (на учебу без отрыва от службы в подмосковное Монино командование ВВС округа столь ценного офицера отпустить не решилось). Окончил академию Александр Райлян в 1992 г., когда вместо великой державы появилось странное образование под названием Содружество Независимых Государств. И, хотя в тот момент местом службу полковника Райляна была независимая Украина, он предпочел служить в России. В 1992–1999 гг. он занимает различные должности в Управлении авиации Сухопутных войск. В 2003 году в возрасте 49 лет Александр Максимович Райлян вышел в отставку.

автор: Николай Кузнецов

AesliB