СССР – США: война после войны

Боестолкновения между СССР и США были, и в период Великой Отечественной войны, и после. Сначала расскажем о первом после войны и не очень известном и афишируемом. Мирное небо. Весна. 8 апреля 1950 г. воздушное пространство Советского Союза нагло нарушает американский самолет-разведчик. Это происходит в районе латвийского города Лиепая. Незваного и недорогого «гостя» встречают два советских самолета ПВО, летчики требуют у «американца» следовать за ними и произвести посадку. Нарушитель не повинуется приказу и пытается выйти из воздушного пространства страны. Один из советских самолетов дает предупредительный выстрел. На что нарушитель открывает огонь на поражение, но меткостью он не отличился. Советским пилотам ничего не оставалось делать как дружно атаковать непрошенного гостя, расстреляв его из двух стволов. Самолет ушел в сторону Балтийского моря. Советская сторона жестко осудила провокационные действия США и потребовала объяснение. По этому поводу было сделано довольно странное, если не сказать больше, официальное заявление властей США о том, что самолет не нарушал госграницы Союза и не имел на своем борту никакого оружия. Как стало потом известно, до своей базы самолет не долетел. Место его гибели не обнаружено. Погибли все десять человек экипажа. В послевоенной истории это был первый случай противостояния советской и американской военной авиации, связанный гибелью людей. Целиком и полностью это лежит на совести, если это слово подходит, милитаристских кругов Америки.

Позже американское военное командование запретило своим самолетам-разведчикам приближаться к советским границам более чем на 20 миль, самовольно изменять маршрут и приказало демонтировать с бортов все вооружение. Как бы то ни было, стычки с обеих сторон с применением боевого оружия, были еще не раз, и не два…

В том же 1950 г. но уже осенью 8 октября, нежданно-негаданно к концу дня два американских истребителя нарушили воздушное пространство страны, оставив позади около 100км., напали на военную авиабазу «Сухая речка» (165 км. от Владивостока). Американцы расстреляли 8 самолетов, один из них восстановлению не подлежал, и безнаказанно ушли восвояси.

Конечно, факт этот более чем вопиющий. Сильно огорчает, что советская сторона была не готова к этому нападению и агрессор смог в добром здравии вернуться на свой аэродром. В США сделали все возможное, чтобы скрыть этот позорящий их вооруженные силы эпизод. Поэтому большинство людей в Америке ничего не знают о своих «лихих» летчиках. Советской стороне было заявлено, что пилоты ошиблись в навигации, неправильно оценили обстановку. Командующий американской авиации был уволен со службы. Пилоты жестко наказаны. Американцы были готовы возместить ущерб. В СССР решили не закатывать международный скандал, тем более, что советская сторона не смогла достойно ответить на это нападение.

СССР – США: война после войны

Локхид F-80 Шутинг Стар воевавшие в Корее. 1950 г.

Один из тех американских летчиков – Олтон Квонбек, потом вспоминал, что атака на русский аэродром была их ошибкой. Были низкие облака – плохая видимость. Неожиданный сильный ветер сбил американские самолеты с курса на порт Чхонджи (КНДР). Тогда шла Корейская война и они случайно, не зная об этом, наткнулись на советский аэродром «Сухая речка». Русские просто не были готовы к этой неожиданной атаке. На базе стояло около 20 самолетов. Два наших самолета дали по ним несколько очередей и ретировались. Топливо было на исходе. Вернувшись, мы доложили начальству, что уничтожили северокорейский аэродром. Специалисты, просмотрев съемки камеры, определили, что расстрелянные самолеты, это американские «Кингкобры», которые во время войны поставлялись русским по Ленд – лизу. Аэродром был русским.

СССР – США: война после войны

Аэропорт Чхонджин и авиабаза «Сухая речка»

Как положено, на следующий день, 9 октября, глава МИД СССР А.Громыко выступил с протестом к американской стороне. США в свою очередь признали свою вину. Командир авиаполка был снят с должности. Летчиков осудили.

