После бегства из СССР Олег Видов думал, что за ним охотится КГБ, и всё время ходил в бейсболке, надвинутой прямо на глаза. Наивный, он думал, что так его не узнают. Ему казалось, что его жизнь закончилась – ни работы, ни друзей…
Ковбой
Актёра Олега Видова обожали все женщины, и тихо завидовало большинство мужчин – красавец, голубоглазый блондин, нежный, трогательный, секс-символ, хотя такой термин в СССР был под запретом. Все думали, что он баловень судьбы. Но действительность мало походила на сладкие грёзы – жизнь Олега Видова была трудна и терниста, хотя и не лишена роз.
Детство
Олег Видов родился в самый разгар войны, 11 июня 1943 в деревне Филимонки в сорока километрах от Москвы. Немцы до деревни не дошли, но частенько бомбили её, потому, что поблизости располагались автомобильные части Красной Армии. Отец Олега, Борис Николаевич Гарневич, экономист, человек женатый, участия в воспитании сына практически не принимал, хотя и помогал матери материально до 16-летия Олега, но Варвара Ивановна Видова до восьми лет ничего Олегу об отце не говорила. Олега в детстве изрядно помотало: он жил в Монголии, где мать работала учительницей в школе для детей советских специалистов. Потом они переехали в ГДР, в Группу советских оккупационных войск (до 1954г. Группа советских войск в Германии называлась именно Группа советских оккупационных войск в Германии, согласно Директивы Ставки Верховного Главнокомандования № 11095 от 29 мая 1945 года), и в 6 лет Олег уже свободно говорил по-немецки. В Союз они вернулись через год, поселились в Подмосковье недалеко от Барвихи, и в каждый день мальчик ходил в Барвиху в школу пешком. Мать часто ездила в длительные зарубежные командировки, и 8-летнего Олега забрала к себе в Алма-Ату родная сестра Варвары Ивановны Анна Ивановна, которую Олег звал тётей Нютой. Чтобы племянник не оставался дома один, тётя Нюта брала его с собой на репетиции любительского театра, которым руководила, и где ставила спектакли. Олегу в театре понравилось, и он сам захотел лицедействовать, а к 14-ти годам он уже решил для себя, что непременно станет профессиональным актёром. Однако тут случилось большое несчастье: на маму напали бандиты, ударили по голове, она выжила, но осталась инвалидом, и работать больше не могла, и обо всех мечтах Олегу пришлось забыть. Окончив восьмилетку, он перевёлся в вечернюю школу, и стал зарабатывать деньги – работал на строительстве Останкинской телевышки, санитаром в больнице. На работу из Подмосковья он ездил на электричке, частенько, «зайцем» – экономил деньги, и использовал разные ухищрения, чтобы контролёры не поймали. И практически перестал думать о кино.
Юность
Но кино само нашло его: две молоденькие ассистентки «Мосфильма» увидели Олега в вечерней школе, куда заглянули в поисках юношей для массовки, и позвали красивого мальчика на пробы в картину про школьников «Друг мой, Колька». Олег режиссёрам Алексею Салтыкову и Александру Митте не приглянулся – в свои 16 он был уже взрослым, и не столько внешне, сколько внутренне, а глаза выдавали накопленный немалый жизненный опыт. Но, видно в душах режиссёров, которым самим было 27 и 26 лет, что-то шевельнулось, и они Олега не прогнали, оставили про запас, и даже сняли в нескольких эпизодах, которые, впрочем, в фильм не вошли. Тем не менее, у Видова была работа – он помогал осветителям, операторам, разнорабочим – подай, принеси, сбегай. Поварившись в кинокухне, через год Видов поступил во ВГИК на курс Якова Сегеля и Юрия Победоносцева. Общежития Олегу не дали, и он снова каждый день ездил в Москву на электричке, бегая от контролёров. За те пять лет, что Видов учился во ВГИКе, он снялся в восьми картинах, причём, в фильме «Метель», «Обыкновенное чудо» и «Сказка о царе Салтане» это были главные роли.
