Многие годы теплоход «Жан Жорес» оставался страшной угрозой для курортной Феодосии. 77 лет назад он залёг на дно гавани, подорвавшись на вражеской мине. Всё это время на борту затонувшего судна находились тысячи взрывоопасных предметов. Недаром самые отчаянные сравнивали его с печально известным «Монбланом» – груженным взрывчаткой кораблем, который уничтожил канадский город Галифакс.
Угроза ликвидирована
Авиабомбы, артиллерийские снаряды, гранаты, патроны, детонаторы – всего 61 103 взрывоопасных предметов времён Великой Отечественной войны подняли с борта «Жан Жореса» сотрудники МЧС России. Работы осложняло то, что корабль подвергся заиливанию и видимость на семиметровой глубине была настолько низкая, что искать боеприпасы приходилось вслепую. Целый месяц команда из 34 человек трудилась над тем, чтобы обнаружить и поднять опасный груз, который затем уничтожили на военном полигоне вблизи мыса Опук. 7 ноября 2019 года сотрудники МЧС России отчитались о полном завершении работ, город вздохнул свободно.
О необходимости провести разминирование теплохода говорили ещё в советские годы, но вопрос всё время откладывали из-за высокой степени риска. С каждым годом боеприпасы всё больше и больше подвергались коррозии, а стоимость их обезвреживания становилась всё больше и больше. Однако это не мешало любителям экстрима погружаться на затонувший корабль в поисках сувениров, которые затем уходили в личные коллекции или же в местные прибрежные кафе. Трофеи, добытые на «Жан Жоресе», и рассказы о его героической судьбе привлекали любопытных туристов.
История судна
Двухпалубный 110-метровый теплоход «Жан Жорес» был создан в Ленинграде в 1930 году и закреплен за Балтийским пароходством. Своё имя он получил в честь французского социалиста. Назначение судна было исключительно мирным, в основном это были перевозки зерна и других народнохозяйственных грузов. Свой первый дальний рейс «Жан Жорес» совершил в Гамбург в 1932 году. Затем были Киль (Германия), Лондон (Великобритания), Альхесирас (Испания), Стамбул (Турция). В 1933 году в Генуе (Италия) на борт судна сел Алексей Максимович Горький с семьей. Он возвращался на «Жан Жоресе» в Одессу после лечения заболевания лёгких. В 1934 году теплоход впервые побывал в Дании и США. Направление Ленинград – Нью-Йорк станет постоянным для судна на несколько лет. Вплоть до самой войны «Жан Жорес» осуществлял перевозки зерна из Украины и Крыма в Западную Европу.
«Жан Жорес» берет пулемет
27 июля 1941 года гражданский теплоход вошел в состав Черноморского флота, начав военную службу. На его корме установили пулемёты и 45-миллиметровые пушки. Капитан Г.Н.Лебедев и его экипаж с рвением взялись за выполнение поставленных задач. Так, в 1941 году судно неоднократно участвовало в операциях по эвакуации населения из приморских городов, доставляло продовольствие защитникам Одессы и Севастополя. В декабре «Жан Жорес» на буксире доставил из Севастополя в Новороссийск недостроенное судно. Следом предстояло туда же отбуксировать из Керчи корпус эсминца «Огневой». Несмотря на сильнейший шторм и перегруженность теплохода (помимо груза на буксире на его борту находилось несколько тонн авиабомб и эвакуируемые рабочие), он смог выполнить задание. Учитывая тяжёлые погодные условия, капитан Г.Н.Лебедев получил команду сменить курс и довёл судно в порт Туапсе.
Конец
В 1942 году теплоход был одним из первых, с чьего борта высадился Керченско-Феодосийский десант в Крыму. После успешного выполнения операции перед командой была поставлена новая задача – доставка подкрепления, оружия и боеприпасов в порт Феодосии. Под сильнейшими обстрелами судно совершило три рейса, в один из которых было серьёзно повреждено. Разорвавшаяся между кормой и причалом бомба повредила корпус. Экипаж своими силами залатал пробоины, полузатопленный корабль смог доплыть до Новороссийска, где сразу же был отремонтирован.
В свой последний рейс «Жан Жорес» отправился 14 января 1943 года. Загрузившись в порту Новороссийска техникой и вооружением, судно направилось в Феодосию. Нанесенные взрывом повреждения мешали управлению и путь занял больше времени, чем обычно. Прибыв в Феодосийский залив 15 января к 20 часам, капитан понял, что причаливать предстоит, полагаясь на интуицию. Никаких ориентиров в порту не было, маяк был отключен. Капитан знал, что воды залива во многих местах заминированы и все же смог пришвартовать судно. До утра в полнейшей темноте велась разгрузка. Одновременно на борт принимали раненых, чтобы затем доставить на лечение в Новороссийск. Как только начало светать, командование отдало приказ судну отойти от берега, чтобы противник не узнал о проводимой операции. С наступлением темноты «Жан Жорес» снова должен был вернуться в гавань и продолжить разгрузку.
Около 21 часа теплоход снова вслепую приближался к Феодосии, когда по правому борту его оказалась магнитная мина. Взрыв унес жизни 40 человек, капитан был без сознания, горели ящики с боеприпасами, судно тонуло. Ещё на протяжении двух часов команда пыталась спасти теплоход, пытаясь заделать пробоины и откачать воду. На восстановление плавучести судна требовалось ещё несколько часов, но о подорвавшемся корабле уже узнали гитлеровцы и спешили добить его, начав обстрел с берега. Было принято решение об эвакуации. Выживших успел забрать катер «Кабардинец» и тральщик «Геленджик». Последними покинули борт утопающего «Жан Жореса» старпом, помполит и капитан. Так закончилась служба героического теплохода. Его разломленный корпус покоится на дне Феодосийского залива всего в 850 метрах от набережной. Место затопления обозначено буем. Каждый год дайверы прикрепляют к нему траурный венок в память о кораблях Великой Победы.
автор: Юлия Вершинина