На аэродроме «Сухая речка» базировались самолеты американского производства Тихоокеанского флота. Красиво себе стояли, незаправленные топливом, вдоль взлетно-посадочной полосы. Ну а потом прилетели американцы. В момент штурма комполка В.Савельев отсутствовал. Его замещал Н.Виоградов, который растерявшись, высадил из кабины летчиков дежурной эскадрильи, пытавшихся взлететь и принять бой. 

Обоих офицеров судили военным трибуналом и судом офицерской чести.

После этих событий были приняты серьезные меры по усилению боеспособности авиационных частей. На «Сухую речку» прибыла 303-я авиадивизия, оснащенная реактивными самолетами. Был срочно сформирован 64-ый авиакорпус и началось его перевооружение. Вновь было введено боевое дежурство, которого не было со дня окончания войны. Летчики круглыми сутками сидели в кабинах или прохаживались недалече. У них было чувство: как бы снова не заполыхало.

Американцы были бы не американцами, если бы оставили наконец-то Советский Союз в покое. В праздничный день 1 мая 1960 г. под Свердловском был сбит американский самолет-разведчик У-2, пилотируемый Гари Пауэрсом. Эти разведывательные полеты начались с 1956 г. Для этого в США под патронажем ЦРУ был сформирован специальный авиаотряд, самолеты которого совершали разведывательные полеты над СССР и другими соц.странами, фиксируя РЛС, объекты ПВО, аэродромы, оборонные предприятия и др. И до 1960 г. американские пилоты совершенно безнаказанно совершили около 20 разведывательных полетов над советской территорией.У-2 баражировали на высоте 19-20 тыс.м. и были в течение нескольких лет не доступны для ликвидации советскими самолетами и средствами ПВО. Но май 1960 г. показал, что американской вседозволенности в советском небе пришел конец. Для США наступило время «собирать камни».

…Как все было? 1 мая 1960 г.около половины шестого по московскому времени У-2 вторгся на территорию СССР в районе Таджикской ССР. Высота полета – 18-20 тыс.м. Скорость – 720-780 км/час. Ориентируясь по карте, «небесный шпион» Пауэрс интенсивно вел фотосъемку советских секретных объектов. Уже позади закрытый город Челябинск-40 (ныне г.Озерск). Радары ПВО моментально засекли «американца», но добраться до У-2 не удавалось из-за большой высоты его полета. Один из советских летчиков получил приказ таранить нарушителя, но это не получилось. Тогда в дело вступил 2-ой дивизион 57-ой зенитной ракетной бригады под командованием майора М.Воронова. Первой же ракетой самолет был сбит, а летчик сумел катапультироваться. Приземлился он в районе уральской деревни Косулино, где и был задержан местными жителями.

СССР – США: война после войны

Не обошлось без потерь с советской стороны. По ошибке одного из зенитно-ракетных комплексов, дислоцированных далее по курсу был сбит советский самолет-перехватчик. Летчик погиб.

Американцы изворачивались как могли. Госдепартамент заявил, что У-2 изучал погодные условия, и по ошибке пилота сбился с курса, и случайно залетел на территорию СССР. Представители страны предъявили американцам соответствующие документы и фотографии, подтверждающие шпионскую деятельность сбитого У-2. Пауэрс был осужден советским судом на 10 лет. Но потом его обменяли на легендарного советского разведчика Р.Абеля. Международное сообщество осудило провокационные действия США против Советского Союза. Межгосударственные отношения, конечно, же осложнились и оставляли желать лучшего. 16 мая 1960 года накануне встречи Хрущёва и Эйзенхауэра в Париже американские вооруженные силы были приведены в повышенную боевую готовность.

СССР – США: война после войны

Гэри Пауэрс — заключенный в СССР

История так ничему и не научила США. Они по-прежнему не унимаются и постоянно «маячат» вблизи границ России. Как недавно сообщил мониторинговый ресурс PlaneRadar, стратегический беспилотный аппарат американцев недавно проводил воздушную разведку у западной границы РФ.

автор: Борис Ляшко

AesliB