Атакуя из-за облаков

Он 415 раз поднимался по тревоги в небо Афгана. «Грачей» узнавали все воюющие стороны.

Владислав Гончаренко любил свою машину. Он срастался с ней в бою. Они были единым организмом. Поэтому всегда побеждали. Машина платила благодарностью своему пилоту.

Атакуя из-за облаков

Любой летчик скажет вам, что у машины есть свой характер, настроение. И любовь. Они, со своей сушкой налетали более чем 360 часов, и выполнили полторы тысячи боевых задач.

Они со своей птахой в Баграме могли в течение суток взлетать и садиться 5,6,7,8 раз за сутки. Все зависело от обстановки у братишек в пустыне. Бывало, что не было времени на дозаправку. Тогда Владислав садился в другой самолет.

Он оказывал поддержку с воздуха бойцам, которые были в песках, под палящим солнцем. Но скучал по своему «грачу».

Декабрь 85-го

Десантники попали в засаду под Кандагаром. Они преследовали много дней группу бандитов, загнав их в горы. Но в горах их ждала засада. Они высадились на минном поле.

И сразу начался бой. Душманы били из пулеметов, минометов, стреляли снайперы, рвались гранаты. Вертолеты, высадившие десант, не успели взлететь, попав под яростный обстрел.

Десантники приняли бой. Через несколько минут два «грача» оторвались от взлетной полосы. В одном самолете находился Владислав, а во втором Александр Руцкой. Да, читатель, тот самый Руцкой.

Основная проблема в том, что бандиты рядом с десантниками и рухнувшими вертушками. Их разделяло всего 30-40 метров. В таких условиях легко уничтожить своих ребят.

Мощное оружие применить нельзя. Здесь возможны только пушки и мастерство пилотов. По счастью, среди десантников был авиационный наводчик. Он уверенно стал руководить действиями пилотов.

Они сумели оказать помощь бойцам. Снайперским огнем пулеметы душманов уничтожены. Наши потери равны нулю.

Лето 86-го

Шло боевое дежурство. «Грачи» стояли на взлетной полосе, готовый взмыть в небо в любую минуту. Разведка донесла, что в Хосте идет караван. Самолеты взмыли в воздух.

Курс пролегал на юго-восток. У реки летчики заметили караван. Самолеты прошли с ревом совсем близко к земле. Моджахеды бросились в рассыпную. Последовала точная атака, ракета попала в цель. Клубы огня и дыма взметнулись в высь.

Рядом еще один взрыв – сдетонировали боеприпасы, которые привезли душманы. Следующий удар – и взорваны десятки «студебекеров». Бандиты использовали машины из-за повышенной проходимости в песках или в горной местности, с грузом.

Пилоты вертушек подтвердили, что сработано «на отлично». Летчики учились на войне, как вести бой, как успеть увернуться от летящей ракеты, как не попасть в своих ребят. Это разные вещи, когда идет отработка манёвров на полигоне, и в реальном бою.

Надо уйти от средств ПВО. Владислав помнит бой в воздухе под Хостом летом 86-го. Шла операция по уничтожению бандитов. Четыре «грача» (СУ-25) попали в ураган из огня и снарядов. Но они продолжали пикировать с неба на цель.

Цель уничтожена, но подбит самолет майора Константина Осипова. Сразу загорелся двигатель, а потом остановился второй. Сильные повреждения были. Работала только радиосвязь.

Атакуя из-за облаков

И вдруг двигатель заработал. Осипов уже был готов к катапультированию, но… Он сел на родном аэродроме, пролетев десятки километров на умирающем самолете. Так летчики дорожат своими самолетами.

В Афгане офицеры и бойцы быстро мужали. Там смерть смотрела в лицо каждую минуту. Летчики сравнялись с ассами Великой Отечественной войны по числу боевых вылетов.

Атакуя из-за облаков

Они шли в бой, забыв сон и отдых, тогда же появились первые ордена на груди советских офицеров. Владиславу Гончаренко первому летчику присвоено звание Героя Советского союза времен Афганской войны.

Да, потом были и другие герои, но он был и остался первым.

AesliB