Я помню, что, когда разбился Гагарин, вся страна заплакала. Некоторое время спустя многие поверили в официальную версию гибели двух прославленных летчиков – Гагарина и Серегина. Но сегодня причины их гибели вызывают вопросы.
Космонавты вдруг открыто стали высказывать свои сомнения относительно версий катастрофы. Выходят удивительные фантастические фильмы под управлением Игоря Прокопенко. Вы все их видели. Достаточно набрать в поисковике несколько слов, и вы прочтете даже версию выпивки за штурвалом.
А сколько домыслов ходит в народе, что «Юрий Гагарин жив, приходил к матери, стучал в окно к жене». Мда-а-а-а! Теперь уж лет ему было бы за …Много лет. А вопросы все те же. Аксенов Владимир, космонавт, заявил, что руководители полетов разрешили лететь в непогоду.
Облака закрывали небо почти от земли (600 метров) на четыре километра. Как будто лететь с тренировочным полетом надобности нет. Но они взлетели. На пути огромное облако, в которое можно входить со специальными приборами, определяющими положение самолета. Летчик в таком облаке беспомощен.
Я не поняла, а что, на самолете Гагарина такие приборы отсутствовали? Они же не на телеге взлетели. После гибели все самолеты этой серии заменили. Все говорят, что их вина в том, что они выполнили приказ. Была летная программа, и они решились на ее выполнение.
Так много размышлений. Даже инопланетяне кому-то привиделись. Пора снимать гриф секретности. Хотя, откровенно говоря, нет особенной необходимости иметь официальную государственную версию случившегося. Летчиков нет, машины в войсках заменили. Осталась память.
Так что, и правда их обманули приборы? Или их и вовсе не было? Члены комиссии расследования катастрофы, сообщили о полной исправности машины. Был штатный режим. И вот, два прославленных летчика, врезаются в землю. Что случилось? Ответы какие-то размытые.
Комиссия, куда входили высшие чины авиации, конструктор Артем Микоян, маршалы, партийные деятели высокого уровня, выехала на место падения
самолета. Представители многих различных направлений авиации, КГБ – все они приняли участие в расследовании.
Пять месяцев шли исследования разрушенного самолета. Врачи долгие месяцы исследовали останки пилотов. Внятный ответ никто так и не услышал. Возможно, сама комиссия не смогла сформулировать причину катастрофы. Двадцать девять томов отчета все еще не опубликованы.
Но две версии случившегося получили зеленый свет: «Первая вероятная причина гибели – резкий разворот самолета от приближающегося шара-зонда. Вторая возможная причина – отворот от верхнего края облаков и выход на критический угол полета».
Много публикаций конструкторов и пилотов рассказывают, что не хватило высоты из-за облачности. Полковник Кузнецов, Игорь Иванович, считает, что все было иначе. Он приводит расчеты, противоречащие всем известным данным. Полковник 28 лет работал в НИИЭРАТ (расследование авиакатастроф).
Он считает Гагарина своим другом. Раскрыть тайну гибели его долг перед памятью Юрия. Машина была неуправляема и падала сама. Летчики в момент катастрофы были без сознания. Кстати сказать, генерал Каманин еще раньше высказался по поводу неработоспособности экипажа.
Оба специалиста утверждают, что причина, по которой летчики не смогли катапультироваться, в полной потере сознания. Каманин написал в дневнике, что «…отсутствие попыток связаться с землей по радиосвязи и не пытаться катапультироваться… Они были без сознания».
Отличные летчики, крепкие, волевые люди, они постарались бы сделать все возможно, если бы сознание не покинуло их. Каманин и Кузнецов считали, что причину нужно искать здесь. Но комиссия сосредоточила свои поиски в другом направлении, как считает Кузнецов, в неверном.
Члены комиссии обнаружили, что руль управления высотой отклонен, как делают летчики в момент выхода из пике. Не связались с землей – неловко признаться, что не смогли справиться с управлением. Не катапультировались — надеялись выйти из пике.
По версии Кузнецова, самолет упал под углом 52 градуса, а вывод комиссии 33 градуса. Самолет шел к земле в режиме неуправляемого полета. Но в землю врезался под углом 33 градуса. Это можно объяснить эффектом торможения четырнадцати деревьев, которые оказались сломанными тяжелой машиной.
Самолет шел к земле в пике. Штопор невозможен для этой модели. Тогда почему погибли летчики? Тут сошлись несколько обстоятельств. Они взлетели на УТИ МиГ-15 производства Чехии. В самолете этой сборки кран вентиляции кабины напрямую связан с атмосферой.
В самолетах советской сборки использовался рычаг для вентиляции кабины. Рычагом летчик не сможет нарушить герметичность кабины. Но самолет был разгерметизирован. Это показал «черный» ящик. Опрос пилотов, летающих на подобных машинах, дал ясную картину отсутствия знаний этой особенности различной заводской сборки.
Вентиляционный кран был наполовину открыт. Это сделал тот, кто летал на самолете до них. Положение крана должен был определить летчик. Вероятно, тот, кто летал до них, оставил кран полуоткрытым, а Серегин осмотр не провел, надеясь на обычный традиционный рычаг.
Группы специалистов работали обособленно друг от друга. И сотрудник 11 отдела не сообщил другим командам о своем наблюдении полуоткрытого крана, а те безуспешно бились над задачей, почему кабина была не герметична. Ответа на этот вопрос не нашли, а Кузнецова никто не услышал.
Стремительный спуск с высоты 2000 метров не принес бы негативных последствий при герметичной кабине. Давление у летчиков быстро поднялось. Врачам известна ситуация, что быстрое изменение кровяного давление может повлечь за собой потерю сознания.
Нет сомнения у Каманина и Кузнецова, что летчики через несколько секунд потеряли сознание. Гагарин готовился к следующему полету в Космос. Мечта не сбылась. Урны с прахом Гагарина и Серегина замурованы в Кремлевскую стену. Память первого космонавта планеты увековечена в литературе, кино, в архитектурных памятниках.