Марина
За эти киноработы прилично платили, и от контролёров Олег уже не бегал. Как-то по дороге домой в вагоне он познакомился с очень красивой девушкой. Звали её Марина, она была художником-оформителем, и вскоре они поженились. Олег часто брал жену с собой на съёмки, она видела, как вокруг него десятками вьются женщины, и с ума сходила от ревности, особенно к балерине Ксении Рябинкиной, которая в «Сказке о царе Салтане» играла царевну Лебедь. И, хотя кроме Марины в то время других женщин Видов не замечал, брак этот продлился только три года – жена потребовала развода. Крушение своей первой семьи Олег перенёс тяжело. Он пообещал себе, что больше в ЗАГС ни ногой, однако вскоре о своём зароке забыл – мужчины, порой, ещё более непостоянны, чем женщины.
Жена Наталья Федотова
Когда на экраны вышла «Сказка о царе Салтане», женщины по Олегу стали просто сходить с ума. На одной из «светских тусовок» Видова познакомили с дочерью тогдашнего генсека Галиной Брежневой, а уже она свела его с красавицей и светской львицей Натальей Федотовой. Олегу было 27, Наталье – 25, она была профессорской дочкой и преподавателем истории. Олег влюбился моментально, уже через две недели позвал её замуж, так же быстро получил согласие. Для неё это тоже был второй брак. Кто ж тогда знал, что Наталья сломает ему жизнь, поставит крест на карьере.
Поначалу всё шло хорошо, но потом Наталья стала требовать от Олега всё больше внимания, ведь муж за несколько лет брака сыграл больше, чем в двух десятках картин, и редко бывал рядом. В 1970-м Олег сыграл в советско-итальянском фильме крупнейшего продюсера Дино де Лаурентиса «Ватерлоо», который ставил Сергей Бондарчук. После «Ватерлоо» Лаурентис предлагал Видову долгосрочный контракт, но Госкино, как поговаривают, не без вмешательства Натальи и Галины Брежневой, актёра не отпустили.
«Джентльмены удачи»
Впрочем, работы у Видова и без этого хватало, правда, за куда меньшие деньги, чем сулил итальянец, и в Союзе, а не за границей. В комедии Александра Серого «Джентльмены удачи» Видов, игравший старшего лейтенанта милиции Владимира Славина, чуть съёмки не сорвал – его очень сбивал Савелий Крамаров: стоило Олегу взглянуть на Косого, и он уже задыхался от смеха. Сцену в такси снимали так: Видов произносил свои реплики, глядя только вперёд, а когда голову поворачивал на пассажира, Крамарова там не было. Думаю, все помнят эти крамаровские «Кто ж его посадит? Он же памятник!» и «Вон мужик в пиджаке, а вон оно – дерево!» Нужно быть камнем без капли чувства юмора, чтобы не расхохотаться.
Сын
Видов так много работал не только потому, что тешил свои актёрские амбиции, а чтобы побольше заработать – запросы жены, привыкшей к высокому по советским меркам достатку, росли с каждым днём. Через год после свадьбы Наталья забеременела, Олег был на седьмом небе от счастья, работать стал ещё больше, хотя, казалось бы, больше уже некуда. А ведь приходилось решать и бытовые проблемы, связанные с появлением первенца – доставать импортные кроватку, коляску, одежду для малыша. Что-то он привозил со съёмок из-за границы, а что-то добывал здесь. Сын Вячеслав родился в 1972-м.
«Всадник без головы»
В 1973-м Видова накрыла новая, доселе им неизведанная волна популярности: на экраны страны вышел фильм «Всадник без головы», снятый режиссёром Владимиром Вайнштоком по роману Майна Рида. В этом «советском вестерне» 29-летний Видов сыграл главную роль мустангера, или, проще говоря, ковбоя Мориса Джеральда.
А ведь эту роль мог сыграть совсем другой актёр – звезда советского экрана Олег Стриженов, но он отшутился, сказав, что привык играть героев с головой, а не без головы. А, может, потому, что не хотел повторять Артура Бертона, больше известного, как Овод в одноимённом фильме по роману Этель Лилиан Войнич. Да и староват был Олег Александрович для этой роли – в начале съёмок ему было 42 года. Получив отказ от Стриженова, Вайншток обратился к другому Олегу – Видову, и не прогадал – голубоглазому красавцу с выгоревшими на солнце волосами очень шли ковбойские шляпа и костюм, он был обаятелен и пластичен. Это было стопроцентное попадание в образ. Видов вообще стал первым советским ковбоем, правда, на экране он говорил не своим голосом: почему-то, мустангера озвучивал Эдуард Изотов, тоже, надо заметить, красавчик.
Вестерн получился довольно качественным, и сразу стал хитом, а Видов – звездой советского экрана первой величины. Ему мешками приходили письма с признаниями в любви, из журналов в библиотеках барышни тайком вырывали портреты, его фото в киосках «Союзпечати» расходились миллионными тиражами. Видов буквально купался в славе, и не подозревал, что вскоре благодаря жене жизнь его кардинально изменится.
Развод
После рождения сына отношения в семье безоблачными не были: Наталья много времени проводила «в обществе», Олег её ревновал, но после «Всадника» они с женой поменялись местами – особы женского пола, независимо от возраста, на глазах у жены буквально вешались ему на шею. Однако в то время Олег думал только о жене, но Наталья была уверена, что муж волочится за любой юбкой, хотя про неё саму судачили, что у неё рыльце в пушку, и что в поклонниках у неё чуть ли не Фидель Кастро. Отношения между супругами теряли смысл, и в 1976 году брак распался по инициативе Олега. Наталья бывшему мужу этого не простила, и решила прекратить его успешную артистическую карьеру. Она пожаловалась Галине Брежневой, и Видова практически перестали приглашать на роли в кино, в его жизни началась чёрная полоса. Советские режиссёры при встрече с ним стыдливо прятали глаза, а зарубежные приглашения на съёмки до актёра просто не доходили. Тогда Видов пошёл учиться на режиссёрские курсы ВГИКа, но снял только одну короткометражку, которая тут же легла на полку. Справедливости ради нужно сказать, что совсем без куска хлеба бывшая жена Олега не оставила – небольшие роли ему, всё-таки, получить удавалось. Но бывшая жена ударила с другой стороны: она дала сыну свою фамилию, запретила Видову видеться с Вячеславом. Встретились отец и сын только через четверть века после бегства Видова в США – Олег приезжал в Москву, потом Вячеслав пару лет жил в доме у Олега и его жены Джоан, но отношения так и не сложились.
Жена Джоан Борстин
В ноябре 1982 года умер Брежнев, Галина в одночасье потеряла всю свою силу, и 1983 году Видов сумел выехать в Югославию на съёмки картины «Молодёжный оркестр». Но и тут всё было не просто: чтобы получить трёхмесячную визу, он оформил, по сути, фиктивный брак с Верицей Йованович, и только тогда его выпустили из страны. Вместо трёх месяцев Видов прожил в Югославии больше двух лет, снялся в пяти полнометражных фильмах и телесериалах. Но как-то его пригласили в советское посольство, и настоятельно порекомендовали вернуться в СССР. Видов возвращаться не хотел, развёлся с Верицией, друзья помогли ему окольными путями добрался до Австрии – пограничный контроль у «ребят демократов» был не такой жёсткий, как в СССР, а оттуда уехал в Италию. В Риме в доме американского актёра Ричарда Харрисона он встретил свою последнюю жену корреспондентку авторитетной газеты Los Angeles Times Джоан Борстин, которая была младше Олега на 4 года. Джоан вообще ничего не знала о Видове, о его ролях, об его громкой славе, об армии его поклонниц. Да и сам актёр от своего экранного образа благородного красавца в тот момент был очень далёк. Но встреча с Джоан круто изменила его жизнь – с ней он обрёл долгожданное семейное счастье. Видов сказал, что хочет провести с Джоан всю свою жизнь, она увезла Олега в США, в 1989 году они поженились, и поселись в фешенебельном посёлке Уэстлейк Вилидж – пригороде Лос-Анджелеса. Вместе они прожили 30 лет, до самой смерти Олега. Джоан очень заботливо относилась к Олегу, она была его настоящим спасением, она открыла ему Америку.
После бегства из СССР Олег думал, что за ним охотится КГБ, и всё время ходил в бейсболке, надвинутой прямо на глаза. Наивный, он думал, что так его не узнают. Ему казалось, что его жизнь закончилась – ни работы, ни друзей. В Штатах ему пришлось начинать с нуля, хотя в Голливуде о нём уже знали, а о побеге актёра из СССР писали многие американские газеты. Отец Джоан занимал приличный пост в одной из крупнейших кинокомпаний Universal Pictures, да и у самой Джоан в Голливуде были неплохие связи. Она тут же нашла мужу персонального агента, но даже такой известный русский актёр в США был никому не нужен, и Видов, как когда-то в юности, невзирая на возражения жены, пошёл чернорабочим на стройку. Платили ему 3,5 доллара в час – меньше тысячи долларов в месяц, что в те времена было уже чисто символической суммой.
«Красная жара»
Олег уже потерял надежду, но в 1987-м он стал партнёром самих Арнольда Шварценеггера и Джеймса Белуши в дурацком фильме про Советский Союз «Красная жара». Видов должен был играть негодяя, но выглядел, как сказочный принц. Режиссёр Уолтер Хил моментально переписал сценарий, и дал Видову роль хорошего парня милиционера Юрия Огаркова. Правда, в самом начале картины его убили. В фильме снимался другой советский эмигрант Савелий Крамаров, от которого Видов умирал от смеха на «Джентльменах удачи».
Роль была крошечная, но Видов получил шанс сниматься в других голливудских картинах. А ещё его обеспечили хорошей медицинской страховкой, которая вскоре ему очень пригодилась. В 1989 году на картине Залмана Кинга «Дикая орхидея» с Микки Рурком во время съёмок эпизода на мотоцикле Олег перестал видеть дорогу, потерял сознание, и лишь чудом не разбился. Он лёг в госпиталь, а там выяснилось, что у него тяжёлая и редкая доброкачественная опухоль гипофиза. Джоан нашла лучшего хирурга, Видову сделали несколько операций, он долго проходил реабилитацию, но смог вернуться к работе, и прожил после этого почти 30 лет.
Ещё один сын
Уже после развода с Федотовой Видов, снимаясь в Одессе в революционном фильме «Артём», познакомился с симпатичной студенткой Одесского мединститута Татьяной. Случайный роман привёл к рождению в 1978 году сына Сергея. Олег вернулся в Москву, а Татьяна не сообщила ему, что беременна. Отец и сын долгое время не знали о существовании друг друга. О том, что у него есть ещё один сын, Видов узнал уже в Америке, и признал его сразу, без всяких доказательств. Они встретились в Москве, а потом, когда ему исполнилось 16, Сергей с разрешения Татьяны переехал к отцу в Штаты. Своих детей у Олега и Джоан не было, Сергей стал для неё сыном, и остаётся им и после смерти Олега. Сергей занимается бизнесом, и часто вместе с женой приезжает в дом отца.
В Штатах Видов был счастлив: у него была любимая женщина, сын, работа в кино, пусть и небольшая. Но в 2010-м Видову поставили смертельный диагноз: множественная миелома. Джоан искала врача по всей стране, а нашла, буквально, под боком – в Беверли-Хиллз. Пациенты доктора Беренсона жили с таким диагнозом по 10–15 лет. Олег прожил 7 лет. О страшном диагнозе знали только близкие Олега – он не хотел, чтобы все вокруг его жалели. Ещё один эмигрант Родион Нахапетов предложил Видову роль в кино, но тот отказался – боялся далеко лететь. Видов делал всё, чтобы оставаться на коне, не выглядеть слабым, старался жить на всю катушку. Сам он никогда не имел дурных наклонностей, и открыл в Малибу наркологическую клинику для лечения актёров от алкогольной зависимости. Видов отреставрировал старые советские мультфильмы, и занимался их продвижением в США. Он хотел показать американцам анимационные фильмы, на которых вырос сам. Занятие не простое, ведь в Америке очень сильна своя школа мультипликации, глубоки свои традиции. Вдвоём с Джоан у них многое получилось, пусть и не всё.
В начале мая 2017-го Олега снова положили в больницу, Джоан была уверена: муж поправится, но миелома уже проникла в костный мозг, и 15 мая он умер. Олега Видова похоронили на кладбище «Hollywood Forever», где нашли своё последнее пристанище многие звёзды кинематографа.
автор: Николай Кузнецов